Социальная практика в рамках предпрофильной подготовки учащихся

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 9


Современная ситуация такова, что обострение социально - нравственных проблем жизни, как отдельного человека, так и социума в целом, привело к переориентации школы на чистое обучение. «Современный старшеклассник много знает, но абстрактно, много умеет, но только теоретически».

В связи с этим необходимо дать всем выпускникам средней школы знания и базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию. Облегчение социализации в рыночной среде (освоение основных социальных навыков, практических умений) должно осуществляться через формирование ценностей, а именно: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества.

В Концепции модернизации содержания общего образования предлагается «использовать в образовательном процессе различные формы социальных практик как одного из основных средств, способствующих самоопределению старшеклассника и приобретению им социальных компетенций».

Социальная практика – вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.

Таким образом, социальная практика представляет собой вид деятельности, направленный на формирование позитивных социальных изменений, а значит, школа становится естественной площадкой социальной практики.

Социальная практика, организованная как социальное партнерство МБОУ «Гимназия №7 «Ступени» и активных (потенциальных) работодателей, организуется и проводится в рамках предпрофильной подготовки и профильного образования.

Цель социальной практики для школьников:

Создание условий для формирования коммуникативной культуры обучающихся, приобретения ими навыков и умений социальной самоорганизации в решении общественно значимых проблем при выборе будущей профессии.

Задачи:

  • вовлечение обучающихся в социально-значимую творческую деятельность;
  • приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;
  • развитие активной и ответственной гражданской позиции обучающихся;
  • ознакомление с профессиями через прохождение практики на предприятиях и учреждениях города верхнего Уфалея;
  • приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность обучающихся во время прохождения социальной практики, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации.

Целью педагогов в реализации программы социальной практики можно считать одну из задач предпрофильного образования, раскрывающую дидактические условия, то есть создание условий для «погружения» обучающегося в зону активного профессионального развития специалиста, а именно:

  • активное наблюдение за работой человека конкретной профессии, соотнесение требований к профессии и своих личностных характеристик, полученных с помощью материалов рабочей тетради для учащихся «Дневник профессионального самоопределения «Я и моя будущая профессия» и методического пособия для классных руководителей «Мониторинг готовности школьников к профессиональному самоопределению»;
  • интерактивное сотрудничество с обучающимися в проектировании и реализации социального проекта по конкретной проблеме, волнующей социум в данное время;
  • презентация социального проекта совместно с обучающимися (саморефлексия результатов деятельности);
  • совместное оценивание эффективности внедрения социального проекта в практику социума.

Этапы организации социальной профессиональной практики

Разработка нормативно-правовой базы:

  • положение
  • программа социальной практики,
  • план реализации программы предпрофильной подготовки
  • рекомендации, памятки, критериев оценки качества социальной практики (Приложение II).
  • заключение договоров с предприятиями о прохождении практики
  • график прохождения практики.

Выявление потребностей социальной практики через анкетирование обучающихся.

Организация и проведение вводного классного часа.

Заместитель директора по научно-методической работе, руководитель кафедры «Воспитания и проектной деятельности»,

Классные руководители 9 классов

Основной этап

Ознакомительная практика на предприятиях города Верхнего Уфалея

Члены кафедры «Воспитания и проектной деятельности».

Промежуточный этап

Мониторинг результатов социальной практики

Руководитель кафедры «Воспитания и проектной деятельности», школьный психолог

Заключительный

(Подведение итогов)

Создание рефлексивных отчетов воспитанниками, прошедших практику в форме социальных проектов, мультимедиа-презентаций, статей и репортажей для СМИ (газеты «Уфалейский рабочий», сайта гимназии, телевидения).

Проведение итоговой конференции.

Выступление руководителя кафедры на педагогическом совете.

Обучающиеся, педагоги, специалисты, сопровождающие практику, работники СМИ

Время проведения социальной практики: 3 учебная четверть, весенние каникулы.

ВВОДНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема «Путешествие в страну профессий»

Цель: активизация процесса профессионального самоопределения.

Задачи: познакомить с технологией профессионального успеха; определиться с выбором места прохождения социальной практики; расширение преставлений о различных сферах труда, мире профессий.

Подготовительный этап: анкетирование (Приложение 3), приглашение сотрудников Центра занятости, специалистов предприятий.

