Тип урока – урок открытия новых знаний.
Форма организации урока – комбинированная (фронтальная, индивидуальная).
Технология: проблемно-диалогический урок.
Основные методы обучения: наглядные, словесные (проблемный диалог, эвристическая беседа), методы проблемного обучения, самостоятельная работа.
Цель урока – сформировать представление об Отечественной войне 1812 года, как об одном из самых значимых событий отечественной истории - освободительной войне России против наполеоновской агрессии.
Задачи урока – способствовать усвоению причин, хода и результатов Отечественной войны 1812 года; способствовать формированию патриотических чувств, уважению к отечественному историческому наследию.
Обязательный минимум содержания: причины Отечественной войны 1812 года, соотношение сторон накануне и в ходе войны, ход войны, личность М.И. Кутузова, значение партизанского движения в войне 1812 года, причины победы русской армии, итоги войны.
Внутрипредметные связи: «Консульство и империя» (Всеобщая история, XIX век), «Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.» (История России, XIX век, предыдущий урок), «По страницам Отечественной войны 1812 года» (История России, XIX век, последующий урок), «Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813-1825гг.» (История России, XIX век, последующий урок).
Средства обучения: История России. 9 класс. Учеб. / П.А.Арсентьев, А.АДанилов, А.А.Левандовский, А.Я.Токарева / под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2019. Ч.1., проекционное оборудование (или другие технические устройства (нетбуки, смартфоны), тетрадь, карточки на столах учащихся; видеофрагмент фильма «1812. Нашествие», анимированная карта «Отечественная война 1812 года»: образовательный комплекс «1С: Школа. История России. Часть 3».
Планируемые результаты:
1. Предметные
Учащийся научится:
- использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий Отечественной войны 1812 года, направлениях значительных передвижений;
- анализировать информацию различных источников (текст учебника, содержание карточек, анимированная карта, высказывания);
- систематизировать исторический материал;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов в Отечественной войне 1812 года;
- давать оценку событиям.
2. Метапредметные:
2.1. регулятивные УУД
Учащийся научится:
- определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
2.2. познавательные УУД
Учащийся научится:
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной (объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- строить прямое доказательство;
2.3. коммуникативные УУД
Учащийся научится:
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т.д.);
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- целенаправленно использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи.
Ход урока
Организационный этап – 1 мин.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке истории! Моё приветствие – уже история! Ваши воспоминания, воспоминания, которые вы передадите своим детям и внукам станут историей полувека…
История – всё, что нас окружает уже в следующее мгновение, т.к. история…
Учащиеся: (предлагают различные версии)
Учитель: по мнению В.О. Ключевского, (на доске, или слайде) «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого» и свет «фонаря» особенно ярок сегодня…
Мотивация учебной деятельности учащихся – 4 мин.
Учитель: Вспомните, пожалуйста, словосочетания со словом Отечество
Учащиеся: «Моё Отечество», «Славлю Отечество!», «Любовь к Отечеству» и др.
Учитель: какой смысл мы вкладываем в эти слова?
Учащиеся: (предлагают различные варианты ответа, обобщают) любовь к своей Родине
Учитель: какой же смысл вложил историк А.И.Михайловский-Данилевский в 1839 году, в название своего труда «Описание Отечественной войны в 1812 году», впервые используя термин «Отечественная война»?
Учащиеся: (предлагают различные варианты ответа, обобщают) он описал освободительный характер войны
Учитель: а какой характер, по совокупности стратегических черт, по-вашему мнению, имели «наполеоновские войны»?
Учащиеся: захватнический
Учитель: о каких планах Наполеона идёт речь, исходя из его приказа «по Великой армии» от 10.06.1812: «…Через 5 лет я буду господином мира, остается Россия, но я раздавлю ее…»
Учащиеся: завоевать мир, «раздавить», захватить Россию.
Учитель: обратите внимание на следующие данные (на слайде, или карточках на столах учащихся):
Армия Франции до начала военной кампании в России |
Армия России до начала войны 1812 года |
|
Общая численность войск |
610–685 тысяч солдат |
600 тысяч солдат |
Резервы |
130–220 тысяч солдат |
400 тысяч ополченцев |
Численность по стратегическому направлению |
610–685 тысяч солдат |
212 тысяч солдат |
Позиции войск |
Сгруппированы на р. Неман |
Рассредоточены по границе |
Материально-техническое обеспечение |
1390 орудий; |
По стратегическому направлению - 898 орудий; |
Состав |
Хорошо обученные, |
Рекруты |
Командующий состав |
Опытные военачальники: |
Опытные военачальники: |
Сплоченность |
Языковая и моральная разобщенность |
Духовное, патриотическое единство |
Учащиеся: изучает соотношение сторон армий по состоянию до начала войны
Учитель: в чём сила армии Наполеона Бонапарта?
