«…школа становится ключевым институтом
усложнения современного общества».
Ю.В.Громыко
Реалии современной жизни требует серьезных изменений в подходах к образовательному процессу. В школу приходит поколение детей, которые значительно отличаются от своих сверстников, учившихся еще 5-10 лет назад, поскольку они живут в уже изменившемся мире. Их окружает:
- «виртуальная реальность», зачастую не отличимая по своим характеристикам от «настоящей»;
- большие объемы неструктурированной информации;
- высокая эмоциональная и визуальная «перенасыщенность»;
- динамичность, непредсказуемость, «неопределенность» окружающего мира.
То, что современные дети существуют в такой реальности с раннего возраста, приводит к изменению способов восприятия и представлений об окружающем мире, изменяется тип мышления юного поколения.
По словам эксперта в области IT-технологий Игоря Ашманова, который долгое время занимается исследованием активностей молодежи в социальных сетях на основе больших данных, для современных детей виртуальная реальность ближе и понятнее реальной, для них характерен постоянный поиск информации и клиповое сознание, как способ потребления информации малыми порциями. Последствиями становятся:
- «цифровое одичание» как набор отрывочных сведений обо всем, нехватка знаний и культуры, «навязанные» потребности;
- стереотипные способы мышления, поскольку как в СМИ, так и в современных учебниках предлагаются готовые способы постижения мира;
- неспособность удерживать фокус внимания, желание все время «переключаться»;
- «справочное» усвоение знаний, постоянный поиск информации в интернете;
- «многозадачность» без навыка длительного сосредоточения и рефлексии;
- дискретность смысловых категорий и отсутствие целостной картины мира;
- пониженное эмоциональное восприятие и, как результат, привычка к яркой, зачастую «эмоционально перенасыщенной» динамичной смене информации и визуальных образов.
Ю.В.Громыко читает, что цели и содержание современного образования, которое, безусловно, должно решать задачи развития человека, надо соотносить с важной целью усложнения современного общества, обусловленного высокой сложностью технологических изменений современного мира (1, с.50).
Несомненно, резких и кардинальных перемен в образовании пока нет, но ростки нового, на мой взгляд, присутствуют. Эта работа – попытка анализа возможностей изменить среду, окружающую современных детей, и выяснить, насколько эти возможности актуальны требованиям сегодняшнего дня.
Введем понятия, которые являются важными для нас и будут использоваться в тексте.
По словам В.Ясвина «… образовательная среда понимается как пространственно и/или событийно ограниченная совокупность возможностей для развития личности, возникающих при ее взаимодействии со своим социальным и пространственно-предметным окружением» ( 6, с.41).
Можно говорить о том, что в настоящее время в гимназии сформировалась событийная среда. В нашем представлении — это совокупность воспитательных событий и пространственного окружения, которая позволяет выстраивать определенный тип взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса. Но событийная среда не может способствовать развитию личности и представлять спектр возможностей для этого без наличия событийной общности.
По словам В.Слободчикова, подлинная событийная общность несет в себе целевые ориентиры и ценностные основания своего объединения. Она выступает одновременно и как структурно организованная, и как духовно связанная общность, и в этом случае она не может возникать стихийно, а является результатом осознанных усилии ее участников (3, с.8-9).
В нашем случае событийная общность складывается как в процессе подготовки, так и в ходе проведения события.
Событие или со-бытие для нас — особая форма воспитательной деятельности, заключающаяся в творческом взаимодействии и совместном бытии взрослого (педагога) и юного человека для осмысления или решения различных проблем жизни, приобретении актуального социального опыта.
Рассмотрим принципы событийности, которые сложились в гимназии.
Наличие «образа» события.
Мы ищем идею, которая будет объединять весь событийный ряд и являться его ценностным содержанием. Выражаем эту идею через символ или метафору. Почему мы обращаемся к метафоре? Потому что «метафора отвечает способности человека улавливать и создавать сходство между разными классами объектов»(4, с.15). Метафора, посредством которой содержание события будет постепенно раскрываться, позволяет взглянуть на объект или явление с разных сторон, а, по словам Н.Щурковой , это является «первым важным этико-логическим умением» (5, с.188).
Многозначность смыслов и содержания.
Метафора или символ события, как «сжатая» идея, позволяет значительно расширить контекст рассматриваемых предметов, фактов или явлений, найти для них новые смысловые характеристики, выявить ранее не очевидные связи в их различных проявлениях. Например, вещь становится воплощением деятельности человека и, в то же время, она выступает как образ памяти, связь времен, как символ технического прогресса и богатства человеческой мысли.
Дополнение и расширение предметных областей, их интеграция.
Хотя в ходе любого события всегда в разных формах предъявляются различные знания, факты или закономерности окружающего мира, но они не разделены на привычные в школе предметные области, между ними отсутствуют явно выраженные границы, что позволяет выявлять неочевидные или сложные связи, например, между естественнонаучными и гуманитарными областями знаний.
Постоянное обновление содержания и формы.
Позволяет сохранять эмоциональную востребованность событий. С одной стороны существуют традиции — события цикличны, имеют свою преемственность, создают ощущение стабильности гимназической жизни. С другой стороны – постоянно обновляемые формы проведения и по новому представленное содержание событий позволяют сохранять неизменный интерес к событийной среде.
Свободные способы организации.
Если сравнивать особенности урока и события, то для урока существуют жестко заданные определенные рамки: содержательные, организационные, временные, пространственные. Для события характерны: относительная свобода в содержании, формах проведения и организации, в пространстве и протяженности во времени.
Свобода выбора и самоопределения.
