Преподавание в Детской музыкальной школе направлено на то, чтобы раскрыть творческий потенциал ребёнка, воспитать и развить у обучающихся личные качества, которые позволят уважать и принимать ценности культуры и искусства. Внеклассная работа, организованная в различные формы, в ДМШ не носит обязательный характер. В достижении целей образовательного процесса роль внеклассной работы вспомогательная.
В обычных ДМШ сегодня приходится обучать детей с разным уровнем музыкальных способностей и порой случайным выбором музыкально-художественной деятельности. Кто-то приходит из любопытства, возрастного интереса, кого-то приводят родители, пытаясь воплотить свою мечту обучения игре на инструменте, и лишь не многие приходят, имея потребность общения с искусством. Чтобы заинтересовать и мотивировать на обучение и тех, и других в сфере музыкального образования предлагается огромное количество новых нестандартных форм и методов обучения, которые при определённых затратах со стороны преподавателя дают положительный эффект. Дети успешно участвуют в концертах, побеждают в конкурсах различного уровня. Но всем известно, что побеждать могут лишь единицы, наиболее одарённые и трудолюбивые. Поддержать остальной контингент детей, помочь им проявить себя поможет правильно организованная и продуманная внеклассная работа.
Я считаю, что ведение внеклассной работы, наполненной интересным, в первую очередь детям, содержанием, применение оригинальных форм и средств, творческий подход в организации коллективной деятельности обучающихся в сочетании с индивидуальной подготовкой позволят существенно расширить границы познавательных возможностей таких учащихся. Участие во внеклассных мероприятиях будет способствовать развитию общей музыкальной культуры обучающихся, сформирует сферу духовных интересов и приоритетов, будет способствовать развитию музыкально-исполнительских навыков, а так же мотивации к дальнейшему обучению. Что очень важно сегодня, когда перед учреждениями дополнительного образования поставлены задачи создания современной образовательной среды для повышения разностороннего творческого развития и самореализации личности; задачи воспитания творческой личности, умеющей находить соответствующее своим профессиональным качествам место в жизни.
В отличие от задач учебного процесса внеклассные мероприятия должны стать той развивающей средой, где ребёнок может удовлетворить свои потребности и запросы. Участвуя в совместных мероприятиях и выступлениях, дети имеют возможность получить удовольствие от общения и сопричастности к общему делу, поучиться сотрудничеству.
Наполнение воспитательного процесса в системе дополнительного образования новым содержанием является актуальным, так как влияет на формирование растущей личности в целом.
Находя новое содержание внеклассной работы необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Внеклассная работа должна иметь воспитательно-образовательное значение.
2. Информация должна носить целостный художественный замысел.
3. Использовать доступный для обучающихся музыкальный и литературный текст.
4. Применять разнообразную тематику и приёмы художественного воплощения.
Цель внеклассной работы в ДМШ: воспитание людей, любящих искусство, способных самостоятельно заниматься художественно-эстетической деятельностью; поддержка личностного и профессионального самоопределения учащихся.
Задачи внеклассной работы в ДМШ:
1. Мотивация интереса детей к занятиям музыкальным искусством.
2. Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся.
3. Организация отдыха детей в сочетании с их нравственным и эстетическим воспитанием.
4. Развитие и усовершенствование навыков музыкального исполнительства.
5. Сплочение классного коллектива.
6. Воспитание коммуникативных навыков и культуры общения детей.
7. Привлечение родителей в воспитательную деятельность ДМШ.
8. Повышение заинтересованности родителей в результатах обучения.
Обучая детей игре на музыкальном инструменте и занимаясь внеклассным воспитанием, можно использовать как индивидуальные, так и групповые формы внеклассных мероприятий:
1. Концерты-презентации.
2. Классные тематические часы.
3. Научно-практические конференции.
4. Школьные праздники.
5. Интеллектуальные игры, викторины по предметам.
Особенностью внеклассной работы является добровольное участие в ней учеников, согласно своим интересам.
В «ДМШ № 1 им. М.П.Мусоргского» г. Великие Луки Псковской области, я, преподаватель фортепиано и синтезатора, на протяжении многих лет успешно провожу внеклассную работу совместно с преподавателем по классу баяна Богатырёвой Е.Е. Учащиеся наших классов охотно принимают участие во внеклассных мероприятиях, проходящих в следующих формах:
- тематические концерты, посвящённые праздничным датам («Я помню! Я горжусь!» и др.);
- тематические концерты, посвящённые творчеству композиторов («Весёлые ритмы Е.Дербенко» и др.);
- музыкальные соревнования классов-команд(«С чего начинается музыка»);
- конкурсы на лучшее исполнение музыкальных произведений – виртуозных, полифонических, джазовых («Allegro», «Многоголосие», «ДжазЛэнд»);
- отчётные концерты («Наше музыкальное детство», «Non stop»);
- праздничные мероприятия для выпускников («Мой дальний берег детства, где звучит аккордеон», «Музыка нас связала»);
- сольные концерты («Бенефис Марии», «Вместе весело играть»);
- новогодние представления: концерт-загадка, концерт-пожелание («Новогодняя мозаика», «Зимние завирушки», «Кабы не было зимы»);
- музыкальные сказки («Сказка про одинокую Гармонь и мастера Гармошкина» и др.).
