Технологическая карта урока русского языка по теме «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью»

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, прямая речь


Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

Цели урока:

  • Развитие умений отличать предложения с прямой речью от других предложений, наблюдать за расстановкой знаков препинания в таких предложениях.
  • Наблюдение за использованием предложений с прямой речью в художественном тексте.
Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

 Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. «Классная работа».

Словарная работа.

– Прочитайте слова, предложите задания к данным словам.

На доске: Речь, речевая, речистый, реченька, речка, речи.

Разделить на группы, определить часть речи, выделить орфограммы, выделить части слова и т.д.

Запишите слова в две группы: речь, речевая, речистый, речи и речка, реченька.

О чем можно сказать – речевая?(ситуация)

Какие слова являются формой одного слова?(речь-речи)

О ком можно сказать –речистый?

Какая бывает речь?(письменная, устная, красивая, понятная, эмоциональная…)

А что вы скажете о сочетании слов «прямая речь»

Регулятивные Р

  1. Развиваем умение высказывать своё предположение.

Познавательные П

  1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  2. Выявлять сущность, особенности объектов.
  3. На основе анализа объектов делать выводы.
  4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные К

  1. Развиваем умение слушать и понимать других.
  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  3. Оформлять свои мысли в устной форме.

II. Формулирование проблемы.

Введение в раздел.

Откройте учебник на с. 73, прочитайте название раздела.

Кто уже знает, что такое прямая речь?

Что же сегодня на уроке мы будем «открывать»?

На доске З(знание)

Проблемная ситуация.

1. – Послушайте два предложения. Чем они различаются?
Учитель произносит:

1) – Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре, что тайное всегда становится явным.

2) – Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным».

– Какое предложение точно, дословно передаёт слова мамы?

Догадались ли вы, как назвать такие точно, дословно переданные слова?

Что такое п.р вы узнали, какое умение будем развивать?

(Знание: что такое п.р. Умение находить в предложениях п.р.)

2. Работа по учебнику.

Чтение диалога Игоря и Оли в рубрике «Определяем основной вопрос урока» (с. 82).

Диалог обсуждается в парах, после чего ученики формулируют вторую проблемуурока.

(Знание: как оформляется прямая речь на письме? Умение: учимся оформлять прямую речь на письме.)

Можно сказать, что мы составили план урока?

П. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Р. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные результаты Л. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

III. Открытие новых знаний.

Чтобы получить ответы на возникшие вопросы мы проведем наблюдение по упр83 в учебнике.

1. Нахождение прямой речи и слов автора.

а) Наблюдение по учебнику (упр. 83).

  • Кто автор этих стихотворных отрывков?
  • Определите из каких сказок здесь строки.
  • Прочитайте первый отрывок. Кому принадлежат выделенные слова? Откуда это известно? Кому принадлежат невыделенные слова?

Попробуйте сформулировать, что такое п.р. и как она обозначается на письме.

На доске: Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменения.

  • Прочитайте в предложениях только прямую речь.
  • Почему эта речь получила такое название?
  • Что ещё есть в предложениях с прямой речью? (Часть, в которой назван тот, кто говорит, автор этой прямой речи.)

Такие слова называются словами автора.

  • Сделайте общий вывод: из чего состоят предложения с прямой речью? (Из слов автора и прямой речи.)

Сравним свой вывод с авторским.

в) Работа над определением.

  • Прочитайте определение в рамке (с. 84).
  • Задайте вопрос к каждой части.
  • В какой из них содержится ответ на вопрос: что такое прямая речь? Что такое слова автора? (Во второй части.)

2. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.

а) Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью.

  • Как выделена прямая речь в отрывках из упр. 83? (Жирный шрифт, кавычки.)
  • Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки? (Чтобы легко было узнать говорящего, определить границы прямой речи.)
  • Какой ещё знак «сигнализирует», предупреждает: дальше будет прямая речь? (Двоеточие.)

б) Сравните свой вывод с авторским (в рамке в учебнике на с. 85).

  • О чём ещё, не отмеченном вами, здесь говорится? (О знаках в конце прямой речи.)
  • Как вы думаете, от чего зависит выбор знака – точка, вопросительный, восклицательный, многоточие? (От содержания прямой речи, цели высказывания, интонации.)
  • Обратите внимание! Где стоят эти знаки? Все ли занимают одинаковое положение? (Нет, точка стоит после последних кавычек, а все остальные знаки перед кавычками.)

Схему выносим на доску. А: «П». А: «П!» А: «П?»

П. На основе анализа объектов делать выводы.

П. Обобщать и классифицировать по признакам.

П.Ориентироваться на развороте учебника.

П.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

к. Развиваем умение слушать и понимать других.

к. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

к. Оформлять свои мысли в устной форме.

IV. Развитие умений.

Развивается умение находить прямую речь на основе выявленных признаков: точной, дословной передачи чужой речи и графического (пунктуационного) оформления.

На доске:

Испугался старик, взмолился
Что ты, баба, белены объелась
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство .

Определите, где слова автора, где прямая речь, предложите, какими знаками их обозначим.

Проверьте себя по упр 84.

Оценить сою работу, спросить 2 учеников.

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

  • Что тебе нужно было сделать?
  • Удалось тебе выполнить задание?
  • Ты сделал всё правильно или были недочёты?
  • Какие умения формировались при выполнении этого задания?
  • Какую отметку ты бы себе поставил?

2. Работа на карточках.

Знание.

Прямая речь – это

а) это передача чужой речи дословно, без изменения
б) передача любой речи дословно, возможно с изменениями

 

Умение.

 

Это предложение с прямой речью:

а) Слонёнок передал мартышке привет от удава.
б) Слонёнок крикнул мартышке: ,,Тебе привет от удава! ˮ

 

Правильно поставлены знаки препинания в предложении с прямой речью.

а) Однажды Гена сказал ,,Нам обязательно нужны помощники!ˮ
б) Однажды Гена сказал: ,,Нам обязательно нужны помощники!ˮ
в) Однажды Гена сказал: Нам обязательно нужны помощники!

 

  • Анализ выполненных заданий, оценивание.
  • Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?

п. Выявлять сущность, особенности объектов.

п. На основе анализа объектов делать выводы.

п. Обобщать и классифицировать по признакам.

п. Ориентироваться на развороте учебника.

к. Развиваем умение слушать и понимать других.

к. Оформлять свои мысли в устной форме.

 V. Итог урока.

 – Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока?

На доске:

Чужая речь.

Слова автора.

Прямая речь.

Однородные члены.

Дословно.

  • Что у вас получалось сегодня лучше всего?
  • В чём испытали затруднения?
  • Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?

п. На основе анализа объектов делать выводы.

р. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VI. Домашнее задание.

  1. Выписать из учебника «Литературное чтение» («В океане света») одно предложение с прямой речью.
  2. По ключевым словам уметь передать содержание правила на с. 84.