В ходе любого события его участники вольны выбирать любые роли и способы участия в нем. Они могут быть организаторами, участниками постановок, танцевальных, поэтических, песенных площадок, участниками мастер-классов, игр, флэшмобов, художниками и просто зрителями. Они выбирают, на какие мастер-классы готовы пойти, будут или нет смотреть те или иные фильмы, постановки и т.д. Здесь, как нам кажется, очень актуальна цитата, что «образовательное событие представляет шанс проявить свою субъектную позицию. В этом смысле образовательное событие как концентрат намеренно недопределенных ситуаций, как место погруженности в «энергию жизни», … как активность, позволяющая осознавать личное присутствие через инициативу и самостоятельное действие, - это и есть проявление субъектности человека» ( 2, с.269).
Со-творчество, со-организация детско-взрослой общности.
В подготовке к событию участвуют учителя вместе с учениками. Организаторами и идейными вдохновителями становятся далеко не все, но вовлечение в участие в событии даже в качестве зрителя, дает ощущение общности с другими, создает «поле эмоционального благополучия», со-причастности, со-переживания, со-бытия.
Попробуем выявить, в чем актуальность принципов событийности и как они позволяют решить проблемы, характерные для современных подростков.
Создание образа события:
- позволяет выявить символическое и(или) метафорическое содержание привычных понятий, активизирует ассоциативное мышление;;
- способствует «углублению» содержания темы события через демонстрацию ее «многослойности», «усложняет» образ окружающего мира;
Метафора как «проявление» содержания события и поиск смысловых характеристик и связей символа и(или) метафоры:
- позволяет «проявить» неоднозначность явлений окружающего мира, их «объемность»;
- дает возможность оперировать сложными категориями;
- способствует более глубокому пониманию «смыслов» окружающего мира.
Событие дает возможность интегрировать различные предметные области и позволяет устанавливать новые связи между предметами:
- расширяется кругозор, окружающий мир предстает в своем многообразии;
- предметные дни или недели из предметной области позволяют выйти к неожиданным областям знаний, которые, на первый взгляд, не связаны с заявленным предметом;
- происходит ломка стереотипов в представлении о предметных областях и осознание целостности мира;
- выявляются связи между гуманитарными и точными науками, естественными и гуманитарными областями, что особенно актуально в сегодняшнем видении мира.
Обновление смыслов, форм, содержания события, активное применение игровых методик, наличие нескольких событийных площадок позволяет создать привычную для молодежи среду, которая:
- отличается новизной, зрелищностью, широким использованием игровых форм;
- характеризуется динамичностью за счет смены сценариев и сюжетных линий;
- привычна для восприятия молодых людей, поскольку напоминает знакомую «медийную» среду;
- позволяет участвовать в различных «активностях»;
- одновременно с этим, благодаря высокому уровню смыслового и ценностного содержания, создает возможности для саморазвития.
Свободные способы организации события:
- снимают напряжение «заданности » пространственной, временной и содержательной, которая характерна для традиционного урока;
- формируют позитивное эмоциональное состояние.
Свобода выбора и самоопределения дает возможность для:
- коммуникации во всевозможных группах и объединениях;
- «примерки» различных ролей и способов деятельности;
- проявления инициативы и активности;
- осуществления осознанного выбора смысла и содержания, которое важно именно для меня;
- выявления субъектной позиции.
Со-творчество, со-организация детско-взрослой общности способствует:
- выявлению креативности, организационных и различных творческих способностей взрослых и детей;
- формированию коммуникативных навыков и способов взаимопонимания;
- освоению культурных норм и образцов поведения и взаимодействия;
- осознанию собственных «особенных» качеств, формированию само и взаимоуважения;
«Благодаря выстраиванию педагогом границ поля эмоционального благополучия актуализируется индивидуальное самоопределение и конструирование школьником собственных границ личности» (5, с. 180)
Можно говорить о том, что событийная среда, тонко продуманная и хорошо организованная, создает веер возможностей для развития новых качеств и навыков современных молодых людей. Развитие коммуникации, творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, умение видеть красоту окружающего мира – все это должно постепенно проявляться и формироваться в гармонично выстроенной событийной среде. Выше перечисленные качества сегодня объединены таким понятием, как эмоциональный интеллект. По словам современных ученых, эти навыки будут серьезно востребованы в мире будущего.
Кроме того, событийная среда позволяет расширять кругозор, способствует формированию новых смыслов, дает возможность целостного видения событий и явлений, позволяет простраивать новые взаимосвязи, выявлять закономерности, находить новые способы взаимоотношений, а по форме соответствует достаточно высокому уровню культурных норм и образцов (принцип культуросообразности, преемственности педагогических воздействий).
Но важно не забывать о том, что «не всякое событие становится событием для человека, а только то и тогда, что и когда проживается как твое личное» (5, с. 186), поэтому, чем больше смысловых, этических, эстетических и ценностных категорий будет включено в ткань события, тем выше вероятность, что событие станет действительно со-бытием (совместно прожитым бытием, духовной общностью) для всех его участников.
Литература
- Громыко Ю.В.российская система образования сегодня: Решающий фактор развития или путь в бездну? Образование как политическая технология. М.ЛЕНАНД, 2019 .
- Практики субъектности в образовании / под ред. М.М.Миркес. – М.: Линка-Пресс, 2019.
- Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. М.Б.Крыловой и М.Ю.Жилиной. Научно-методическая серия «Новые ценности образования». Научный редактор серии М.Б.Крылова. Выпуск 1 ( 43), 2010.
- Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д.Арутюновой; Общ. ред. Н.Д.Арутюновой и М.А.Журинской. — М.: Прогресс, 1990.
- Щуркова Н.Е. Восхождение к нравственности: Научно-методическое пособие. – М.: Издательство ИТРК, 2016.
- Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление / В.А.Ясвин. М.- Народное образование 2019.