Возможности морфемики в повышении орфографической грамотности учащихся начальной школы

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: морфемика


Проблема повышения орфографической грамотности учащихся волновала педагогов и методистов с давних времён.

Орфографическая грамотность – составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

Культура речи – это тот аспект, по которому сразу и безошибочно определяется уровень образованности человека.

В современном обществе считается, что школа обязана вооружить учащихся прочными навыками правописания. Кроме того, нередко в печати высказываются мнения о том, что социально опасное поведение (преступность, хулиганство) отдельных членов общества связано с низким уровнем их речевой и языковой подготовки. Общеизвестна связь языка и мышления. Язык отражает интеллектуальное развитие человека. Хорошо развитые речевые навыки (грамотная, выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи и т.д.) воспринимаются как признак воспитанности и образованности человека и в значительной степени определяют общественную и профессиональную активность человека.

Уровень грамотности, в том числе грамотности орфографической, связывается в нашем обществе не только с общей подготовкой по родному языку, но и с моральным обликом подрастающего поколения, с его культурой.

Грамотно говорящие, читающие, пишущие школьники, как известно, легче и успешней овладевают всеми учебными дисциплинами. И, наоборот, одной из главных причин отставания учащихся, слабой успеваемости, недостаточного интеллектуального развития является, как правило, неудовлетворительная подготовка по  родному языку, недостаточно развитая и грамотная устная и письменная речь.

Но современная методика обучения правописанию в начальной школе опирается не только на правила, но и на всю систему языкового развития: на усвоение звукового строя русского языка, его графики; на процесс овладения чтением и письмом; восприятие речи на слух (аудирование); на развитие собственной речи, выражение своих мыслей; на развитие дикции и орфоэпического навыка, на интонацию и выразительное чтение; на понимание состава слова, словообразования, словоизменения; на закономерности функционирования языка, т.е. на грамматику.

Все написания, которые устанавливаются правилами, указаниями или запрещениями, в системе орфографии имеют обоснования, чаще всего оно связано с морфемным составом слова. Так, например, из 13 орфограмм изучаемых в начальной школе 9 опираются на знания о морфемном составе слова, об однообразном написании морфем.

Орфограмма - написание, требующее проверки, является основной орфографической единицей в современной методике.

Орфограмма может быть отдельная буква, сочетание букв, морфема, стык морфем, позиция между словами, место разделения слова при переносе на другую строку. В орфограмме всегда имеется не менее двух возможных написаний.

Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если ученик её замечает. Целенаправленное обучение распознаванию орфограмм должно начинаться с первого года обучения. Для этого существенное значение имеют опознавательные признаки орфограмм.

Главный опознавательный признак орфограммы – несовпадение буквы и звука, написания и произношения, например «много звёзд» - много [зв’ост], «мороз» - [марос]. Выявлению и запоминанию таких несовпадений способствует звукобуквенный анализ и синтез, постоянно проводимые в начальных классах с самых ранних этапов обучения (обучение грамоте).

Этот опознавательный признак орфограмм «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащийся видит буквенное изображение слова, уже знает, какие буквы следует написать (они уже написаны), а не только слышит слово, то есть при чтении, списывании, анализе написанного текста.

В процессе письма под диктовку, так же как и в процессе самостоятельного письма, упомянутый выше опознавательный признак орфограмм не «срабатывает». Если младший школьник, ещё не имея опыта, пишет услышанное слово «сад», то последний звук этого слова не вызывает у него никаких сомнений: он слышит звук

[т] – [сат]; в слове «сбежал» он слышит первый звук [з]. То же самое он «слышит» и при внутреннем проговаривании, когда пишет самостоятельно составленный текст.

Второй опознавательный признак орфограмм – это звуки и звукосочетания, буквы и буквосочетания, которые дают наибольшее количество несовпадений и, следовательно, создают опасность ошибок. Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие «опасные» звуки – буквы: гласные о/а, и/е, парные звонкие и глухие согласные: б/п, г/к, д/т, ж/ш, в/ф, з/с, сочетания согласных стн/ сн, здн /зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные; сочетания «нч» и «нщ», «жи», «ши», «ча», «ща», «чу», «щу». Повышенное внимание должно обращаться на буквы е,ё,ю,я или на звукосочетания [je], [ja], [jo], [jy]. Мягкие согласные, особенно [л’], также принадлежит к числу «опасных».

