Проектная деятельность на уроках испанского языка – создание виммельбуха. 6-й класс

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6

Ключевые слова: испанский язык


Тема проекта: Aprendemos español.

Авторы проекта: учащиеся 6 класса Ломоносовской школы 5.

Тип проекта: групповой.

Методы исследования: Теоретические: сбор информации по теме; анализ, синтез и обобщение информации;

Вид проекта: творческо-познавательный.

Продолжительность проекта: среднесрочный.

Дата начала проекта: октябрь 2023.

Дата окончания проекта: февраль 2024.

Целевая аудитория: изучающие испанский язык.

Анализ ситуации (актуальность)

В настоящее время существует большое количество учебников и пособий по изучению испанского языка как российских, так и зарубежных издательств разных уровней, созданные с различными образовательными целями и содержанием. Эти учебники созданы на определенной методологической базе и представляют собой как правило многоуровневые курсы, учитывающие возрастные и культурологические особенности аудитории. В этих УМК предлагается большой диапазон творческих заданий, предложенных авторами учебников. Но, как показывает практика уроков, иногда ученикам гораздо интереснее самим выступать в роли авторов заданий. В процессе творчества они лучше усваивают материал. Кроме того, примеряя на себя роль автора, ученики чувствуют свою ответственность перед своими читателями, что имеет большой воспитательный эффект. В связи с этим возникла необходимость создать творческий проект в формате виммельбуха, который может в будущем использоваться как учебное пособие при изучении испанского языка.

Идея проекта, цель и задачи: изготовить иллюстрированное учебное пособие, которое можно использовать на уроках и внеурочной деятельности.

Цель проекта: развитие познавательной активности учащихся на уроках испанского языка.

Задачи проекта:

  • Провести анализ проблем создания практической развивающей среды для учащихся в рамках проектной деятельности.
  • Разработать и изготовить учебное пособие.
  • Используя пособие, повысить творческую активность учащихся.

Предмет исследования

Предметом нашего исследования является испанский язык.

Методы исследования

  • анализ;
  • синтез;
  • обобщение

Решение проблемы (инновация)

Инновация проекта состоит в том, что собранная и обработанная информация может применяться для развития коммуникативной компетенции учащихся не только в письменной форме, но и в устной, максимально приближаясь к ситуациям реального живого общения. Кроме того, данный формат виммельбуха позволяет самим пользователям проявить творческий подход и расширить диапазон его использования в соответствии с языковым уровнем и поставленными задачами. Например, можно не просто отвечать на предложенные вопросы, а построить синонимический или антонимический ряд, придумать историю, назвать предметы на всех доступных для учащихся иностранных языках, написать личное письмо итд. То есть творческий потенциал данного пособия практически не ограничен.

Практическая значимость

Созданное пособие, оформленное в виде иллюстрированного буклета, может быть использован при подготовке к урокам иностранного языка как обучающимися, так и учителями иностранного языка. Также этот материал может также служить инструментом для проведения внеклассных мероприятий по испанскому зыку, при проведении викторин, а также использоваться при работе факультативов, кружков, элективных курсов по испанскому языку.

Также мы считаем, что готовый продукт нашего исследования - виммельбух - может помочь проявить творческие способности и повысить мотивацию к обучению.

В результате проделанной работы мы достигли цели, поставленной в начале работы - выпуск буклета на испанском языке, который имеет большое практическое применении.

Этапы реализации проекта, краткое их описание

Подготовительный этап. Учитель и обучающиеся определяют тему проекта, обозначают цель, составляют план и выбирают методы исследования. Ученики выбирают темы

Теоретический этап. Ученики в группах осуществляют сбор информации по исследуемой теме.

Мероприятие

Метод

Ожидаемый результат

Поиск информации

сбор теоретического материала.

Получение необходимой информации

Консультативная беседа с учителем

Практический этап. Обучающиеся составляют вопросы, готовят проектный продукт - макеты слайдов. Продукт изготавливают также в форме групповой работы - буклет

Исследование

Цель

Описание

Лингвистический анализ изображения (лексический, грамматический)

Получение данных для анализа полученных результатов и формулирования вопросов.

Составить вокабуляр/словарь/ по выбранной теме
Составить вопросы разного уровня сложности.

Изготовление продукта проектной деятельности.

Составление слайдов/ буклета

Ученики выполняют презентационный продукт для представления результатов.

Аналитический этап. Обучающиеся совместно с учителем делают заключительные выводы, подводят итоги, оформляют презентацию.

Презентационный этап. Обучающиеся презентуют результаты проектной работы. Рефлексивный этап. Анализ результатов работы.

Рекомендации по работе с виммельбухом на уроках иностранного языка

Главная идея виммельбуха это превращение картинки в образовательную технологию, которая будет интересна, проста, универсальна и результативна. Ведущая деятельность - самостоятельная работа с информацией. Художник нарисовал картинку, а пользователи - могут подобрать методы и приемы работы с ней, использовать классические подходы или разработать авторские. Техника работы с виммельбухом построена в игровой форме и решает различные задачи

  • развитие психических процессов (речи, мышления, памяти, воображения);
  • формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой,
  • формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения
  • формирование умений улавливать замыслы и идеи содержания (в том числе нравственный, этический, эстетический, научный и другие);
  • умение формировать свое отношение к увиденному.

