ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Методическое пособие «Пропедевтический курс «Введение в историю. Малая Родина» |
Нормативно-правовые основы разработки программы |
- Конституция Российской Федерации; |
Автор-составитель |
Программа курса составлена на основе Программы Майкова А.Н. История: Введение в историю: 5 класс. |
Исполнители Программы |
Ученический коллектив 5-х классов МОУ Павинская СОШ, родительская общественность |
Сроки реализации программы |
Программа курса планируется на 10 учебных часов и включает в себя аудиторную и внеаудиторную работу. Программа является составной частью Рабочей программы курса «История России. Всеобщая история 5 класс» |
Цели и задачи программы |
Цели курса: Подготовить обучающихся к изучению систематического курса всеобщей истории и истории России в 5-11 классах, с использованием элементов изучения родного края. Обучающие
Развивающие:
Воспитывающие:
|
Ожидаемые результаты |
Планируемые результаты Личностными результатами является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД: Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений:
|
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы |
Объективный контроль знаний, умений и навыков обучаемых на соответствие требованиям программы включает: |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пропедевтика изучения истории – это подготовка учащихся к сознательному усвоению школьного курса истории. Пропедевтический курс «Введение в историю. Малая Родина» предназначен для 5 классов, начинающих изучение систематического курса всеобщей истории и истории России в 5-11 классах. С 2011 года Министерством образования было рекомендовано проведение пропедевтического курса в 5 классе основной школы не менее 10 часов. Почему же необходим пропедевтический период в школе.
Появление методических разработок данного курса актуально, так как Государственный образовательный стандарт не предполагает в начальной школе преподавание истории и обществознания в качестве отдельных пропедевтических курсов. С содержательными линиями «История России» и «Обществознание» учащиеся знакомятся только в рамках курса «Окружающий мир». Историческое образование передается через изучение отдельных, исторических картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Представленное таким образом историческое образование не позволяет решать комплексные задачи пропедевтической подготовки. Поэтому, отсутствие пропедевтического курса истории в начальной школе восполняется введением в 5 классе основной школы пропедевтического курса объемом 10 учебных часов «Введение в историю. Малая Родина». В ходе изучения вопросов курса, обучающиеся должны овладеть первоначальными историческими понятиями, ознакомиться с видами исторических источников, усвоить главное назначение курса истории как науки – давать представление о прошлом, учить анализировать настоящее, возможность предвидеть будущее.
Программа курса также направлена на формирование у обучающихся школьников представления о событиях по истории малой Родины – Костромского края и Павинского края, что очень важно для формирования интереса и любви к малой Родине.
Перед системой образования в современной России остро обозначена проблема этнокультурного воспитания и обучения детей, приобщения новых поколений к исторической памяти народа, сохранение ее в наших потомках. Традиционное наследие своего народа необходимо знать каждому человеку. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полноценной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем. Сегодня у нашего народа, в том числе и у подрастающего поколения, заметно стремление познать самих себя, ответить на вечные вопросы: кто мы? откуда мы? что берем из прошлого, во имя чего живем в настоящем, что передадим потомкам? Изучение в школе родного языка, литературы, отечественной истории, географии помогает ответить только на часть этих вопросов. Актуальными и открытыми остаются вопросы, касающиеся различных сторон жизни и культуры как всего русского народа, так и самобытного развития отдельных регионов. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека.
Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе не новая. Она получила педагогическое обоснование в трудах великого чешского педагога Я.А.Коменского, французского мыслителя и педагога Ж.-Ж.Руссо, великого русского учёного и просветителя М.В.Ломоносова. Большой интерес к школьному краеведению проявлял основоположник научной педагогики Я.Д.Ушинский. Идея не нова, но и сейчас актуальна, отвечает запросам общества и на данном этапе. Ведь краеведческая деятельность способствует профильному обучению, развивает ключевые компетенции, включает в себя проектно-исследовательскую работу, что сейчас очень востребовано в образовательном процессе. Изучение родного региона помогает ребенку установить связь с историей России, воспитывает чувство гражданственности и любви к краю и стране, в которой он живет. Школьник должен знать историю родного края, чтобы полюбить землю, на которой он живет, и участвовать в развитии родного края.
Цели курса: Подготовить обучающихся к изучению систематического курса всеобщей истории и истории России в 5-11 классах, с использованием элементов изучения родного края.
Задачи курса:
Обучающие
- Сформировать систему знаний и умений в использовании базовых понятий и терминов.
- Научить определять историческое время, место, причинно-следственные связи событий.
- Активизировать интерес к истории Костромской области и Павинского района у детей, проживающих на территории региона.
Развивающие:
- Сделать шаг от элементарного курса «Ознакомление с окружающим миром» начальной школы к систематическому курсу истории в 5 -11 классах.
- Вооружить обучающихся основными приёмами и алгоритмами работы с историческим материалом.
- Развивать познавательную, творческую деятельность обучающихся.
