Урок-зачет по теме «Местоимение». 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: русский язык, местоимение


Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений.

Вид урока: урок-зачет.

Цели урока:

  • выявить степень усвоения изученного материала;
  • проконтролировать и оценить ЗУН по теме;
  • активизировать самостоятельную и коллективную деятельность учащихся;
  • формировать навыки построения  монологического высказывания;
  • воспитать интерес к предмету;
  • привить культуру общения.

Задачи:

  • Систематизировать и обобщить теоретический и практический материал по теме «Местоимение»
  • Проконтролировать усвоение теоретических и практических знаний по теме.
  • Развивать умение работать в парах.
  • Способствовать развитию умения грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы.
  • Обеспечить условия для воспитания уважительного отношения к мнению окружающих, умения слушать и слышать собеседника.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, сигнальные карточки, карточки с теоретическим заданием, контрольные листы, листы с заданием.

Ход урока

1. Организационный момент (см. презентацию слайд 1 (приложение 4)).

Ребята, мы с вами заканчиваем изучение темы «Местоимение», сегодня состоится урок-зачет, каждый из вас получит контрольный лист (см. Приложение 1), который необходимо сдать в конце урока. Контрольный лист разделен на две части. Первая часть состоит из теоретических вопросов, вторая – практических заданий. Каждый ответ оценивается в баллах. Количество балов зависит от точности и полноты изложения. Давайте начнем нашу работу с того, что каждый подпишет свой контрольный лист.

Ученики получают раздаточный материал: контрольные листы, сигнальные карточки, листы с практическим зданием.

2. Проверка усвоения теоретического материала (см. презентацию слайд 2-3).

Несколько ребят получают карточки с заданиями (см. Приложение 2). Остальные выполняют задание учителя.

- Ребята, посмотрите на экран, перед  вами статья о местоимении, в которой пропущены слова, давайте восполним пробелы.

Местоимение - это ___________ часть речи, которая __________ на предметы, ­­­­_____, количества, но ____________ их.

Местоимения изменяются по ____________, а некоторые – по  ______ и ______.

Выделяют следующие разряды местоимений ________, ________, ________, _________, _________, _________, _______, __________, _________.

В предложении местоимения чаще всего бывают ______,________, _______.

- Молодцы! А теперь давайте послушаем выступления ребят.

Ученики, получившие карточку, выходят в порядке очереди к доске и дают полные ответы на поставленные вопросы. Ответы оцениваются учителем.

3. Закрепление практических навыков (см. презентацию слайд 4-6).

- Итак, у каждого на парте листы с заданием (см. Приложение 3). Выполнять письменную часть заданий вы будете в контрольном листе.

3.1. Объясните значение следующих фразеологизмов (устно), составьте с некоторыми из них 1-2 предложения.

Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, судить по себе, уйти в себя, не похож на себя, себе на уме.

Устная часть работы выполняется коллективно. Предложения каждый записывает в свой контрольный лист.

3.2. Игра «Светофор».

  • Красная карточка – вопросительное местоимение.
  • Зеленая карточка – относительное местоимение.

1) Какое озеро самое большое на земле?

2) Я знаю, какое озеро самое большое на земле.

3) Ребята с интересом рассказывают о походах, в которых они участвовали летом.

4) Кто написал картину «Три богатыря»?

5) Все знают, кто написал картину «Три богатыря».

6) Ложился густой туман, в котором потонула вся окрестность.

7) Что называется частью света?

Задание выполняется коллективно в форме игры. В контрольный лист записываются номера предложений с относительными и вопросительными местоимениями.

3.3. Заполнить таблицу.

- Перед выполнением следующего задания давайте вспомним:

- Какие местоимения пишутся с дефисом? В каком случае написание раздельно?

- Когда пишется ни, а когда – не в отрицательных местоимениях? В каких случаях не и ни в пишутся раздельно?

Диктует учитель: ни у кого не вызывалвосхищения, беседовал кое с кем, с кем-нибудь посоветуйся, чей-то шепот, приобрести кое-какие книги, тренировался некоторое время, догадывался кое о чем, никакого впечатления, явился ни с чем, нечего раздражаться.

Часть речи

Слитно

Через дефис

Раздельно

Местоимение

 

 

 

Проводится выборочный диктант. И последующая взаимопроверка в парах.

3.4. Найдите местоимения по их морфологическим признакам (устно). Сделайте морфологический разбор 2 местоимений по выбору.

Каждое утро я отправляюсь в лес по грибы, но возвращаюсь с пустой корзинкой. Надо мной смеются мои соседи: «Вам бы подзорную трубу с собой брать, тогда какую-нибудь сыроежку отыщете».

Я выслушиваю все эти дружеские нападки. Они меня не задевают. Ведь никто из тех, кто надо мной подтрунивает, не подозревает, что я грибов не собираю. Мне жаль срывать грибы, которые выросли возле моей заветной тропинки. Я знаю на ней каждый грибок, но не рву их, а слежу за тем, как они растут. (По Г.Скребицкому)

Первая часть работы проводится в форме выборочного опроса. Морфологический разбор каждый выполняет самостоятельно в контрольном листе.

4. Домашнее задание (см. презентацию слайд 7-8).

Учитель читает рассказ Януша Корчака:

«Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое маленькое словцо: кто?

Постучали в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?» А не будь этой малышки Кто, ты должен был бы спросить: «Это Казик стучит? или Менька? или тетя? или гончар? или продавец посуды?». А тот все отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты мог бы так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы, все только спрашивал бы. А так: «Кто там?» – и в этом коротеньком кто сидят имена всех на свете людей».

Кто – это местоимение.

- Ребята попробуйте дома сочинить рассказ о каком-нибудь местоимении, а может быть не об одном местоимении, а целом разряде. Допустим, о личных местоимениях или вопросительных.

5. Итоги урока (см. презентацию слайд 9-10).

  • Выставление оценок за урок.
  • Сбор контрольных листов.
  • Ознакомление учеников с критериями оценивания.
Оценка

Зачет

Хорошо

Отлично

Теоретическая часть*

4 балла

5 балла

6 баллов

Практическая часть

8-9 баллов

10-11 баллов

12 баллов

*Ученики, работающие с карточками, теоретическую часть в контрольном листе не заполняют.

- Ребята, теперь вы знакомы еще с одной самостоятельной частью речи - местоимением. Вы знаете, что местоимение указывает на предмет, помогая избежать повторов в речи. Вы знакомы с разрядами местоимений, понимаете, в чем особенность каждого из них. И, конечно, вы запомнили, правила написания отрицательных и неопределенных местоимений. Запомнили? (ученик отвечают)

Спасибо большое всем за плодотворную работу! Молодцы!

Список литературы

1. Богданова Г.А. Русский язык в 6 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2018.

2. Русский язык 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. Баранова М.Т. – М.: Просвещение, 2016. Ч. 2

3. Розенталь Д.Э. Русский язык. Справочник-практикум: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная. – М.:ООО «Издательство Оникс», 2008.

4. Сиднева И.В. Тематический контроль по русскому языку. Зачёты. 6 класс - М.: «Интеллект-Центр», 2004.