Введение
Доклад подготовлен в рамках педагогического совета по результатам обучения предмету Информатика в начальной школе в 1-м полугодии 2019-1920 учебного года.
В докладе отражены методика преподавания, методы, используемые в процессе обучения предмету информатика в начальной школе и результаты обучения. К докладу прилагается презентация.
Место информатики в системе начального общего образования
Информатика в школе – историческая ретроспектива
Десятилетия назад лозунг «Программирование – вторая грамотность» оказался победным и в школах появился новый предмет «Основы информатики и вычислительной техники» (далее ОИВТ). Этот прорыв во многом определил общую тенденцию информатизации образования.
И одновременно заложил мину замедленного действия в молодую учебную дисциплину.
Не всем сейчас это бросается в глаза, но сегодня информатика – самая спорная дисциплина в школе среди дисциплин, имеющих связь с конкретной областью научного знания.
Рассмотрим информатику как область научного знания. Интересны мысли В.С.Леднева, В.М.Глушкова и А.И.Берга об учебной дисциплине, отражающей отрасль научного знания об информационных основах процессов управления. Эти революционные на тот момент взгляды не были приняты руководством страны, потому что не могли быть им понятны. А потому до школ и ВУЗов эти мысли не дошли.
Более близкие нам в хронологическом смысле взгляды на информатику были представлены на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика», который проходил с 1 по 5 июля 1996 года в Москве. В рамках этого конгресса был озвучен доклад «Политика в области образования и новые информационные технологии». В докладе определена структура информатики как научной области. Выделены четыре основных блока: теоретическая информатика; средства информатизации; информационные технологии; социальная информатика.
К теоретической информатике отнесены элементы общей теории информации, теории алгоритмов, автоматов, игр.
Средства информатизации рассматривают программную составляющую обеспечения информационных (вычислительных) систем.
Информационные технологии рассматривают техническую составляющую.
Социальная информатика изучает комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме.
Анализ содержания этих блоков показывает, что из теоретической информатики, в школьный курс включены только основы теории алгоритмов. Общая теория информации представлена начальными понятиями либо о способах восприятия информации, либо таких её свойствах, как «своевременность», «полнота» и «достоверность». Социальная информатика не представлена вовсе. Информационные технологии представлены очень слабо. Максимально развиты средства информационных технологий.
Мы видим тотальное несовпадение предметов науки и учебной дисциплины. Это положение вещей характерно только для информатики
Расслоение между информатикой как наукой и информатикой как учебной дисциплиной можно наблюдать с 1985 года – введение курса ОИВТ в школе было результатом компромисса. В программу вошла лишь дисциплина, развивавшая навыки формализованного описания поставленных задач, математического моделирования, грамотной постановки задач, возникающей в практической деятельности.
Современный мир главным результатом обучения желает видеть компетентную личность, способную к самообучению, успешно входящую в социум.
Исходя из этих требований целью обучения предмету Информатика является, необходимые для успешной жизни компетенции
- в виде метапредметных и личностных компетенций (SoftSkills)
- развитая способность к использованию ЦР в профессиональной и повседневной жизни (Degitalkcills)
- и сформированные предметные компетенции (база для ProfessionalSkills)
Человек воспринимает информацию по-разному: из того, что человек слышал, он запоминает всего 15%, из увиденного – 25%. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Восприятие человека избирательно, одни лучше запоминает устную информацию (аудиалы), другие лучше запоминают зрительные образы. Это зависит от того, какое полушарие мозга развито лучше.
Есть и равно полушарные (аудиовизуалы). Если объединить устное изложение и визуальное восприятие, то процент запоминаемой информации увеличится в 2-3 раза.
У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому использование учителем в своей работе электронных образовательных ресурсов позволяет повысить качество образования, сделать содержание учебного материала более доступным, понятным и интересным. Создание презентаций уроков, внеклассных занятий повышают уровень качества обученности учащихся, способствуют более прочному усвоению программного материала.
Компьютер используют для подготовки учебных документов, а учащиеся готовят с его помощью домашние задания.
Возможности компьютера довольно разнообразны.
Сфера его применения в жизнедеятельности человека и обучении безгранична.
В учебном процессе ИКТ находят широкое применение и потому ИКТ компетенция педагога требует наличия информационной и компьютерной грамотности.
Например, зона применения офисных приложений учителем весьма обширна:
- текстовый процессор используют для работы с офисными документами, для записи математических, физических и химических формул;
- создают схемы и диаграммы, кроссворды, ребусы для учебных проектов;
- внедряют графические объекты в текстовые документы;
- используют нестандартные шрифты при оформлении учебных работ;
выполняют простейшие чертежи для иллюстрирования работ по геометрии и физике, рисуют графики математических функций; - иллюстрируют учебные работы творческого характера;
- создают интерактивные документы с обратной связью, которые можно использовать для тестирования знаний учащихся.
Универсальность информационных коммуникативных технологий состоит в том, что их можно использовать на любом этапе урока, при применении любого метода обучения:
- Объяснительно-иллюстративный метод (учащиеся пассивно взаимодействуют на уровне восприятия информации, наблюдения, запоминания).
- Репродуктивный метод (выполнение действий по образцу, использование электронных учебных модулей).
- Проблемное изложение материала (учащиеся следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способами и приёмами научного мышления).
- Частично-поисковый метод (учитель организует работу поискового типа: анализ проблемной ситуации, постановка проблемы и поиск вариантов решения).
- Исследовательский метод (самостоятельная работа учащихся, сам ставит проблему, ищет решения проблемы).