Воспитывающие:
- Осуществлять главную воспитательную задачу курса истории – воспитание патриотизма, любви к Родине, готовности служить Отчизне на военном или гражданском поприще.
- Формировать чувство ответственности за учебную трудовую деятельность.
Методы и формы работы
В осуществлении поставленных целей и задач курса основное внимание отводится отбору материала для изучения. Предмет «история» для обучающихся абсолютно новый, в начальной школе не изучавшийся. Незначительные сведения, полученные при изучении интегрированного курса «Ознакомление с окружающим миром», сути нового предмета не раскрывают. Главная методическая задача заключается в том, чтобы правильно подобрать технологии, методы, приёмы в соответствии с целями и задачами курса, учётом особенностей детей данного возраста. Поэтому в основу программы положены следующие принципы образования: природосообразность (как соответствие возрастным особенностям ребят), культуросообразность (традиции, история, этнические, природные особенности родного края), деятельность, личностный подход, опора на цели, интересы.
Основными методическими приемами являются: исследовательская деятельность, поисковая деятельность, организационная деятельность, индивидуальная работа.
Учащиеся обучаются комплексному изучению исследуемой темы, приобретают навыки работы в музеях, сбора материала в библиотеке и в интернете. Учащиеся 5-х классов работают индивидуально или делятся на небольшие группы по интересам. Каждая группа выбирает тему исследования, над которой она работает. Целью исследовательской работы является открытие новых сведений по краеведению и оформление их. Представление работы может быть в виде презентации или альбома. Также, краеведческую работу можно оформить в виде экспозиции в школьном музее, на планшете, сделать выставку материалов в кабинете истории и др. Требования к работе: новизна исследования, краеведческий характер, самостоятельный поиск, грамотность изложения, обоснованность выбора темы, актуальность, практическая значимость.
Используются современные педагогические технологии: технология проектной деятельности (Д.Дьюи., У.Х.Килпатрик, Коллингс и др.), технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.), технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов), а также, проблемное обучение; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии; технология ТРИЗ: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; технология «Развитие критического мышления» и др.
Основной используемой технологией является проектная технология. Учащиеся осуществляют работу над проектом «Люблю тебя мой край родной».
Обязательным требованием при организации образовательной деятельности по изучению курса является соблюдение следующих принципов:
- системность и последовательность занятий: обеспечение преемственности обучения;
- научность:
- соблюдение логики изложения материала в соответствии с развитием современных научных знаний;
- доступность: от простого к сложному, от неизвестного к известному; адаптированность научных понятий и терминов;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
- наглядность:
- использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно, рефлексия и самооценка результатов деятельности;
- активность и сознательность:
- понимание учеником цели и задач; ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, учится опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
- принцип уважительного отношения к детскому творчеству:
- представление свободы выбора, создание атмосферы доброжелательности и талантливости, оценка педагогом художественных достоинств детских работ.
Новизна программы
Целью программы является не только овладение учащимися первоначальных исторических понятий, ознакомление с видами исторических источников, усвоение главного назначения курса истории как науки – давать представление о прошлом, но и воспитание патриота малой родины, знающего и любящего свой край, выявление и поддержка одаренных детей, в том числе в области художественного творчества. На протяжении изучения курса учащиеся работают над проектом «Люблю тебя мой край родной».
Место курса в Рабочей программе курса «История России. Всеобщая история 5 класс»
Рабочая программа всего курса рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю. В календарно-тематическое планирование внесены изменения. При подготовке календарно-тематического планирования по курсу истории в 5 классе, учтены 10 часов для изучения пропедевтического модуля «Что изучает история». В связи с этим, сокращены следующие темы по истории древнего мира: Введение, Жизнь первобытных людей – 1, Древний Восток – на 3 ч. Древняя Греция - на 3 ч. Древний Рим - на 3 ч.
Количество часов программы курса может быть изменено на усмотрение учителя.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ
В результате прохождения программы кружка у обучающихся будет сформирована системы ценностей:
- Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
- Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
- Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви к родному краю.
- Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
- Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации сточки зрения собственных ощущений в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в процессе наблюдения, рассуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие и простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать свое предположение на основе коллективного обсуждения заданий.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной литературе;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя энциклопедии, Интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- преобразовывать полученную информацию, делать выводы о результате деятельности.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, в проектах, в небольших исследовательских работах;
- слушать и понимать речь других;
Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений:
- объяснять, что такое Краеведение, что оно изучает;
- называть государственные символы Костромского края, символы родного села;
- ориентироваться на карте Костромского края, называть 2-3 соседей нашего края, 2-3 национальности, населяющих наш край;
- рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных;
- охранять природу родного края;
- наблюдать и выделять характерные особенности природных и исторических объектов Костромского края;
- создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
- вести исследовательскую работу и решать проектные задачи самостоятельно, во взаимодействии с учащимися или с родителями.