Публикация посвящена изучению влияния инновационных технологий на формирование базовых компетенций обучающихся путем разработок и внедрения в учебный процесс индивидуальных образовательных маршрутов. В публикации дается понятие педагогическая технология и рассматривается её структура. Приводится классификация видов базовых компетенций обучающихся, формирование которых осуществляется путем технологической разработки и апробации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. В основной части дается понятие "индивидуальные образовательные маршруты (траектории)", определяется их содержание и компонентный состав, детально расписываются этапы реализации модели сопровождения учащихся.
Предлагается модель психолого-педагогического сопровождения учащихся, имеющих задержку психического развития и обучающихся в классе по общеобразовательной программе, направленную на формирование базовых компетенций, а также мониторинг психолого-педагогического сопровождения (диагностика изучения эмоционального состояния школьников в ходе учения и удовлетворенностью школьной жизнью и отношение школьника к учебной деятельности). Структура представлена введением, концептуальной основой, опытно-поисковой педагогической работой, заключением и списком используемой литературы.
В результате анализа используемой литературы и практико-ориентированного подхода к теме сделаны выводы об эффективном влиянии инновационных технологий, в частности индивидуальных образовательных маршрутов, на формирование базовых компетенций учащихся.
Педагогическая технология и её структура
Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:
- принцип научности и доступности обучения;
- принцип системности обучения и связи теории с практикой;
- принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;
- принцип наглядности;
- принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся.
Структура педагогической технологии включает в себя три части: концептуальная основа; cодержательный компонент обучения; процессуальная часть - технологический процесс.
Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала. Процессуальная частьпредставлена системной совокупностью следующих элементов: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности учащихся; методы и формы работы преподавателя; диагностика учебного процесса.
Рассмотрим индивидуальный образовательный маршрут как средство формирование базовых компетенций обучающегося. Отметим, что компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией. Компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или направления компетентностей:
1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).
2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).
3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития).
Широко используются сегодня в научных исследованиях понятия «индивидуальные образовательные траектории» и «индивидуальный образовательный маршрут». Под траекторией в классическом значении понимается «линия движения какого-нибудь тела или точки», а под маршрутом – «путь следования». Эти понятия могут быть соотнесены тем, что линия движения образовательной программы (траектория) приобретает конкретизацию в пути (маршруте). В наиболее общем значении индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовательном процессе (А.В.Хуторской).
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» используется понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А.Бордовский, С.А.Вдовина, Е.А.Климов, B.C.Мерлин, Н.Н.Суртаева, И.С.Якиманская и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации:
- содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);
- деятельностный (специальные педагогические технологии);
- процессуальный (организационный аспект).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Эти понятия используются чаще всего в контексте развития творческой направленности личности ученика, усиления его субъектной позиции, самостоятельности, ответственности, что оправдано современными требованиями к результатам образования. Но в рамках нашего образовательного учреждения такая трактовка не представляется целесообразной в виду его специфики (далее об этом будет сказано подробнее). В связи с этим мы будем использовать данные термины в более широком значении. В частности, под индивидуальной образовательной траекторией мы будем понимать определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога.
Анализ образовательной ситуации учреждения
Предмет деятельности учреждения включает следующие направления:
- создание благоприятных условий, приближённых к домашним, способствующих формированию здорового образа жизни, умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
- обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
- обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;
- обеспечение охраны и укрепления здоровья учащихся, охрана прав и их интересов;
- психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в соответствии с особенностями его развития;
- осуществление образовательного процесса в соответствии с уровнем и направленностью образовательных программ.
Главным звеном в образовательном процессе является обеспечение оптимальных условий для развития индивидуальных способностей, самореализации каждого ребенка вне зависимости от его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей.