Третий опознавательный признак орфограмм – это морфемы в словах: корень, приставка, суффикс, окончание, соединительный гласный в сложных словах, возвратная частица (постфикс) «ся», сочетание морфем – две приставки, два суффикса и т.п.

Овладение третьим опознавательным признаком обеспечивается морфемным анализом слов, который может носить опережающий, перспективный характер и начинается уже в первом классе (в простейших случаях).

Знания по морфемному членению слова позволяет школьнику направленно искать орфограмму, ибо уже знает заранее, какие именно орфограммы могут встретиться в приставке, какие – в корне слова, какие – в окончании, какие - на стыке морфем.

Вариантом третьего опознавательного признака можно считать служебные слова, в первую очередь – предлоги, ибо они сходны с приставками. Наличие «предлога/приставки» возбуждает у учащихся внимание к данной ситуации, возникает необходимость проверки орфограммы «между словами», т.е. слитного написания приставки и раздельного написания предлога.

Выбирая правильное написание, ученик должен непременно установить в какой части слова находится орфограмма. Причём, найти орфограмму в слове можно не выходя за рамки его фонетических признаков (безударный гласный, парный согласный по звонкости или глухости на конце или в середине слова и т.п.), но для выбора правила написания необходимо перейти на новый языковой уровень, морфемный. То есть, большинство написаний может быть установлено после того, как выяснится, в какой части слова (морфеме) находится орфограмма.

Из общей природы орфографических правил вытекает единый алгоритм решения орфографических задач. После того, как найдена орфограмма и установлен её тип, ученик почти всегда действует одинаково:

1) определяет, в какой части слова находится орфограмма;

2) изменяет слово или подбирает другие слова, в которых есть та же морфема;

3) находит среди подобранных слов то, в котором нужный звук находится в сильной позиции;

4) обозначает звук в слабой позиции буквой, которой передаётся звук в сильной позиции, в той же части слова.

Знания по морфемному членению слова позволяет школьнику направленно искать орфограмму, поскольку он уже знает какие именно орфограммы могут встретиться в приставке, окончании, на стыке морфем и т.д.

Неумение соотнести морфемы в проверяемом и проверочном словах часто приводит к ошибкам. Соотнести (в данном случае) – значит убедиться, что часть слова, в которой находится орфограмма, и та, в которой имеется звук в сильной позиции, одна и та же морфема (корень проверяется корнем, окончание – окончанием и т.д.).

При неумении соотносить морфемы в проверяемом и проверочном словах, могут возникнуть ситуации типа: ученик проверяет безударный гласный в суффиксе с помощью сильной позиции в окончании («котек», потому что «о коте») или, другой вариант, окончание проверяется суффиксом («без соле», потому что «солёный») и т.п. Встречаются и другие случаи неверных обоснований.

Учителю следует приучать детей учитывать ту часть слова, по отношению к которой решается орфографическая задача. Чтобы избежать формального и неверного решения орфографических задач, необходимо постоянно углублять знания детей о морфемной структуре слова.

Работа с морфемной структурой слова важна не только для лингвистического и общего развития детей, но и для формирования у них осознанных и прочных навыков правописания.

Возможности в повышении орфографической грамотности учащихся реализуется тогда, когда учитель планомерно и в системе проводит работу с морфемами, начиная с пропедевтических упражнений в 1 классе.

Изучение морфемного состава слова для учащихся начальной школы необходимо, так как:

1) ведущим принципом русского правописания является морфологический принцип;

2) учащиеся овладевают ведущим способом раскрытия лексического значения слов;

3) узнают об основном способе словообразования.

Работа над значением морфем очень важна для развития речи учащихся, так как в процессе этой работы речь школьников обогащается за счёт слов с соответствующими морфемами.

Правильно организованная работа с морфемами выступает как один из путей решения правописания на уроках русского языка в начальной школе.