Система работы учителя по реализации внеурочной деятельности на уровне НОО

Разделы: Начальная школа

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4


Приоритетная задача современной школы: создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников.

Внеурочная деятельность осуществляется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и позволяет решить целый ряд важных задач (НОО):

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
  • обеспечить закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов (н: проектная деятельность учащихся).

Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и их социализации.

В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности.

Работа над внедрением стандарта подводит к следующим выводам:

  • внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
  • внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
  • происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Итогом такой работы должен быть заданный образовательный результат – научить детей осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных, в более широком смысле – научить их социализироваться, адаптироваться в разных общественных формациях.

Внеурочная деятельность в нашей школе является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Раскроем некоторые формы внеурочной работы нашей школы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное: внеурочная деятельность «Подвижные игры»

Всех нас беспокоит состояние здоровья наших детей. Поэтому целью программы спортивно-оздоровительного направления является:

- cохранение и укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни,

Мы разучивали различные игры на внимание, на формирование осанки, разучивали физминутки. Проводились беседы о ЗОЖ.

Учитывая интересы детей, они были вовлечены в спортивные кружки и секции. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

2. Общеинтеллектуальное направление

Это направление предполагает организацию разного рода мероприятий, направленных на умственное и интеллектуальное развитие школьников. Это могут быть различные конкурсы, викторины, олимпиады по различным дисциплинам и т.п. Проводиться они могут как внутри школ, так и между школами.

3. Социальное направление

В нашей школе по этому направлению реализуется внеурочная деятельность «Уроки вежливости» и “Основы безопасности жизнедеятельности

Это направление предполагает формирование у школьников навыков социального взаимодействия. Главное здесь – моделирование тех или иных ситуаций межличностного взаимодействия. Здесь тоже могут быть использованы различные формы внеурочной деятельности. Представляется, что наиболее эффективной из них будет социально-психологический тренинг, поскольку в его рамках можно смоделировать практически любую ситуации и проработать эффективные решения проблемы

4. Духовно-нравственное и общекультурное направление внеурочная деятельность «Истоки» и «Азбука Смоленского края»

Это направление направлено на формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

Внеурочная деятельность расширяет познания детей и патриотическое воспитание, а также мы развивает внутренний мир ребёнка. Духовно- нравственное воспитание помогает формировать основы поведения и общения.

5. Художественно-эстетическое

Внеурочная деятельность «Умелые ручки»

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие со школьного возраста. Как говорил В.А.Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли».

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Своими руками можно сделать много интересного и красивого. Особенно детям очень нравится внеурочная деятельность «Умелые ручки». На которой дети реализуют свои творческие задумки.

Девиз моей работы: «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка»

В свой работе, я руководствуюсь следующими целями и задачами:

Цели: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов творческой деятельности в работе с младшими школьниками для развития воображения творческого мышления и творческой активности.

Задачи:

  • способствовать обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения;
  • стимулировать положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед творческим процессом ;
  • давать возможность экспериментировать;
  • способствовать развитию зрительно-моторной координации;
  • развивать нестандартность мышления, раскрепощенность, индивидуальность.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

На практике поставленные цели и задачи реализуются мной через внеурочную деятельность «Умелые ручки». В рамках внеурочной деятельности дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках и подделках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Занятия во внеурочной деятельности не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу творчества. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Нестандартные подходы к организации творческой деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Внеурочная деятельность «Умелые ручки» позволяет выявить положительную динамику в основном по таким направлениям работы, как:

  • Развитие творческого воображения
  • Самостоятельность
  • Познавательный интерес

Творческая деятельности доставляет ребятам истинную радость. Дети смело берутся за любую творческую работу их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается творческий продукт, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого. За период внеурочной деятельности «Умелые ручки» у детей повысились творческая активность, эмоциональность, самооценка.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, школа – не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Деятельность учащихся, ее содержание, общение, отношение детей и взрослых – естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого мы должны создать такие условия, при которых жизнь детей должна быть наполнена разнообразными делами, организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.

Школа после уроков - это мир творчества, раскрытие ребёнком своих интересов, своего «я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Ведь самая главная задача школы не только дать образование, но и воспитать достойного человека!!!