Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью
Цели урока:
- Развитие умений отличать предложения с прямой речью от других предложений, наблюдать за расстановкой знаков препинания в таких предложениях.
- Наблюдение за использованием предложений с прямой речью в художественном тексте.
Этапы урока | Ход урока |
Формирование УУД |
||||||||||
Ι. Актуализация знаний. |
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. «Классная работа». Словарная работа. На доске: Речь, речевая, речистый, реченька, речка, речи. Разделить на группы, определить часть речи, выделить орфограммы, выделить части слова и т.д. Запишите слова в две группы: речь, речевая, речистый, речи и речка, реченька. О чем можно сказать – речевая?(ситуация) Какие слова являются формой одного слова?(речь-речи) О ком можно сказать –речистый? Какая бывает речь?(письменная, устная, красивая, понятная, эмоциональная…) А что вы скажете о сочетании слов «прямая речь» |
Регулятивные Р
Познавательные П
Коммуникативные К
|
||||||||||
II. Формулирование проблемы. |
Введение в раздел. Откройте учебник на с. 73, прочитайте название раздела. Кто уже знает, что такое прямая речь? Что же сегодня на уроке мы будем «открывать»? На доске З(знание) Проблемная ситуация. 1. – Послушайте два предложения. Чем они различаются? 1) – Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре, что тайное всегда становится явным. 2) – Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным». – Какое предложение точно, дословно передаёт слова мамы? Догадались ли вы, как назвать такие точно, дословно переданные слова? Что такое п.р вы узнали, какое умение будем развивать? (Знание: что такое п.р. Умение находить в предложениях п.р.) 2. Работа по учебнику. Чтение диалога Игоря и Оли в рубрике «Определяем основной вопрос урока» (с. 82). Диалог обсуждается в парах, после чего ученики формулируют вторую проблемуурока. (Знание: как оформляется прямая речь на письме? Умение: учимся оформлять прямую речь на письме.) Можно сказать, что мы составили план урока? |
П. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Р. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Личностные результаты Л. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
||||||||||
III. Открытие новых знаний. |
Чтобы получить ответы на возникшие вопросы мы проведем наблюдение по упр83 в учебнике. 1. Нахождение прямой речи и слов автора. а) Наблюдение по учебнику (упр. 83).
Попробуйте сформулировать, что такое п.р. и как она обозначается на письме. На доске: Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменения.
Такие слова называются словами автора.
Сравним свой вывод с авторским. в) Работа над определением.
2. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью. а) Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с прямой речью.
б) Сравните свой вывод с авторским (в рамке в учебнике на с. 85).
Схему выносим на доску. А: «П». А: «П!» А: «П?» |
П. На основе анализа объектов делать выводы. П. Обобщать и классифицировать по признакам. П.Ориентироваться на развороте учебника. П.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. к. Развиваем умение слушать и понимать других. к. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. к. Оформлять свои мысли в устной форме. |
||||||||||
IV. Развитие умений. |
Развивается умение находить прямую речь на основе выявленных признаков: точной, дословной передачи чужой речи и графического (пунктуационного) оформления. На доске:
Определите, где слова автора, где прямая речь, предложите, какими знаками их обозначим. Проверьте себя по упр 84. Оценить сою работу, спросить 2 учеников. ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
2. Работа на карточках.
|
п. Выявлять сущность, особенности объектов. п. На основе анализа объектов делать выводы. п. Обобщать и классифицировать по признакам. п. Ориентироваться на развороте учебника. к. Развиваем умение слушать и понимать других. к. Оформлять свои мысли в устной форме. |
||||||||||
V. Итог урока. |
– Прочитайте ключевые слова урока. Все ли они соответствуют теме урока? На доске: Чужая речь. Слова автора. Прямая речь. Однородные члены. Дословно.
|
п. На основе анализа объектов делать выводы. р. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
||||||||||
VI. Домашнее задание. |
|