Действуя сообща, мы организовываем слаженную деятельность коллектива детей, направленную на достижение определенной цели мероприятия.
Для каждого внеклассного мероприятия готовится сценарий, презентация и ведущие, в роли которых выступают сами учащиеся. Практически все темы мероприятий и их наполненность «подсказывают» сами дети. Они же являются главными участниками событий, подготавливая концертные номера и сценарные сообщения. Особое внимание направлено на подбор концертных номеров и качество исполнения. Произведения для мероприятий отличаются яркостью, оригинальностью, как названия, так и содержания, они должны быть интересны слушателю. Кроме этого, концертные произведения с одной стороны, должны быть полезны исполнителям (направлены на развитие, воспитание), с другой стороны – доступны для яркого, эмоционального выступления ребёнка.
Большое значение уделяется анализу проведённого мероприятия. Его результаты проговариваются с преподавателями, родителями, а так же с каждым учащимся.
Из опыта работы я знаю, что участие детей в процессе внеклассной работы несёт свободную, радостную нагрузку. Юные артисты, попадая в атмосферу творческой свободы, легче преодолевают волнение, часто раскрывают свои способности с неожиданной стороны. Дети достаточно адекватно оценивают себя и свои творческие выступления, и пусть даже не всегда получается, но они стараются исправлять недостатки. Эти дети умеют и хотят учиться, позитивно воспринимают замечания преподавателя, используют новые выступления для совершенствования своего мастерства.
В течение нескольких лет работы, проводя внеклассные мероприятия в различных формах, я заметила, что хорошая мотивация у детей появляется в тех сферах знаний, которые близки и интересны ребёнку. Так пришла идея проведения внеклассного мероприятия в форме концерта-сказки.
Касаясь мотивации детей, также отмечу, что данная форма внеклассного мероприятия имела положительный эффект при использовании для одних и тех же детей 1-2 раза подряд. Видимо срабатывал эффект новизны и ожидания «чуда». В дальнейшем лучше менять эту форму внеклассного мероприятия, а повторять спустя какое-то время.
Цель концерта – сказки: реализация музыкально-творческих способностей, возможностей и потребностей учащихся; формирование мотивации к музыкально-образовательной деятельности; формирование умения учащихся представить результат своей работы в концертном исполнении.
Задачи концерта-сказки:
- развитие творческой самостоятельности учащихся, их фантазии, умения использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности;
- развитие эмоциональной сферы учащихся в процессе подготовки творческого проекта, представленного на концерте;
- развитие активного восприятия музыки посредством жанра музыкальной сказки;
- развитие артистичности и дикции учащихся;
- развитие навыков публичного концертного выступления;
- формирование навыков самостоятельной совместной деятельности в команде.
Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям. Язык сказки наиболее понятен младшим школьникам. Дети среднего и старшего школьного возраста могут выступить в качестве сказочных персонажей и ведущих.
Сказка – это придуманная история, в которой может произойти всё, что угодно, чего не может быть в настоящей жизни. Такая вымышленная история заканчивается всегда хорошо. С помощью сказки можно поверить в чудеса и воплотить в реальность волшебство.
Почти все сказки развиваются по одному сценарию. Происходит неожиданное событие, которое дает главному герою очень важную цель. Ему приходиться преодолевать препятствия, чтобы добиться желаемого. Злодеи упорно препятствуют герою, а добрые персонажи ему помогают. Все это «приправлено» порцией волшебства. В финале сказки добрых персонажей ожидает награда, а их противников настигает кара. Но в современных сказках такие правила могут быть изменены. Так отрицательные герои могут отсутствовать. Например, в «Простоквашино». Нельзя же считать злодеем почтальона Печкина. Так же отрицательные персонажи (например, Баба Яга) могут быть основными действующими лицами. Они тоже вызывают сочувствие и симпатию. Чтобы быть интересными современным детям в новых сказках присутствуют гаджеты и интернет. Кроме того, классический сюжет можно оживить, изменив время и место действия или образы героев. Например, Иванушка-дурачок может стать семиклассником Ваней, поймавшим на рыбалке волшебную щуку, а Красная шапочка – разносчицей пиццы в опасный район. Но чтобы не изменялось в современных сказках, традиции волшебства, победы добра над злом, гарантированного хэппи-энда остаются неизменными.
Сказочные герои помогают детям усвоить законы духовной жизни, помогают понять, что каждый поступок имеет своё последствие: на добро отвечают добром, на зло – злом. Чтобы чего-то достичь, нужно много трудиться; относиться к другим надо так, как хочешь, чтобы относились к тебе; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже кто-нибудь поможет; любое дело легче делать вместе с другими; надо помнить и ценить хорошее отношение к себе.
