Виртуальная образовательная экскурсия как средство формирования знаний о родном городе

Разделы: Информатика, Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Краеведение, Патриотическое воспитание

Ключевые слова: родной край, экскурсия


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) предполагает реализацию в общеобразовательных организациях как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность направлена не только на достижение планируемых результатов, но и на решение таких важных задач, как обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе, оптимизация учебной нагрузки обучающихся, улучшение условий для развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся [1, с.20].

Основной направленностью внеурочной деятельности является создание условий для выявления и развития учащимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха младших школьников. Именно поэтому внеурочная деятельность включает в себя широкий выбор форм работы, одной из которых является образовательная экскурсия [1, с.21].

Существует большое разнообразие в трактовке понятия «образовательная экскурсия». По мнению Д.Н. Ушакова, экскурсия в образовании - это коллективная поездка с научно-образовательной целью [5,с.76] Так, в организации внешкольной работы детей Л. Бархаш описывает экскурсионный метод как получение определенных знаний, а также воспитания ребенка через посещение различных объектов по разработанной заранее теме с руководителем. Объектами при этом могут быть музей, завод, институт, парк и т.д. Выявление особенностей в понимании и трактовке термина разными авторами позволило выявить, что большинство ученых определяют ее как форму воспитания (воспитательной деятельности, работы). Г.Р. Потаева отмечает, что помимо воспитательной деятельности экскурсия выступает эффективным способом учебной работы обучающихся. [4]

Нельзя не согласиться с мнением авторов, но мы считаем, что более убедительной является трактовка термина Г.Р.Потаевой, так как автор особое значение придает учебной работе обучающихся в образовательной экскурсии.

Образовательная экскурсия дает возможность акцентировать внимание учащихся не на отдельных элементах объекта, а на явлениях, взятых во всей своей сложности. Экскурсионный метод имеет множество положительных сторон. Благодаря экскурсионному методу, ученики способны самостоятельно обнаружить объект познания, на основе которого раскрывается тема (учебного предмета, исследования, похода). Открывается возможность приобрести новое знание на основе реальной практики, что способствует приобретению мотивации к познанию. Образовательная экскурсия ставит собственные задачи, решение которых способствует достижению планируемых результатов по ФГОС НОО.

Одной из современных экскурсионных форм является виртуальная экскурсия [3,с.59]. Такая образовательная экскурсия отличается от реальной отображением объектов в виртуальной реальности, с целью получения безопасного самостоятельного опыта при наблюдении и сборе необходимой информации.

Виртуальная экскурсия обусловлена эффективным визуальным восприятием обучающимися объектов окружающего мира, получением опыта на месте (виртуальное посещение мест). Виртуальное погружение в окружающий мир при формировании представлений и знаний об изучаемых объектах создает условия для развития нравственных качеств личности обучающегося, положительных эмоций при погружении в красоту окружающей действительности «здесь и сейчас».
Фундамент будущей личности, гражданина своей «малой Родины» закладывается с раннего детства. Прежде всего, прививать патриотические чувства необходимо через место, которое будет близко и понятно ребёнку, место, где он родился и живёт. Исходя из этого целесообразно формировать патриотические чувства у обучающихся через приобщение к истории родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной культуры. Педагог должен стремиться развивать в детях чувство любви к родному городу, желание беречь его красоту, проявлять заботу о нем.

Изначально рекомендуется провести диагностическую работу и оценить уровень знаний младших школьников о родном городе. Сделать это можно в игровой форме с помощью викторины.

Технология по созданию виртуальной образовательной экскурсии почти не раскрывается другими авторами, именно поэтому предлагаем ознакомиться с нашей разработкой.

Исходя из психолого-физиологических особенностей учащихся начальной школы, целесообразно использовать данную форму работы в третьем или четвёртом классе.

Этап 1. Подготовительный. Изначально учителю необходимо разработать план работы с перечнем выбранных тем, состоящий из двух основных блоков: “выдающиеся люди” и “достопримечательности”.

Этап 2. Из-за слишком объёмного материала, с которым могут столкнуться ученики, целесообразно разделить класс на 4-5 групп.

Этап 3. Логика работы на занятии. Возможно следующее деление: три группы работают с текстовой информацией, из которой отбирают информацию, касающуюся их микро-темы, например, “детство”, “карьера”, “семья” выдающегося человека. Учащиеся четвёртой группы условно делятся на две части. «Редакторы» - собирают информацию от групп с микро-темами и отбирают самое необходимое для размещения на слайде презентации. «Создатели презентация» помещают принесенную информацию от «Редакторов» в электронный вид на слайд.

Этап 4. Представление экскурсии. Группы, которые работали с микро-темами самостоятельно выбирают выступающего (экскурсовода). Его задача подготовить свое выступление к презентации. Класс прослушивает выступления, комментируют, дают рекомендации, задают вопросы. На этом этапе все учащиеся узнают о родном городе важную и интересную информацию от своих же одноклассников, что способствует сохранению познавательного интереса к родному городу. После этой работы, продумывается тематическое задание для экскурсии. Таким образом, она становиться образовательной.

Этап 5. Данная форма работы проводится и по остальным темам, после чего учащиеся могут представить экскурсию другим классам, родителям, гостям.

Библиографический список

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
  2. Добрина, Н.А. Экскурсоведение [Текст]: учеб.пособие. – М.: Флинта: МПСИ, 2012. – 286
  3. Потаева, Г.Р. Инновации в экскурсионном (познавательном) туризме [Текст] / Г.Р. Потаева // Сб. метод. рекомендаци. – Минск: Белорусский гос. ун-т, 2007. – С. 265–307.
  4. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т «Сов. Энцикл»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)