Содержание индивидуальной образовательной траектории
Образовательный процесс целостен: включает в себя и процесс обучения, и процесс воспитания. Они неотделимы друг от друга. Но, акцентируясь на данном этапе на процессе обучения (в силу ограниченности ресурсов), мы отдаём себе отчёт в том, что невоспитанность, отсутствие духовно-нравственных качеств, ценностного отношения к образованию у детей значительно снижает качество образовательного процесса.
Определяя компонентный состав индивидуальной образовательной траектории, мы опирались на структуру педагогической деятельности.
Целевой компонент определяет требования к результату образовательного процесса. В нашем случае, это Федеральный государственный образовательный стандарт. Выйти за его границы (в большую сторону) не представляется возможным в силу специфики контингента учащихся: низкий уровень общего развития, педагогическая запущенность и другие проблемы.
Содержательный компонент представлен обязательной и коррекционной частями. Обязательная часть – это то, что ученик изучает фронтально, одновременно с другими учениками на учебном занятии, а коррекционная – состоит из материала, который ученик не усвоил в своё время в силу социальных проблем. Коррекционная часть у каждого ученика имеет свой объём и глубину, поэтому и возникает необходимость в индивидуальной образовательной траектории.
Технологический компонент содержит технологии индивидуализации обучения и адаптивные технологии обучения. Первый вид технологий связан с учётом индивидуальных возможностей ребёнка в процессе отбора таких компонентов обучения, как цель, содержание, методы, формы, средства. Второй – с вариативностью образовательного процесса на основе самостоятельной деятельности учеников.
Диагностический компонент предусматривает не только определение имеющегося уровня обученности учеников, но и выявление их индивидуальных особенностей, в частности, состояния здоровья, уровня интеллектуального развития и других педагогически значимых качеств. Диагностика предшествует целеполаганию, обеспечивает отбор адекватных методов, форм и средств обучения, даёт возможность определить эффективность процесса.
Организационно-педагогический компонент требует, чтобы в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся изменялись функциональные обязанности педагогов: они должны заниматься аналитически-проектирующей, консультирующей, координирующей, организующей и коррекционной деятельностью. Одновременно с этим требуется со стороны администрации координация совместной деятельности педагогов, воспитателей и психолога.
Результативный компонент связан с анализом результатов образовательного процесса, который состоит в сравнении сформированных знаний и умений учеников с запланированными в Федеральном государственном образовательном стандарте. Для своевременной коррекции процесса проводится мониторинг обученности учеников.
Этапы реализации модели сопровождения учащихся
- Определение исходной ситуации (педагогическая диагностика). На этом этапе работают совместно несколько специалистов: учителя, психолог, социальный педагог. Проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика, которая завершается постановкой педагогического диагноза (заключение о реальном уровне развития ребёнка, сделанное на основе соотношения с нормой). Все принципы педагогического исследования выполняются: «не навреди», учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, принцип комплексности и дополнительности. Используемые методы традиционны для педагогической диагностики: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, тестирование, изучение документов. Распространённой в нашем учреждении ситуацией является то, что ребёнок какое-то время не посещал школу, и у него имеются серьёзные пробелы в знаниях. Есть случаи выявления задержки психического развития, и такой ученик обучается в обычном классе. Встречается и обратная ситуация – когда ребёнок высокого уровня обученности попадает в классный коллектив с низким уровнем знаний и умений. Часто выявляется отсутствие учебной мотивации или низкий её уровень.
- Постановка цели. Конечной целью является достижение ребёнком необходимого уровня обученности в соответствии с ФГОС. Реализация цели предполагает постановку задач, которые носят уже индивидуальный характер, исходя из психолого-педагогического диагноза.
- Проектирование: разработка содержания индивидуальной траектории развития ученика, определение технологического инструментария и организационных условий. Содержание индивидуальной образовательной траектории всегда уникально, как неповторим сам ученик и его проблемы. В содержании выделяется инвариантная часть – то, что ученик будет усваивать на учебных занятиях одновременно с остальными детьми. Также определяется вариативная часть – у каждого ученика своя (её можно назвать коррекционная). В качестве технологического инструментария выступают как традиционные методы и средства обучения, так и инновационные.