Учащиеся: в численности, хорошем материально-техническом оснащении, качественном составе войск, сосредоточении на боевых позициях
Учитель: в чём слабость армии Наполеона Бонапарта?
Учащиеся: в языковой и моральной разобщенности многонационального состава
Учитель: как вы считаете, моральное, духовное единство армии – это важная составляющая для военных действий?
Учащиеся: важная, не менее важная, чем хорошая подготовка и опыт
Учитель: предлагаю посмотреть сюжет кинофильма «1812. Нашествие»* (или, прочитать отрывок из воспоминаний Армана де Коленкура о походе Наполеона в Россию: «Император прибыл в штаб князя, находившийся в расстоянии одного лье от Немана и Ковно… По окончании рекогносцировки он подъехал к группе чинов штаба, чтобы снова обсудить вопрос о различных пунктах, где войска могли бы занять позиции. Когда император скакал галопом по полю, из-под ног его лошади выпрыгнул заяц, и она слегка отскочила вбок. Император, который очень плохо ездил верхом, упал наземь, но поднялся с такой быстротой, что был на ногах прежде, чем я подоспел, чтобы его поднять. Он вновь сел на лошадь, не произнеся ни слова… Я тогда же подумал, что это - дурное предзнаменование, и я, конечно, был не единственным, так как князь Невшательский тотчас же коснулся моей руки и сказал: «Мы сделали бы гораздо лучше, если бы не переходили через Неман. Это падение - дурное предзнаменование». Император, который в первые моменты хранил глубокое молчание и, очевидно, предавался не более веселым мыслям, чем мы, начал затем нарочно шутить по доводу своего падения с князем Невшательским и со мною, но вопреки его стараниям можно было заметить его дурное настроение и мрачные мысли».
____________________
* https://www.youtube.com/watch?v=S9HkyWedQM8 : 10.44 – 11.44 (мин.)
Банальный случай. На какую мысль наводит реакция окружающих императора, да и самого императора?
Учащиеся: возможно, Наполеон и его окружение сомневались в правильности своего решения?
Учитель: и всё же, Наполеон, отличавшийся решительностью, упорством, стремительностью свои решений и непомерной амбициозностью, мог ли он отказаться от своего плана?
Учащиеся: нет, вряд ли.
Учитель: а был ли у Наполеона шанс выиграть войну с Россией?
Учащиеся: предлагают разные версии, исходя из слабых и сильных сторон армий
Учитель: кто считает, что возможность была, сделайте отметку на полях ваших тетрадей; кто считает, что ни малейшего шанса не было, сделайте отметку на полях ваших тетрадей тоже.
Учащиеся: (делает отметку в тетрадях в любой форме).
Учитель: нам предстоит открытие новых знаний. Как сформулировать тему наших открытий?
Учащиеся: (предлагают разные формулировки темы, приходят к мнению, что название темы «Отечественная война 1812 года» - обобщенный вариант, позволяющий объединить различные направления поиска знаний по теме).
Учитель: какие задачи предстоит решить тем учащимся, кто считает, что возможность выиграть войну у Наполеона Бонапарта была?
Учащиеся: привести доказательства своего мнения, и выяснить почему Наполеон Бонапарт проиграл войну
Учитель: а какие задачи предстоит решить тем учащимся, кто считает, что возможность выиграть войну у Наполеона Бонапарта не было?
Учащиеся: привести доказательства своего мнения
Учитель: а как мы будем собирать доказательства?
Учащиеся: изучать каждый этап войны, каждое событие, анализировать возможности французской армии в ходе военных действий
Учитель: предлагаю оформить задачи, которые нам предстоит решить в ваших тетрадях
Учащиеся: оформляют поставленные задачи в тетради
Актуализация знаний – 2 мин.
Учитель: вспомните, пожалуйста, по какому алгоритму принято изучать войны (исторические события, процессы и явления)
Учащиеся: принято рассматривать (анализировать, изучать) причины, повод, ход и результаты (последствия) исторических событий, процессов и явлений, т.е. причины, ход и результаты войны
Учитель: правильно.
