Использование проектной деятельности в развитии познавательной активности детей в процессе ознакомления с миром танца

Разделы: Дополнительное образование


Танцы – это неотъемлемая часть нашей жизни. Еще в давние времена эта дисциплина не уступала по важности точным наукам. Всесторонне развитие было необходимо, чтобы ребенок вырос гармонически развитой личностью. Именно благодаря танцам и музыке дети начинают быстрее познавать мир и себя в этом мире, развивается внимание, воля, коммуникабельность и музыкальность. Движение раскрепощает, ребенок растет общительным, исчезает стеснительность и вырастает самооценка, появляется уверенность в себе и своих силах. Современные  исследования показали, что многие дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», которые слышат с экранов телевизоров и мобильных телефонов, здесь главное – бездушное подчинение ритму. Так ребенок испытывает духовную бедность и перестает гармонично развиваться. Цель педагога в данном случае – найти такие  средства, такие  методы обучения, которые заинтересовали бы, увлекли ребенка 21 века.

Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, влияющих на формирование познавательной активности детей, занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи (П.П.Блонский, В.П.Вахтеров, П.Ф.Каптерев, Д.Болдуин, К.Бюлер).

Одним из путей решения проблемы познавательной активности детей на занятиях хореографии является использование проектной деятельности. Проект – это специально организованный педагогом процесс, при котором дети с учетом своих возрастных особенностей под руководством педагога самостоятельно выполняют поставленные перед ними задачи, завершающиеся созданием конечного продукта. Использование проектной методики позволяет на занятиях хореографией достичь сразу нескольких целей:

  • Расширить хореографическую лексику;
  • Закрепить изученные танцевальные движения;
  • Пополнить коллекцию костюмов;

Педагогами хореографического ансамбля «Флэш» ГБОУ ДО РМЭ «Дворец творчества детей и молодежи» создан и реализуется проект «Учимся, танцуя!», основной целью которого  является создание условий для активного и творческого развития обучающихся и стимулирование интереса детей к изучению хореографического искусства посредством проектной деятельности.

В ходе реализации проекта решаются следующие задачи:

  • Эстетические
    • развивать музыкальный вкус и кругозор;
    • пробуждать интерес к хореографическому искусству;
    • развивать творческие способности посредством танца.
  • Пластические:
    • развивать гибкость, пластичность, выразительность, точность движений;
    • развивать выносливость, скоростно-силовые и координационные способности
  • Воспитательные:
    • воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца;
    • понимать значение результатов своего творчества.

Обучающиеся самостоятельно и под руководством педагога осваивают новые способы деятельности в сфере хореографического творчества, принимают участие в хореографических постановках. Новизна проекта заключается в обобщении вариативных форм развивающего взаимодействия детей между собой по взаимосвязанным направлениям:

«Дети – ровесникам» - взаимообмен между детьми других творческих объединений «ДТДиМ» накопленным опытом в различных видах деятельности.

«Старшие – младшим» - «шефство» старших обучающихся над младшими.

«Дети – детям России» - организация и проведение мероприятий для обучающихся образовательных учреждений республики.

В работе над проектом обязательно соблюдаются определенные этапы деятельности, и на всех этапах педагог выступает консультантом, помощником, а не экспертом.

Подробнее хочется рассказать о реализации направления «Старшие – младшим». Обучающиеся старшего школьного возраста организуют и проводят мероприятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Сроки реализации проекта: с сентября 2019 по май 2020 г.

1 этап – Подготовительный (сентябрь)

2 этап – Основной (с октября по апрель)

3 этап – Заключительный (май)

На I этапе были обозначены основные направления деятельности.

  • Подбор методической литературы и интернет ресурсов;
  • Подбор музыкально-ритмических игр по возрастным категориям;
  • Составление календарно-тематического планирования;
  • Подбор методического материала для занятий: комплексы движений для танцев, хореографических постановок
  • Формирование групп для организации и проведения мероприятий основного этапа.

На II этапе обучающиеся работали в микро-группах:

1 микрогруппа – готовила мероприятие «Посвящение в танцоры»

2 микрогруппа – отвечала за организацию и проведение «Рождественской сказки» на базе санатория «Кооператор».

3 микрогруппа – организация и проведение праздника «Посиделки у камина» (масленица).

В ходе реализации проекта обучающиеся изучили историю возникновения танцевального искусства, народных праздников «Рождества», «Масленицы», просматривали видео и фото - материалы различных видов танцевального искусства с детьми. Разучивали танцевальные этюды и танцевальные композиции согласно плану. Изготовили элементы костюмов к танцам. Разработали сценарии мероприятий «Посвящение в танцоры», «Рождественская сказка», «Посиделки у камина» или «Pancakes Day».

В ходе реализации проекта «Учимся, танцуя!» у обучающихся возникла идея организации и проведения мероприятия для детей других образовательных учреждений. Так появился сценарий культурно-познавательного мероприятия «С поля боя на поле чудес», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне. «Изюминкой» мероприятия были мастер-классы, где обучающиеся учили детей Государственного бюджетного учреждения «Люльпанский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» танцевальным движениям военного вальса.

На III этапе планируется организация и проведение отчетного мероприятия «Как хорошо на свете без войны!», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне, который будет конечным творческим продуктом проекта.

Во время реализации проекта, обучающиеся систематически занимались хореографией. Они изучали танцевальную лексику, названия движений, положение рук, головы, отрабатывали качество движений, оттачивали исполнительское мастерство. Подобрали музыкальное сопровождение. Практика показывает, все это помогло прочувствовать настроение танца, ярче передать манеру исполнения, качественно улучшить исполнительское мастерство.