- Организация педагогического взаимодействия: решение поставленных задач в образовательном процессе – «движение» ученика по разработанной индивидуальной траектории.
- Коррекция процесса (при необходимости). Образовательный процесс осуществляется при воздействии большого количества субъективных факторов, поэтому его ход и результат невозможно полностью прогнозировать. Изменения возможны в средствах достижения цели: методах, приёмах, формах. Причиной могут быть и недочёты в педагогической диагностике – неверный результат.
- Оценка и анализ результата. Определение результата осуществляется с помощью текущего и итогового контроля. Спецификой индивидуальной образовательной траектории является то, что методы и формы контроля определяются, исходя из психолого-педагогического диагноза.
Педагогическая наука и практика обладает большим арсеналом средств, способов контроля знаний и умений: от традиционного устного опроса до тестирования и практических заданий в форме проектов. Учитывая возможности ребёнка и объекты контроля, всегда можно найти оптимальный способ оценить результат образовательного процесса. Весь вопрос в профессионализме и мастерстве педагога.
Средством постоянного отслеживания эффективности процесса обучения является мониторинг уровня обученности, который отвечает всем необходимым принципам: непрерывности, научности, объективности, личностной целесообразности, педагогической коммуникативности, информационной интегративности, социально-нормативной обусловленности, целостности, преемственности.
Опытно-поисковая работа по внедрению в учебно-воспитательный процесс индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий)
Для выполнения цели и реализации поставленных задач в образовательном учреждении проводится инновационная работа по разработке и апробации индивидуальных образовательных маршрутов по следующим направлениям:
- Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, имеющего высокий уровень обученности и находящегося в классе с детьми с преимущественно низким уровнем обученности;
- Психолого-педагогическое сопровождение педагогически запущенных учащихся;
- Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих задержку психического развития и обучающихся в классе по общеобразовательной программе;
- Индивидуальный маршрут помощи профессиональной адаптации.
Как вариант предлагаем модель психолого-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих задержку психического развития и обучающихся в классе по общеобразовательной программе, направленную на формирование базовых компетенций.
В рамках психолого-педагогического сопровождения решаются задачи индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания посредством:
- диагностики возможностей ребёнка, мониторинга “роста” (обеспечивает школьный консилиум),
- коррекции (насколько возможно) дефектных познавательных функций, оптимизации и развития сохранных сторон психики (работа логопедов, психолога, дефектолога, педагогов),
- участия специалистов системы сопровождения в разработке рабочих программ, адекватных возможностям детей,
- укрепления физического и психоневрологического здоровья.
Субъектами системы сопровождения являются учителя-предметники, логопеды, психологи, дефектологи, администрация школы, по сути, так или иначе задействован весь педагогический коллектив. Все учителя-предметники проводят индивидуально-групповые занятия по восполнению пробелов в знаниях, логопед, психолог проводят занятия, исходя из своей специфики.
Иван Г., 30.12.1998 года рождения, 14 лет, ученик 6 класса, вежливый, часто испытывает чувство тревоги, поэтому требует дополнительного внимания. Иван не конфликтен, лидером в коллективе не является и не стремится стать им, чаще всего занимает позицию наблюдателя. Навыки самообслуживания сформированы плохо, за внешним видом не следит. Вредных привычек не имеет.