Впервые виммельбух проиллюстрировал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш. Идея создать подобную книгу посетила его после кругосветного путешествия. Пытаясь собрать все впечатления, он вдохновился творчеством немецких граверов XVII века и понял, что максимально точно может сделать это не словами, а множеством зарисовок. А потом, глядя на эти картинки, любой сможет истолковать их по своему.

Название происходит от немецкого словосочетания Wimmelbuch, которое дословно переводится как «книга с мельтешащими картинками». А название такое дано, потому что на страницах виммельбуха невообразимо много героев, каждый из которых занят чем-то своим, и поначалу от такого разнообразия просто мельтешит в глазах. Виммельбухи развивают внимательность, воображение и тренируют память. Большой плюс этих книг в том, что они дают возможность придумать сюжет и истории героев самостоятельно, а в процессе обсуждения, происходит пополнение словарного запаса. В виммельбухах хорошо прорисованы даже мелкие детали, в том, числе и лица персонажей. Вопросы, направленные на чувства, эмоции персонажей, помогут решить развивающие задачи (социально-личностного характера), учитель может сочинить начало, а детям предложить продолжить с опорой на виммельбух. Заинтересовавшись, дети будут сами сочинять свои истории. И даже зарисовывать их. Но виммельбух ценен тем, что картинка не статична, из страницы в страницу она в динамике, и в динамике каждый персонаж, и окружающая среда. Это позволяет составлять истории, рассказы о каждом из персонажей, предполагать, что будет на следующей странице и придумывать что произойдет за ее пределами. Работа с книгой - виммельбухом может проводиться в разных формах и объединять разное количество участников. (1)

Конечно, самые интересные книги - это книги с картинками. Поэтому мы можем предположить, что, работая с Виммельбухами, ученики чаще будут читать и воспринимать книгу как способ познания мира, устройства общества, человеческих эмоций, взаимосвязей. Эти поможет развивать фантазию, стимулировать мыслительные процессы, аналитические функции, умение строить логических, причинно-следственных связей, развивать внимание, усидчивость, самоконтроля.

Способы применения

  • Знакомство с новой лексикой: благодаря детализации картинок они наполнены различными предметами, элементами.
  • Расширение словарного состава, овладение антонимами, синонимами или найти на данной странице слова, начинающиеся, заканчивающиеся на эту букву, или буква должна быть в середине слова, в зависимости от предложенной схемы.
  • Освоение грамматических категорий: виммельбухи позволяют изучать не только названия предметов, но и слова других грамматических разрядов: прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, союзы время глаголов
  • Овладение служебными частями речи: с помощью картинок виммельбуха удобно отрабатывать предлоги направления и движения, времени
  • Освоение синтаксических конструкций. Работу можно проводить на разных уровнях языковой подготовки. Ученики могут составлять словосочетания с новыми лексическими единицами, а также предложения по опорным схемам, образцу и т.п. С помощью картинок можно организовать учебные диалоги
  • Развитие навыков связной речи. С опорой на картинки можно составлять истории, рассказы, сказки. Учитель может предложить разные формы работы: составить рассказ по плану (вопросам); продолжить текст по заданному началу; сделать репортаж по картинке; написать рассказ от лица одного из персонажей и проч. - один ученик берет на себя роль журналиста, который задает вопросы, а второй ребенок или несколько детей выбирают персонажа, от имени которого они будут отвечать на вопросы журналиста;
  • Погружение в национально-культурные особенности языковой среды. Осваивая виммельбухи, ученики знакомятся с бытом, культурой чужой страны, осваивают формулы речевого этикета, разыгрывая диалоги от лица персонажей, знакомясь с типичными коммуникативными ситуациями.
  • Формирование коммуникативных навыков. Виммельбухи могут быть использованы как основа для организации учебной дискуссии, проектной работы, конференции, круглого стола.
  • Развитие творческого подхода к освоению языка. Использование картинного материала способствуют проведению занятия в более неформальной, творческой обстановке, что позволяет ученику стать участником живого общения, развить фантазию, проявить нестандартный подход к решению языковых задач.

Современный этап развития общества характеризуется переходом к постинформационной эпохе. Её главной особенностью являются большие объемы информации, переход к новым технологиям, которые смогут обеспечить любые потребности современного человека. В связи с этим культура столкнулась с феноменом визуализации, преобладания текстов «новой природы». В современном мире визуальное восприятие становится основным способом понимания информации. Оно является ведущим во взаимодействии с окружающей средой, так как большинство цифровых технологий, методов обучения построено на основе визуального искусства. Исследователи выявили, что человек воспринимает 90% информации визуально, Соответственно с этим культуру называют «визуальной» или «информационной». Визуальную культуру часто ставит в один ряд с такими понятиями, как «сетевое поколение», «мультитексты», «новые тексты», тексты «новой природы», «клиповое мышление». Все эти понятия связаны с современными детьми, с их восприятием реальности. На сегодняшний день виммельбух является модным мировым трендом в литературе, что можно объяснить его направленностью на восприятие нового поколения детей, родившихся и выросших в медийной среде. (2)

Литература

  1. Павлючук, Т.И. Виммельбух - универсальный инструмент развития речи учащихся. Технология работы педагога / Т.И.Павлючук. - Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. - С. 37-39. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15750/ (дата обращения: 09.01.2024).
  2. Гринева, М.И. Клиповое мышление во благо ученика / М.И.Гринева // Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: Сб-к мат-лов VIII Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста», Санкт-Петербург, 21 октября 2016 г. / под ред. Т.Г.Галактионовой, Е.И.Казаковой. - СПб.: Лема, 2016. - С. 49-51.