Тип урока: Открытие нового знания.
Вид урока: урок - исследование
Цель: создать условия для формирования представлений учащихся о свойствах воды и ее важности в жизни живых организмов.
Задачи:
- Познакомить учащихся со свойствами воды.
- Развивать познавательный интерес.
- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Оборудование:
презентация к уроку; карточки для групповой работы, вода, молоко, сок, лимон;, карточки с цифрами, сахарный песок, стаканы с водой
Учебник для общеобразовательных учреждений Окружающий мир 2 класс – часть вторая. Авт.Н.Ф. Виноградова – Изд. Вентана-Граф-2011 г.
Формы работы:
- фронтальная (Ф)
- групповая (Г)
- индивидуальная (И)
Планируемые результаты:
Личностные:
Определять правила поведения при совместной работе, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Метапредметные
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания через информацию, представленную в разных формах;
- наблюдать и делать самостоятельные выводы;
- развивать познавательный интерес к предмету через исследования.
Регулятивные:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- с помощью учителя планировать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать своё предположение;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить высказывания; задавать вопросы;
- слушать и понимать других; сотрудничать.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Мотивация к учебной деятельности. |
- Здравствуйте ребята! Поприветствуйте наших гостей, Садитесь. |
Проверить готовность к уроку |
2. Актуализация знаний |
- Ребята, в нашей жизни есть вещество, без которого никто не может прожить. Название этого ценного, незаменимого вещества «спряталось» в загадке.
Чему же будет посвящён наш урок? |
Воде |
3. Постановка проблемы, |
-Откройте учебники на с. 81 и прочитайте тему урока. -Так какая же тема нашего урока? Схема на с 81 поможет вам вспомнить что же такое вода. А может быть кто- ни будь не согласен с автором рисунков? |
Ответы детей. Работают с учебником. Ответы детей. |
-Что вы уже знаете о воде? Но все это стало доступно человеку только после того, как он изучил свойства воды. А что такое свойства воды? Где и кто их изучает? -Предлагаю наш класс на время превратить в научный центр – лабораторию. -Кто знает, что такое лаборатория? -Кто занимается исследованием? -Кто такие исследователи? -Что мы будем исследовать? |
-Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. (глобус) -Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. - Человеку в сутки требуется более 2 литров воды. - Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. - В воде живут многие животные и растения. - Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. - Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить раствор для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды. - Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. И не только в морях и океанах, лужах и озёрах, но и в почве и, даже, в камнях. А знаете ли вы… -Учёные доказали, что без еды человек может прожить более 20 дней, а вот без воды, 3дня. В пустыне под палящим солнцем человек может погибнуть без воды за несколько часов. Человек на 65% состоит из воды. -Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям. Вода не только «поит», она еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов. Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины. А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров. Вот она какая – вода! Лаборатория- это научный центр, где проводят исследования. Исследователь- это человек, который занимается научной деятельностью. |
|
4. Физминутка. |
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, |
Выполняют. |
5. Открытие нового знания |
-Работать вы будете в группах. 1.Первое свойство Цвет. Ответьте на вопрос: Какого цвета вода? -Докажите. У вас на партах находятся стаканчики с жидкостями. С водой и молоком. Сравните две жидкости? -Какое свойство воды вы только что открыли? 2.Свойство. Прозрачность. Возьмите карандаш и приложите его с другой стороны стаканчиков с водой и молоком. -Что вы заметили? -Что значит прозрачная? -В словаре прозрачность описывается как способность пропускать свет. -Какой вывод можно сделать? 3.Свойство Запах. На столе: стакан с водой, лимон. -Понюхайте лимон, а затем стакан с водой. -Какой вывод вы можете сделать? 4.Свойство. Вкус. На столе: 2 стакана с водой., лимон. -В первый выдавите сок лимона. -Попробуйте на вкус жидкости из двух стаканов. -Что вы можете сказать о вкусах данных жидкостей? -Какой вывод можно сделать? 5. Свойство. Растворитель. На столе: 2 стакана с водой и сахар. Растворите сахар. -Что произошло с сахаром? -Какой вывод можно сделать? 6. Свойство. Жидкость без формы Вода- это жидкость и её можно налить в тарелку, в стакан -Итак, о каких свойствах воды вы узнали? |
Если сравнить по цвету, то видно, что вода без цвета.
Карандаш видно за водой, а за молоком нет. Это говорит о том, что вода прозрачная.
Лимон имеет запах, а вода- нет.
Сахар растворился, потому что вода- растворитель.
Вода – жидкость без формы |
А когда вода сохраняет форму? В каком состоянии была вода в стихотворении? Лёд жидкий или твёрдый? Вода бывает в жидком состоянии, твёрдом и газообразном. Где она в жидком состоянии? Когда в твёрдом? Когда в газообразном? |
Это был лёд. Лёд твёрдый. В реках, озерах, морях, в кране. Снег, лёд, иней Пар, облака, туман |
|
6. Открытие нового знания |
Мы живём в краю с чистой родниковой водой. Пьём воду из крана и вкуснее нашей воды –нет. Воду надо беречь! Показ презентации : «О водных ресурсах РСО- Алания» |
Горная река Терек берёт начало из-под ледника. Вырывается оттуда бурным, бешеным потоком, пенится и бьётся о камни, гремит и грохочет, потому что местность круто наклонена. Даже вырвавшись на равнину, Терек долго ещё шумит и бурлит. Только зимой, когда не тают снега в горах и нет дождей, вода в Тереке делается чистой, прозрачной. В наших горах много родников. Холодная чистая вода бьёт прямо из-под земли Пьёшь её, пьёшь и никак не напьёшься.. В одних родниках вода безвкусная, прозрачная и не имеет запаха. В других онa слегка солёная или даже горьковатая. Это потому, что, пробегая под землёй длинный путь, вода растворяет различные соли, которые и придают ей неповторимый вкус. |
|
|
Мы с такой водой встречаемся, сидя за столом, где стоят бутылки с наклейками, на которых написано название минеральной воды: «Кармадон», «Тиб», «Зарамаг». Но ещё удивительнее, когда на горном склоне вы встретите источник, из которого вытекает горячая вода. Такие источники называются по-осетински «кармадон» – тёплая вода. Родники, источники, как и вся природа, требуют к себе бережного отношения. У родников нельзя бросать мусор, ездить на машинах, затаптывать почву. У лесных родников нельзя рубить кусты и деревья, потому что родник может исчезнуть навсегда. Родники с пресной и чистой водой дают людям самую лучшую питьевую воду. А родники с минеральной водой – наши доктора. Минеральной водой можно лечить многие болезни. |
7. Итог урока |
Работа с рубрикой «Обсудим вместе» с 82 Верны ли высказывания…? С 83 Прочитайте выводы про себя и найдите предложения, которые помогут доказать правильность высказываний. |
Да, это тела неживой природы. Что такое вода?
|
8. Домашнее задание. |
С 81-83 Продолжить опыты дома. |
|
9. Рефлексия учебной деятельности. |
-На столах у вас лежат фишки. Если вы считаете, что справились со всеми заданиями, хорошо поработали, поднимите солнышко. Если не очень довольны собой, поднимите солнышко и тучку. -Кто может сказать для чего нам могут пригодиться знания, которые мы получили сегодня на уроке? Кто желает рассказать? (2 человека). Кого бы вам хотелось похвалить? |
Высказывают своё мнение. |