К 1809 году Европа почти полностью была покорена Наполеоном. Оставалась Великобритания, которая несмотря на объявленную блокаду сохраняла лидерские позиции в мире, в т. ч. и экономические. Поражение на море удерживали Наполеона от военных действий против Великобритании. О какой блокаде идёт речь?
Учащиеся: о «Континентальной блокаде» Великобритании. Наполеон решил подорвать торговлю Великобритании путём закрытия для неё всех европейских портов, нанести сокрушительный удар по торговле и экономике страны.
Учитель: когда к «Континентальной блокаде» Великобритании присоединилась Россия?
Учащиеся: в 1807 году, по условиям «Тильзитского мира»
Учитель: «Континентальная блокада» Великобритании была выгодна России?
Учащиеся: нет, т.к. Россия до Тильзитского мира вела значительную торговлю с Великобританией. Она ввозила из Англии колониальные товары, пряжу, хлопок и пр., а вывозила, главным образом, продукты сельского хозяйства
Учитель: так почему же Александр I пошёл на заключение такого невыгодного для России договора?
Учащиеся: в решающем сражении наполеоновской армии против армий третьей антифранцузской коалиции, в «битве трёх императоров», наполеоновская армия одержала решающую победу. Провал «четвёртой коалиции», в которой Россия помогала Пруссии. Влияние Наполеона в Европе резко усилилось.
Открытие новых знаний и способов действий – 20 мин.
Учитель: мы можем сформулировать причины войны 1812 года для обеих сторон?
Учащиеся: можем. Это амбициозное стремление Наполеона завоевать мир и «раздавить Россию», завладеть колониями Великобритании, стремление Франции принудить Россию к выполнению условия континентальной блокады
Учитель: которые Россия, кстати, активно нарушала, принимая в своих портах суда с английскими товарами под нейтральными флагами. Обратите внимание на причины, указанные в карточках на ваших столах.
Учитель: какая из сторон имела более веские причины для начала войны?
Учащиеся: (предлагают различные версии)
Учитель: (предлагает отработать алгоритм действия)оформите ваше мнение и обоснуйте его в столбце под заголовком «Силы сторон, значение»
Учащиеся: изучает содержание карточек (заполняет ячейку таблицы по предложенному алгоритму)
Учитель: Рассмотрите планы и задачи сторон. Оформите ваше мнение в столбце под заголовком «Силы сторон, значение»
Учащиеся: (заполняет следующую ячейку таблицы по предложенному алгоритму)
Учитель: что нам потребуется с целью дальнейшего анализа?
Учащиеся: рассмотреть (изучить) ход военных действий
Учитель: источник вашего знания – учебник, карты, анимированная карта** (предлагает просмотр на экране, или использовать технические устройства)
____________________
Учащиеся: (просматривает анимированную карту на экране, или используют технические устройства, заполняет предложенный вариант таблицы на карточках)***
____________________
*** Приложение 1
Первичная проверка понимания – 3 мин.
Учитель: (не останавливает самостоятельную работу учащихся, продолжает проблемный диалог с теми, кто закончил, оказывает помощь учащимся, продолжающим работать) мы можем выделить этапы войны, по схожим признакам?
Учащиеся: можем. Наступление армии Наполеона (июнь — сентябрь 1812 года), Отступление наполеоновской армии (октябрь — декабрь 1812 года)
Учитель: какое из событий разделяет два этапа войны?
Учащиеся: вступление французов в Москву.
Учитель: почему не Бородинское сражение?
Учащиеся: исход Бородинского сражения не решил исхода военных действий, Наполеон продолжил наступление на Москву.
Учитель: слова Наполеона «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в сердце» оправдали его действия?
Учащиеся: нет.Захватив Москву, Наполеон оказался в ловушке, расставленной русским командованием: голод, деморализация армии, гибель французских солдат.
Учитель: Какие действия Наполеона доказывают, что коренном перелом в войне наступил?
Учащиеся: Наполеон трижды пытался начать переговоры о мире с Александром I и был вынужден оставить Москву.
Учитель: Одним из важных событий Отечественной войны является назначение Кутузова главнокомандующим русской армии, вследствие чего последовала отставка Барклая-де-Толли. М.И. Кутузов опроверг тактику своего предшественника, или продолжал ей следовать?
Учащиеся: продолжал следовать.
Учитель: почему?
Учащиеся: тактика была верной. Наполеоновская армия несла потери.
