Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений.
Вид урока: урок-зачет.
Цели урока:
- выявить степень усвоения изученного материала;
- проконтролировать и оценить ЗУН по теме;
- активизировать самостоятельную и коллективную деятельность учащихся;
- формировать навыки построения монологического высказывания;
- воспитать интерес к предмету;
- привить культуру общения.
Задачи:
- Систематизировать и обобщить теоретический и практический материал по теме «Местоимение»
- Проконтролировать усвоение теоретических и практических знаний по теме.
- Развивать умение работать в парах.
- Способствовать развитию умения грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы.
- Обеспечить условия для воспитания уважительного отношения к мнению окружающих, умения слушать и слышать собеседника.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, сигнальные карточки, карточки с теоретическим заданием, контрольные листы, листы с заданием.
Ход урока
1. Организационный момент (см. презентацию слайд 1 (приложение 4)).
Ребята, мы с вами заканчиваем изучение темы «Местоимение», сегодня состоится урок-зачет, каждый из вас получит контрольный лист (см. Приложение 1), который необходимо сдать в конце урока. Контрольный лист разделен на две части. Первая часть состоит из теоретических вопросов, вторая – практических заданий. Каждый ответ оценивается в баллах. Количество балов зависит от точности и полноты изложения. Давайте начнем нашу работу с того, что каждый подпишет свой контрольный лист.
Ученики получают раздаточный материал: контрольные листы, сигнальные карточки, листы с практическим зданием.
2. Проверка усвоения теоретического материала (см. презентацию слайд 2-3).
Несколько ребят получают карточки с заданиями (см. Приложение 2). Остальные выполняют задание учителя.
- Ребята, посмотрите на экран, перед вами статья о местоимении, в которой пропущены слова, давайте восполним пробелы.
Местоимение - это ___________ часть речи, которая __________ на предметы, _____, количества, но ____________ их.
Местоимения изменяются по ____________, а некоторые – по ______ и ______.
Выделяют следующие разряды местоимений ________, ________, ________, _________, _________, _________, _______, __________, _________.
В предложении местоимения чаще всего бывают ______,________, _______.
- Молодцы! А теперь давайте послушаем выступления ребят.
Ученики, получившие карточку, выходят в порядке очереди к доске и дают полные ответы на поставленные вопросы. Ответы оцениваются учителем.
3. Закрепление практических навыков (см. презентацию слайд 4-6).
- Итак, у каждого на парте листы с заданием (см. Приложение 3). Выполнять письменную часть заданий вы будете в контрольном листе.
3.1. Объясните значение следующих фразеологизмов (устно), составьте с некоторыми из них 1-2 предложения.
Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, судить по себе, уйти в себя, не похож на себя, себе на уме.
Устная часть работы выполняется коллективно. Предложения каждый записывает в свой контрольный лист.
3.2. Игра «Светофор».
- Красная карточка – вопросительное местоимение.
- Зеленая карточка – относительное местоимение.
1) Какое озеро самое большое на земле?
2) Я знаю, какое озеро самое большое на земле.
3) Ребята с интересом рассказывают о походах, в которых они участвовали летом.
4) Кто написал картину «Три богатыря»?
5) Все знают, кто написал картину «Три богатыря».
6) Ложился густой туман, в котором потонула вся окрестность.
7) Что называется частью света?
Задание выполняется коллективно в форме игры. В контрольный лист записываются номера предложений с относительными и вопросительными местоимениями.
3.3. Заполнить таблицу.
- Перед выполнением следующего задания давайте вспомним:
- Какие местоимения пишутся с дефисом? В каком случае написание раздельно?
- Когда пишется ни, а когда – не в отрицательных местоимениях? В каких случаях не и ни в пишутся раздельно?
Диктует учитель: ни у кого не вызывалвосхищения, беседовал кое с кем, с кем-нибудь посоветуйся, чей-то шепот, приобрести кое-какие книги, тренировался некоторое время, догадывался кое о чем, никакого впечатления, явился ни с чем, нечего раздражаться.
Часть речи |
Слитно |
Через дефис |
Раздельно |
Местоимение |
|
|
|
Проводится выборочный диктант. И последующая взаимопроверка в парах.
3.4. Найдите местоимения по их морфологическим признакам (устно). Сделайте морфологический разбор 2 местоимений по выбору.
Каждое утро я отправляюсь в лес по грибы, но возвращаюсь с пустой корзинкой. Надо мной смеются мои соседи: «Вам бы подзорную трубу с собой брать, тогда какую-нибудь сыроежку отыщете».
Я выслушиваю все эти дружеские нападки. Они меня не задевают. Ведь никто из тех, кто надо мной подтрунивает, не подозревает, что я грибов не собираю. Мне жаль срывать грибы, которые выросли возле моей заветной тропинки. Я знаю на ней каждый грибок, но не рву их, а слежу за тем, как они растут. (По Г.Скребицкому)
Первая часть работы проводится в форме выборочного опроса. Морфологический разбор каждый выполняет самостоятельно в контрольном листе.
4. Домашнее задание (см. презентацию слайд 7-8).
Учитель читает рассказ Януша Корчака:
«Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое маленькое словцо: кто?
Постучали в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?» А не будь этой малышки Кто, ты должен был бы спросить: «Это Казик стучит? или Менька? или тетя? или гончар? или продавец посуды?». А тот все отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты мог бы так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы, все только спрашивал бы. А так: «Кто там?» – и в этом коротеньком кто сидят имена всех на свете людей».
Кто – это местоимение.
- Ребята попробуйте дома сочинить рассказ о каком-нибудь местоимении, а может быть не об одном местоимении, а целом разряде. Допустим, о личных местоимениях или вопросительных.
5. Итоги урока (см. презентацию слайд 9-10).
- Выставление оценок за урок.
- Сбор контрольных листов.
- Ознакомление учеников с критериями оценивания.
Оценка | Зачет |
Хорошо |
Отлично |
Теоретическая часть* |
4 балла |
5 балла |
6 баллов |
Практическая часть |
8-9 баллов |
10-11 баллов |
12 баллов |
*Ученики, работающие с карточками, теоретическую часть в контрольном листе не заполняют.
- Ребята, теперь вы знакомы еще с одной самостоятельной частью речи - местоимением. Вы знаете, что местоимение указывает на предмет, помогая избежать повторов в речи. Вы знакомы с разрядами местоимений, понимаете, в чем особенность каждого из них. И, конечно, вы запомнили, правила написания отрицательных и неопределенных местоимений. Запомнили? (ученик отвечают)
Спасибо большое всем за плодотворную работу! Молодцы!
Список литературы
1. Богданова Г.А. Русский язык в 6 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2018.
2. Русский язык 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. Баранова М.Т. – М.: Просвещение, 2016. Ч. 2
3. Розенталь Д.Э. Русский язык. Справочник-практикум: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная. – М.:ООО «Издательство Оникс», 2008.
4. Сиднева И.В. Тематический контроль по русскому языку. Зачёты. 6 класс - М.: «Интеллект-Центр», 2004.