Виды |
Компоненты структуры индивидуальной образовательной траектории |
|||||
целевой |
содержательный |
технологический |
диагностический |
организационно- педагогический |
результативный |
|
входящий |
Создание условий для обучения и коррекции знаний учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), имеющего пробелы в знаниях |
Фронтальная работа в классе + коррекционная индивидуальная деятельность |
Применяется технология индивидуализации и дифференциации обучения |
Диагностический инструментарий: |
Фронтальная работа в классе + коррекционная индивидуальная деятельность; работа с ребёнком |
имеет низкие возможности к обучению; педагогические кадры готовы к работе с учеником; психологически ребёнок расположен к индивидуальной работе с учителями, специалистами коррек.направленности |
текущий |
Адаптация и активизация деятельности учащихся в образовательном процессе |
Фронтальная работа в классе + коррекционная индивидуальная деятельность |
Применяется технология личностно-ориентированного обучения. Использование индивидуализации и дифференциации по различным предметам. |
Проведение повторных замеров. |
Расширение педагогических возможностей у учителей; работа с ребёнком психолога, |
имеет продвижение в обучении; педагогические кадры реализуют процесс обучения по ИОМ с учеником; психологически ребёнок расположен к инд. работе с учителями |
итоговый |
Анализ результатов работы |
Увеличение доли индивидуальной работы с учеником на уроке, консультациях |
Применяется технология личностно-ориентированного обучения. |
Проведение итоговых замеров. |
Расширение педагогических возможностей у учителей; |
имеет продвижение в обучении; сформирован базовый уровень знаний |
Мониторинг психолого-педагогического сопровождения воспитанника
1.Диагностика изучения эмоционального состояния школьников в ходе учения и удовлетворенностью школьной жизнью
Это наблюдение на уроке за учеником и фиксация его эмоционального состояния в разных ситуациях и во время выполнения различных учебных действий.
Вывод: По результатам мониторинга выявлено, что по ходу обучения, коррекции знаний, как следствие возникают ситуации успеха и улучшается психо-эмоциональное состояние ученика, появляется удовлетворенность школьной жизнью.
2. Отношение школьника к учебной деятельности
В таблице выбираются противоположные показатели. Между ними шкала от 1 до 10. Педагог оценивает каждый показатель по предложенным баллам и следит за изменением кривой. Замеры производились в начале и конце учебного года.
Вывод: Наблюдается небольшая динамика в отношении школьника к учебной деятельности.
Заключение
Работа над темой "Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций" способствовала созданию в образовательном учреждении условий для реализации индивидуальной траектории развития воспитанника. Предоставила возможность педагогу использовать различные механизмы, адекватные современным условиям, использовать формы и методы, обеспечивающие развитие личности учащихся и их социализацию, учитывающие готовность воспитанников к обучению, принимая во внимание индивидуально-психологические особенности, состояние здоровья, социальное положение учащихся.
В ходе работы педагогический коллектив:
- повысил уровень профессиональной компетенции;
- разработал структуру индивидуальной образовательной траектории ученика;
- определил содержание компонентов структуры индивидуальной образовательной траектории;
- апробировал механизмы внедрения в образовательный процесс индивидуальных образовательных траекторий учеников.
В перспективе работы педагогического коллектива планируется расширение видов ИОМ, апробация индивидуальных образовательных маршрутов в рамках реализации программ дополнительного образования, индивидуальных образовательных маршрутов с привлечением социальных партнёров.
Таким образом, сделаны выводы об эффективном влиянии инновационных технологий, в частности индивидуальных образовательных маршрутов, на формирование базовых компетенций учащихся, что соответствует специфике учреждения, доступно по ресурсному обеспечению, представляется нам перспективным направлением развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Александрова Е. Еще раз об индивидуализации старшеклассников/ Е.Александрова // Воспитательная работа в школе. - 2016. - №6. - С.27-46.
- Крылова, Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б.Крылова // Школьные технологии. - 2017. - №2. - С.34-41.
- Лернер, П.С. Субъектные поиски смысла содержания образования как новая задача педагогики сотрудничества / П.С.Лернер //Известия Академии педагогических и социальных наук. - М.,2017. - Вып.12.
- Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист». - 2016.- №9.-С.4-7.
- Селиванова, О.Г. Теория и практика управления качеством образования старшеклассников в личностно-ориентированном образовании / О.Г.Селиванова // Профильная школа. - 2016. - №5. - С.4-8.
- Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ//Петербургская школа. – СПб., 2017 – с.79–90.