Учитель: тем не менее, М.И. Кутузов решился на генеральное сражение. Как вы думаете, зачем?
Учащиеся: чтобы не подрывать боевой дух русской армии, избежать её деморализации, показать силу и мощь русских солдат, русского оружия, способствовать национальному подъёму
Учитель: генеральному сражению предшествовал бой за Шевардинский редут. Зачем понадобился бой?
Учащиеся: выиграть время, занять выгодные позиции, построить защитные укрепления.
Закрепление новых знаний и способов действий – 5 мин.
Учитель: вы проанализировали каждый этап, каждое событие войны, дали оценку каждому событию, пошагово оценили преимущества русской и французской армий
Учащиеся: (первично оценивают свой труд)
Учитель: у французской армии был шанс победы в июне 1812 года?
Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что благодаря тактике главнокомандующих русскими войсками и самой весомой причине войны для русского народа – защите Отечества, шанса не было).
Учитель: у французской армии был шанс победы в июне - июле 1812 года, под Минском и Могилевом?
Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что действия французских и русских войск в этот период не являются генеральными сражениями, соответственно, не решают исход войны)
Учитель: у французской армии был шанс победы в августе 1812 года, под Смоленском?
Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что шанс был, но Александр I не пошёл на переговоры, придерживаясь тактики дальнейшего «отступления», кроме того основные силы русской армии небыли разбиты, а французская армия несла большие потери)
Учитель: у французской армии был шанс победы 24-26 августа 1812 года, в преддверии Бородинского сражения и в самом сражении под Бородино?
Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что шанс был, но французская армия не одержала победу, её численные потери были велики и большие, чем в русских войсках, силы измотаны)
Учитель: у французской армии был шанс победы в сентябре 1812 года в период «московского сидения»?
Учащиеся: (предлагают различные версии, возможно, приходят к выводу, о том, что шанс мог бы быть только в том случае, если бы Александр I подписал перемирие, или пораженческий акт о капитуляции, но тактика русского царя была единственно правильной)
Учитель: у французской армии был шанс победы в октябре 1812 года, в Тарутинском бою, или сражении под Малоярославцем?
Учащиеся: Нет. Шанса не было. Армия французов была слаба и потерпела поражения.
Учитель: у французской армии был шанс победы в ноябре-декабре 1812 года, в момент отступления?
Учащиеся: нет. Шанса не было. Французская армия, измотанная партизанами и ополченцами, голодом и суровым климатом представляла жалкое зрелище не способное к военным действиям.
Учитель: в романе «Война и мир» Л.Н.Толстой характеризует Отечественную войну 1812 года так: «Дубина народной войны поднялась со всей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил…поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». О чём говорит писатель?
Учащиеся: писатель говорит о том война имела народный общенациональный характер.
Учитель: а был ли у Наполеона шанс одержать победу в войне с народом?
Учащиеся: (предлагают различные версии, но приходят к выводу, что шанса не было).
Учитель: каковы причины победы России в войне против французской армии в 1812 году?
Учащиеся: общенациональный подъём на защиту Отечества, формирование народных ополчений, партизанская война; неготовность французской армии к затяжной войне, суровые климатические условия (называют и иные причины, полководческий гений Кутузова, например).
Рефлексия – 4 мин.
Учитель: Исход событий нам известен.Отечественная война 1812 года была проиграна армией Наполеона. Если шанс у Наполеона был, то он им не воспользовался. Ваши отметки на полях – ваше первоначальное мнение. Возможно, ваше мнение изменилось с открытием нового знания. Возможно, кто-то из вас мнение не изменил. Есть среди вас такие?
Учащиеся: (поднимают руки)
Учитель: в таком случае приведите доказательства своей точки зрения письменно (вступительные слова на доске, или экране)
Учащиеся: «Я считаю моё мнение верным, т.к. …», или «Моё мнение изменилось т.к…»
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 1 мин.
Учитель: любая война бесчеловечна, уродлива, ужасна, для француза в России и для русского человека война - ужас. Возможно ли описать чувства людей (французов, русских) – современников Отечественной войны 1812 года? Может, сохранились воспоминания участника событий? Война глазами современника. Ваши размышления, ваши поиски – целый проект по теме! Дерзайте, пробуйте, переживайте события далёкой войны вместе с её участниками!
Учащиеся: но участники войны имели разный чин, от простых людей до императора…
Учитель: конечно. Каждый участник событий со своими переживаниями, своим взглядом – это история. Значит, любой проект имеет важное значение!