Материалы и оборудование: психологическая карта профессий, плакат с картой по маршрутам путешествия, алгоритм выбора профессии, презентация «Социальные практики».

Ты можешь стать умнее тремя путями:
Путём опыта – это самый горький путь;
Путём подражания – это самый лёгкий путь;
Путём размышления – это самый благородный путь.

Древняя китайская пословица

Классный руководитель.

«Кем вы работаете?» - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже дети интересуются: «А кто твои мама и папа?», ведь профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик любого человека. Найти себя в этом мире означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться «в форме», сохраняя физическое и психическое здоровье.
Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы. Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование (в ВУЗах, на курсах, колледжах), очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей.

Чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности. Познать себя нелегко, профессий тоже много и неправильный выбор может сделать человека несчастным.

Чтобы обладать информацией о востребованности профессий города Верхний Уфалей, найти «свою» профессию, отправимся в путешествие. Нас ждут станции:

  • Разминка.
  • Познавательная.
  • Формула выбора профессии.
  • Диагностическая

Станция «Разминка»

  • Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть?
  • Нужно ли приобретать серьезное профессиональное образование или можно и так хорошо прожить?
  • Кем бы вы хотели стать через 5-7 лет?
  • Назовите 5-7 основных этапов на пути к своей профессиональной мечте.
  • Что вы уже сейчас делаете для достижения намеченных целей (кроме того, что учитесь в школе)?
  • Мотивы выбора профессии?

Мотивы выбора профессии

Доступность обучения

Хорошие условия труда

Возможность трудоустройства

Указания родителей, советы других людей

Пример друзей и знакомых

Соответствие своим возможностям

Станция «Познавательная»

Ведущий. Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.

1.Представитель центра занятости города Верхний Уфалей знакомит учащихся с профессиями, которые востребованы на рынке труда города, Челябинской области, России.
2. Выступление родителей. Знакомство с профессиями юриста, воспитателя дошкольного учреждения, слесаря-ремонтника.

Станция «Формула выбора профессии».

Педагог-психолог: Мы прибыли на станцию «Формула выбора профессии».

Самый надёжный способ выбора профессии состоит в следующей «Формуле выбора профессии». Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая:

Интересна и привлекательна «ХОЧУ»

Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, больше зарабатывать. Доступна и посильна «МОГУ»

Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других – за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.

Имеется спрос на рынке труда «НАДО»

Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования.

Представим себе наши «Хочу», «могу», «надо» в виде трех окружностей.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем — они практически накладываются друг на друга, очень много точек соприкосновения. Вот такой результат вас должен в большей степени удовлетворить.

Станция « Диагностическая»

Ведущий. Классные руководители проанализировали ваши анкеты, где вы указали предприятия, на которых желаете пройти социальную практику.

Подготовили презентацию « Социальные практики». Представляем ее вашему вниманию.

Классный руководитель: Есть в русском языке хорошее выражение «найти себя». Как вы его понимаете?

Найти себя - значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя - это длительный процесс и он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам – найти себя. Как сказал К.Д. Ушинский «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет»

ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

на предприятиях города Верхнего Уфалея

Цель: Создание условий для формирования коммуникативной культуры обучающихся, приобретения ими навыков и умений социальной самоорганизации в решении общественно значимых проблем при выборе будущей профессии.

Задачи: активное наблюдение за работой человека конкретной профессии, соотнесение требований к профессии и своих личностных характеристик, полученных с помощью материалов рабочей тетради для учащихся «Дневник профессионального самоопределения «Я и моя будущая профессия» и методического пособия для классных руководителей «Мониторинг готовности школьников к профессиональному самоопределению».

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня социализации школьников;
  • Повышение уровня готовности гимназистов к профессиональному самоопределению.
  • Повышение уровня адекватности профессионального выбора выпускников школы.
  • Повышение качества общего среднего образования.

Продолжительность практики - рабочий день

  1. Доставка учащихся 9 классов к месту прохождения соц. Практик. (Сопровождающие- педагоги гимназии).
  2. Встреча учащихся представителями предприятий.
  3. Организационный момент
  4. Знакомство с работой сотрудников предприятий. Во время знакомства с предприятием и работой сотрудников, учащиеся наблюдают, задают вопросы, делают заметки относительно плана.