Жанр сказки в данном случае помогает наилучшим способом реализовать воспитательные задачи внеклассного мероприятия. Сказка заставляет ребёнка сопереживать и внутренне содействовать сказочным героям. В результате этого у ребёнка появляются не только новые представления о людях и окружающем мире, но и новое эмоциональное отношение к ним. Мир сказок способствует актуализации всех органов чувств ребёнка. С педагогической точки зрения, благодаря сказке, дети не только познают нравственные нормы, но и откликаются на события сказки, выражают своё отношение к добрым и злым героям.
Сказки формируют у ребенка представление о том, что добро побеждает не само по себе, а только преодолевая трудности. Этот аспект сказки нужно использовать для формирования нравственного мировоззрения детей и их духовной культуры.
В сказке для внеклассного мероприятия преодолевать препятствия, сопереживать главному герою(ям) помогают все дети, исполняя концертные номера. Так же исполняемая детьми музыка вместе с компьютерной презентацией или рисунками детей может служить музыкальными иллюстрациями сюжета. Таким образом, все дети, так или иначе, принимают участие в сказочной фабуле и в конце получают награду.
Главная составляющая любого концерта – номер. Музыкальные номера для концерта – сказки не всегда планируются заранее. Иногда в процессе репетиций появляется необходимость в том или ином музыкальном произведении, которое и разучивается кем-нибудь из детей. Но случается и наоборот: выученное произведение не подходит для сказки. В этом случае изменяется сказочный сюжет, чтобы ребёнок, исполняющий такое произведение, мог поучаствовать в концерте.
Ведущими или главными героями в моих сказочных мероприятиях становятся дети, которые в первую очередь сами этого хотят. В процессе репетиций дорабатывается сценарий, подбираются звуковые эффекты, создаётся антуражное оформление и костюмы. Используемые предметы, необходимые сказочным персонажам – лаконичные и яркие. Нужно помнить, что даже одна интересная деталь может произвести эффект куда больший, чем дорогие декорации или одежда. Так же продумывается световое оформление. Иногда лампочка, включённая в нужный момент, производит впечатление лазерного шоу. Подобные находки часто появляются во время репетиций, когда фантазия, воображение и эмоции детей получает свободный выход.
При планировании, подготовке и организации мероприятия я максимально вовлекаю всех, даже самых слабых учащихся в активную деятельность. Основой эмоционального настроя становится желание детей удачно выступитьв сказочном мероприятии, сюжет которого до последнего известен только главным персонажам.
Интересные формы внеклассных мероприятий способствуют реализации музыкально-творческих способностей, возможностей и потребностей учащихся, стимулируют работоспособность и здоровую конкуренцию, дарят праздник детям и их родителям.
Таким образом, хорошо организованная внеклассная работа в учреждении дополнительного образования раскрывает творческий потенциал детей, реализует их стремления к познанию, организовывает содержательный досуг, воспитывает любовь к искусству. Так решается одна из главных задач дополнительного образования – целенаправленно формируется личность учащегося, подготавливается к участию в общественной и культурной жизни общества.
Список использованных источников
1.Бурдыгова Т.В. Программа по внеклассно-воспитательной работе и внеурочной деятельности МБОУ ДОД «Рославльская ДМШ им. М.И.Глинки». [Электронный ресурс]. г. Рославль, 2014. URL: http://shkolamuz.ru/doc/metodika/belov/progr.pdf (Дата обращения 12.01.20)
2.Демьяненко Е.В. Виды методических работ в ДМШ. [Электронный ресурс]. г. Москва, 2016. URL: https://urok.1sept.ru/articles/657721/ (Дата обращения 12.01.20).
3.Константиновский П.В. Как правильно писать сказки: советы начинающим сказочникам. [Электронный ресурс]. г. Москва, 2020. URL: https://knigastudio.ru/blog/articles/kak-pravilno-pisat-skazki-podskazki-nachinayushchim-pisatelyam (Дата обращения 11.01.20).
4.Кофлер И. Р. Музыкальная сказка-концерт как нестандартная форма итогового занятия. [Электронный ресурс]. // Молодой ученый. — 2016. — №5.3. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26755/ (Дата обращения 11.01.20).
5.Осипова Е.Е. Педагогический проект «Музыкальное путешествие в сказку». [Электронный ресурс]. г. Тольятти, 2016. URL: https://infourok.ru/razrabotka-scenariya-dlya-vneklassnogo-meropriyatiya-na-temumuzikalnoe-puteshestvie-v-skazku-1103672.html (Дата обращения 9.01.20).
6.Современное музыкальное образование – 2018: Материалы XVII Международной научно-практической конференции. Вып.2 / под общ.ре.И.Б.Горбуновой. – Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019.
Приложение 1. Сценарий внеклассного мероприятия Новогодняя сказка «Decorum somnum или Спящий Красавец».
Приложение 2. Сценарий внеклассного мероприятия «Музыкальное путешествие Бабы Яги и её Кота».
Приложение 3. Презентация к Сценарию внеклассного мероприятия «Музыкальное путешествие Бабы Яги и её Кота».
Приложение 4. Сценарий внеклассного мероприятия Новогодняя сказка «Про Снежную королеву и Новогоднюю песню».