Использование образовательных программ позволяет сделать урок ярче, а его содержание запоминающимся. ИКТ включают наборы программ, которые предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы.
Смена ярких кадров и заданий даёт простор для развития и проявления фантазии.
Использование компьютера решает проблему дефицита качественной наглядности.
Использование занимательного материала, наглядности, анимационных эффектов, возможность самопроверки по образцу с применением электронных ресурсов повышает уровень качества усвоения программного материала.
Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека. В современных реалиях для большинства людей важным стало умение пользоваться промышленными информационными технологиями. Актуально это и для начальной школы, так как информационные технологии позволяют обеспечить современный уровень преподавания различных предметов.
Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. А новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса младших школьников.
Включение компьютерных технологий в процесс обучения становится необходимым и неизбежным. Применение информационных технологий и средств мультимедиа преобразовывает систему современного образования, делая необходимым интерактивность учебного процесса, развивая и утверждая автономность ученика, адаптируясь к индивидуальным возрастным особенностям, повышая творческий потенциал и независимость учителя.
Применение новых информационных технологий позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Информационные технологии в рассматриваются мной как один из методов обучения. Всякое включение ИКТ в образовательную среду должно быть аргументировано. Необходимо учитывать, что урок с использованием информационных технологий значительно отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ-компетенцией педагога.
Исходя из своей практической преподавательской деятельности я выявила преимущества использования ИКТ в обучении и воспитании:
- усиливает положительную мотивацию обучения;
- повышает качество усвоения материала (за счёт наглядности);
- осуществляет дифференцированный подход к обучающимся (разноуровневые тренажёры);
- активизирует познавательную деятельность обучающихся;
- экономит время и средства учителя.
При подготовке к урокам использую электронные ресурсы учебного назначения ресурса Интернет.
Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае обучающийся выполняет роль учителя, комментируя содержание собственной презентации. После просмотра обучающиеся задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации.
Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения мы даём возможность каждому ребёнку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.
Современный век – это век высоких технологий во всех сферах человеческой деятельности. Их развитие идет интенсивными темпами и современное общество уже не мыслит себя без новейших информационных технологий. Этот фактор накладывает определенные требования к специалистам, в которых нуждается общество, а именно умение мыслить самостоятельно, способность работать с информацией и применять навыки работы в среде ИКТ при решении задач и проблем.
Современная жизнь строится на двух базовых составляющих: время и информированность. Современные технологии должны найти свое место в сфере обучения.
Предмет информатика, как школьный компонент обучения уже в начальной школе ведет процесс обучения одновременно по четырем направлениям:
- 1-е направление – изучение информации (понятия, предмет, объект, явления, состав, признаки, действия, среда);
- 2-е направление – изучение способов приема, получения, обработки, преобразования и хранения информации;
- 3-е направление – изучение и применение технических средств и приборов, работающих с информацией, изучение и применение средств ИКТ;
- 4-е направление – изучение средств программирования, техник и технологии программирования и их практическое применение.
Как видно из представленного перечня направлений, на первом месте стоит информация и способы ее получения.
Эта позиция тесно связывает предмет информатики со всеми, без исключения учебными предметами школьного обучения.
Так процесс преподавания предмет информатика:
- во-первых, базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимся по основным школьным предметам;
- во-вторых, обеспечивает обучающемуся возможность, в процессе практического обучения, получить конкретный продукт: новый информационный файл, обобщить и синтезировать учебные навыки, полученные им на уроках математики, письма, чтения, радионаведения, ОБЖ, ТРИЗ, рисования, музыки и т.д.;
- в-третьих, предоставляет обучающемуся возможность применять знания, полученные на уроках информатики для формирования нового знания.
Чтобы данные направления обучения были эффективно реализованы учителем и обеспечили его обучающимся стабильные качественные результаты, нужны качественные современные технологии.
Обучение предмету информатике в начальной школе ОК «Илим» осуществляется на основе Технологии Активных Методов, которая четко регламентирует этапы ведения урока в зависимости от его типа и дает возможность применить техники Критического Мышления, Активного Метода Обучения, техники Конкретных Ситуаций, Квест и др.
Задачи учителя информатики в формировании информационной компетенции обучающегося |
|
1 |
Индивидуально и в составе группы анализировать информацию (критическое мышление) |
2 |
Отсортировывать информацию для решения заданной задачи |
3 |
Выявлять ключевые проблемы |
4 |
Генерировать альтернативные пути решения и оценивать их |
5 |
Выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п. |
Интегрированные уроки в моей практике преподавания предмета в начальной школе, применяются многократно, в том числе ежемесячно проводятся ЛЕГО уроки. Данные методы и техники направлены на то, чтобы воспитать в детях любознательность, дать им возможность ощутить радость познания и развить их творческие способности.
В данном докладе речь пойдет об Инфографике, которая в настоящее время широко применяется при работе с информацией в целях визуализации данных и идей.
Применение Инфографики позволяет учителю сосредоточить внимание обучающихся на сути изучаемого объекта или понятия, а обучающемуся перейти от уровня принял – понял – сохранил – воспроизвел, на уровень нового знания: применил – осознал – обобщил – синтезировал, что очень важно для достижения информационной компетенции обучающихся.
Конечно же, обучающиеся начальной школы не могут создать полноценный объект инфографики, но заложить основы понимания ее сути, обеспечить способность обучающегося воспринимать и понимать объект инфографики и самому создавать элементарные объекты, это уже значительное достижение в формировании его информационной компетентности.
В докладе дается характеристика инфографики, освещаются аспекты ее возможностей, способы применения, приводятся примеры использования инфографики на уроке, обобщаются результаты, полученные учителем от применения инфографики.