План практики «Наблюдение»

  1. 1.Как организовано рабочее место специалиста.
  2. 2.Какие документы сопровождают профессиональную деятельность специалиста.
  3. 3. Контакты специалиста в процессе работы.
  4. 4. Потоки информации специалиста.
  5. 5. Компетенции.
  6. 6. Рабочий день (сделать «фотографию» рабочего дня специалиста).

5.Индивидуальная работа.

План практики «Самопознание»

  • Какие предметы из школьной программы могут быть профильными для данной профессии? Почему?
  • Составьте перечень вопросов специалисту-профессионалу, за работой которого вы наблюдали.
  • Какую дополнительную информацию вы узнали по поводу особенностей профессии, которую вы наблюдали?
  • Что вы думаете про себя? Подходит ли вам данная профессия? Мечтаете ли вы о данной профессии?
  • Если вы мечтаете о профессии, то опишите, что вам нужно делать дальше.

Заполнение дневников социальной практики

Заключительный этап.

Благодарственное слово учащихся представителям предприятий, организаторам социальных практик на местах.

ИТОГОВАЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

«Профессии, которые мы выбираем»

Цель: подвести итоги прохождения социальной практики.

Материалы и оборудование: дневники социальной практики, презентации и фотографии о прохождении социальной практики, отчеты.

«Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет!»

Дж. Голсуорси

Классный руководитель. Сейчас мы познакомим вас с выбором, который сделали ваши одноклассники. Приглашаем вас на пресс-конференцию.

Ведущий: Тема пресс-конференции «Профессии, которые мы выбираем». У нас в гостях люди, которые проводили социальные практики, ученики 9 классов, сделали этот нелегкий выбор.

1. Выступление представителей организаций ОАО «Уфалейникель», главного врача стоматологической поликлиники, представителя салона красоты.

2. Выступления учащихся.

Классный руководитель. После выступления ребят вы сможете задать им свои вопросы.

Примерные вопросы:

  1. Почему ты выбрал именно эту профессию?
  2. Кто влиял на твой выбор?
  3. Какие качества характера нужны для этой профессии?
  4. Есть ли у тебя способности для выбранной профессии?
  5. Пользуется ли спросом эта профессия на рынке труда?
  6. Полезна ли эта профессия для общества?
  7. Где можно обучиться этой профессии?
  8. Где ты будешь работать?
  9. Родители поддерживают твой выбор?
  10. Собираешься ли ты продолжать образование в институте?
  11. Какой карьерный рост может быть в этой профессии?
  12. Есть ли у тебя запасной вариант? Запасная профессия?

3. Заключительная беседа

Классный руководитель. Есть в русском языке хорошее выражение — «найти себя». Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

  • Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.
  • Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.
  • Найти применение своим талантам. Найти свое признание.

Найти себя - значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя - это длительный процесс и он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам – найти себя. Как сказал К.Д. Ушинский «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет»

Результаты социальной практики

Такой вид деятельности как социальная практика вызывает у обучающихся большой интерес. В результате проведенного опроса 86% заинтересовались новым образовательным проектом и хотели бы принять в нем участие.

В течение девяти лет гимназисты проходят социальные практики. И самым лучшим результатом можно считать их следующие выводы, сделанные в дневнике практики по ее окончанию: «Я думаю, что мне эта профессия не подходит. Да, раньше я мечтала о ней, но познакомившись ближе, понаблюдав за работой специалиста, я поняла, что это не мое. Что мне нужно делать дальше? Думаю учиться, пробовать себя в чем-то другом, понаблюдать за какой - то другой профессией» или «Я еще раз убедился, что эта профессия мне подходит. Я стану стоматологом, как и планировал раньше!»

В результате 43% обучающихся, прошедших социальные практики, изменили выбор своей будущей профессии, а 57% решили, что они сделали правильный выбор.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что такие виды деятельности помогают ребенку в его самоопределении и способствуют успешной социализации.

Внедрение методики социального проектирования, которая включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект позволит получить следующие результаты:

  • определение эффективности инновационной формы воспитания подростков в условиях интерактивного взаимодействия (социального партнерства) с успешными, передовыми работодателями муниципалитета;
  • социализованность подростков – будущих профессионалов, ориентирующихся на инновационный путь развития социума;
  • повышение уровня педагогической компетентности педагогических работников основной и средней школы в вопросах воспитания и социализации школьников;
  • помощь семье в вопросах профессионального самоопределения и самореализации подростков.