Формы работы с одарёнными детьми

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Начальная школа — это первая ступенька, на которую встают маленькие школьники, поднимаясь все выше и выше на пути к знаниям и будущей профессии. Важно в младшем школьном возрасте заложить в ребенке тягу к знаниям, ощущение школьного сообщества, чувство доверия и уважения к взрослым наставникам. На учителях начальных классов и лежит особая ответственность за успешное и благополучное школьное будущее маленьких учеников.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, что как раз и предусматривают на сегодняшний день ФГОС.

Известный практик и ученый, доктор педагогических и психологических наук А.И.Савенков говорил следующее: «Способность мыслить, творить – величайший из полученных  человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый».

Выявить, в какой области одарен ребенок, развить его способности, помогает внеурочная деятельность. В нашей школе выделяются следующие направления работы с одарёнными детьми: проведение различных конкурсов, игр, интеллектуальных дистанционных олимпиад, Всероссийских олимпиад на школьном и муниципальном уровнях. Учащиеся нашей школы ежегодно принимают участие в районном конкурсе исследовательских работ и проектов детей младшего и среднего возраста «За страницами учебника».

Традиционным стало участие в школьных и муниципальных конкурсах выразительного чтения «Живое слово», где ребята занимают призовые места в двух номинациях: «Писатели юбиляры», а вторая номинация каждый год имеет своё название. В этом году она посвящена 75-летию ВОВ.

Более подробно хочется рассказать о конкурсах: «Ученик года» и «Предметные недели». Одной из форм развития познавательной активности учащихся является проведение предметных недель. Участие в предметной неделе даёт возможность младшему школьнику проявить  свои интеллектуальные способности, раскрыть многогранность своих интересов.

Проведение предметных недель в нашей школе стало традицией. Изначально, они проводились в апреле месяце. Каждому предмету посвящалась одна неделя, в ходе которой ребята, работая в группах и индивидуально, выполняли интересные занимательные задания. В конце недели подводились итоги и награждались победители.

В ходе многолетнего опыта предметные недели «трансформировались» в неделю начальных классов. Как и другое масштабное мероприятие, неделя начальных классов готовится заранее, в соответствии с планом работы школы. В марте месяце на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов составляется план проведения мероприятия, распределяются обязанности, обсуждается система поощрения участников. Каждый учитель готовит систему заданий для отборочного тура по отдельному предмету с первого по четвёртый классы, продумывает форму проведения («Поле чудес», КВН, «Гонка за лидером» и т.д.).

Цель мероприятия: повышение уровня познавательного интереса младших школьников.

Задачи конкурса:

обеспечение активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного отдыха во внеурочное время;
создание условий для раскрытия способностей каждого ребенка, выявление одаренных детей;
воспитание осознания важности знаний в жизни каждого человека;
развитие умения работать коллективно.

Разработан план проведения недели начальных классов:

1. Понедельник – открытие недели начальных классов, торжественная линейка.

2. Со вторника по четверг – отборочный тур в каждом классе.

3. Пятница – заключительный этап, в виде квест-игры, подведение итогов, награждение победителей.

Во время проведения квест-игры каждая команда получает бегунок, в котором учитель, ответственный за этап выставляет количество набранных баллов (один балл за каждое правильно выполненное задание).

Хочется поделиться опытом в организации и проведении конкурса «Ученик года». За многолетний период проведения конкурс  совершенствовался с учётом применения в процессе обучения информационно-коммуникативных технологий, проектной деятельности и тестовых технологий. Мероприятие проводится на основе деятельностного подхода к определению победителей среди учащихся начальных классов.

Выявляются участники, сумевшие наиболее ярко реализоваться при равных условиях, проявив коммуникативную, интеллектуальную, творческую способность, эрудицию и коммуникацию.

В конкурсе принимают участие, как ученики, так и их родители. Использование данного проекта-конкурса направлено на заинтересованность родителей и педагогов в выявлении и развитии одарённых детей, а самих детей – в самореализации. Родители непосредственно включаются в сотрудничество со своими детьми, больше общаются, обсуждают проделанную совместную работу, учатся оценивать свою деятельность.

Задачами конкурса являются:

  • выявление учащихся, самореализующихся в учебной и внеучебной деятельности;
  • предоставление возможности проявить свои творческие, интеллектуальные способности;
  • развитие ученических инициатив, повышение творческого потенциала;
  • развитие умения находить информацию в различных источниках и её использование.

В период организационного этапа создаётся творческая группа, в состав которой входят: руководитель проекта, учителя, представители Ученического Совета школы, родители. Творческая группа участвует в разработке плана проведения конкурса, в подготовке заданий трёх туров, оценивает участников на всех этапах конкурса, подводит итоги, осуществляет награждения. Возрастная категория участников конкурса – от семи до одиннадцати лет. Конкурс проводится в период с  января по февраль. Каждый член творческой группы оценивает конкурсные задания по заранее разработанным критериям. Творческая группа сохраняет информацию о результатах каждого этапа до его окончания. Участники, их родители, классные руководители имеют право на получение информации о промежуточном ранжировании в течение всего конкурсного периода, так же на обратное получение своих конкурсных работ.

Конкурс проводится в три тура:

I тур отборочный «Предметный калейдоскоп» - тестирование. Участвовать в конкурсе имеют право все самоопределившиеся ученики каждого класса. Учащиеся выполняют тесты по четырём предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир. Каждый тест содержит десять заданий базового и повышенного уровня сложности, с заранее указанным максимальным количеством баллов. Творческая группа заранее определяет конкретные дни проведения каждого теста. После выполнения тестов по всем предметам, набранные баллы каждого участника суммируются, и выводится процент выполнения в зависимости от максимального количества баллов. Учащиеся, которые набрали менее 50% баллов от максимального количества, автоматически отсеиваются.

II тур интеллектуальный «Юный Эрудит». Работы включают в себя в основном задания на развитие логического мышления или  поиск информации. Используются различные источники: Интернет, обучающие диски, общение с учителями, родителями, учебники, научная литература, энциклопедии и т.д.

III тур заключительный «Школьная мозаика». На этом этапе конкурса ребята совместно с родителями могут проявить себя с творческой и коммуникативной стороны (презентация портфолио, написание заметок и статей в газету, ЛЭПБУК, создание афиш, книжек-малышек и т.д.).

Результаты конкурса оформляются в таблицах, отражая полученные баллы каждого тура. Победители и призёры награждаются грамотами и подарками, участники-сертификатами.

Конкурсы «Ученик года» и «Предметные недели» для педагогов предоставляют возможность апробации новых технологий, новых  форм организации урочной и внеурочной деятельности школьников. Они показывают не только возможности учащихся, но и возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и профессионализм.

Хотелось бы отметить, что каждый человек – талантлив. Добьется ли человек успеха – зависит от того, будет ли выявлен этот талант, помогут ли родители и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни. От этого зависит и успех самого общества. Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

По данной теме я работала на протяжении пяти лет. Результаты я отразила в индивидуальной образовательной программе профессионального развития. Опытом работы делилась с коллегами на школьном и муниципальном уровнях и в сети Интернет.

Приложение 1