Чтобы обеспечить качество образования школьников МБОУ «СШ №11» г.Нижневартовска реализуется инновационный проект «Продуктивные технологии обучения как фактор повышения качества образования в рамках реализации ФГОС». В основе продуктивных технологий 21 века - кооперативное, или совместное, обучение (Cooperative Learning). Кооперативное обучение основано на идеях, появившихся в начале прошлого века, и получивших развитие у таких философов и психологов как Курт Леви́н, Джон Дьюи, Мортон Дойтш, Жан Пиаже, Лев Выготский. В отечественной педагогике к понятию «кооперативное обучение» наиболее близки понятия «педагогика сотрудничества» и коллективные групповые формы работы (КСО). К проблеме сотрудничества в разное время обращались: В.К.Дьяченко, Б.Таль, Е.С.Полат, Е.И.Пассова, Е.Г.Иванова.
Выявлены общие принципы продуктивных технологий 21 века:
- равные возможности для индивидуальной работы, и ответа в паре или группе;
- графические схемы для визуализации очередности ответов, мнений и понятий;
- обеспечение сменного состава пар и групп;
- использование речевых клише;
- возможность услышать разные точки зрения, и сверить правильность ответов.
«Продуктивные технологии 21 века» – основа «сингапурского метода обучения» В 2016–2017 учебном году учителя Нижневартовска первыми в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра осваивают сингапурский метод обучения. Они с интересом знакомятся с «обучающие структурами» продуктивных технологий («МЭНЭДЖ МЭТ», «ХАЙ ФАЙВ», «КЛОК БАДДИС», «ТЭК ОФ – ТАЧ ДАУН», «ДЖОТ ТОСТ», «ТИК – ТЭК – ТОУ», «КОНЭРС» и др.) и учатся применять их в практической деятельности. Целью применения «сингапурского метода обучения» является переход от пассивных учеников через обучающие структуры к заинтересованным обучающимся XXI века. И действительно, применение продуктивных технологий показало (рисунок 1), что 68% из них чувствуют поддержку команды, и в то же время за каждым закреплена индивидуальная ответственность; 12% почувствовали большую возможность показать себя, высказать своё мнение, сделать свой выбор; 9% - впервые ощутили важность своей точки зрения, а 11% отметили, что у них появилось больше самостоятельности. Учитель уже не является центром урока. Он лишь должен уметь направлять и организовывать деятельность учащихся.
Рисунок 1. Влияние «обучающих структур» продуктивных технологий на процесс обучения
Для определения уровня мотивации учащихся на различных этапах работы была использована методика Т.Д.Дубовицкой, «Выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся».
Для совершенствования профессиональной компетентности педагогов школы была создана модель внутрикорпоративного повышения квалификации МБОУ «СШ №11» (Приложение 1). Исходными основаниями для проектирования модели были взяты: управленческие задачи, методы управления деятельностью по повышению квалификации педагогов, принципы управления человеческими ресурсами, анализ педагогических условий школы - укомплектованность кадрами: образовательный ценз педагогов; профессиональный стаж; возрастной ценз работников; уровень квалификации педагогов; уровень курсовой подготовки; степень участия в методических мероприятиях; качество участия в разнообразных формах методической работы; уровень профессиональных возможностей и затруднений педагогов и др.
Управленческие задачи:
- совершенствовать организацию и планирование повышения квалификации педагогических и руководящих работников (методическая деятельность, аттестационные мероприятия, внедрение современных педагогических технологий);
- создать условия, дающие педагогу возможность проявить творчество, реализовать себя как личность и как профессионал;
- развивать новое педагогическое мышление и методическую культуру педагогов;
- организовать деятельность с потенциальными педагогическими кадрами;
- провести оценку возможностей коллектива, мониторинг профессионального роста педагогов с опорой на результат деятельности.
Методы управления деятельностью по повышению квалификации педагогов:
- информационно-творческий (формы методической работы);
- ресурсный (поощрения, премирования);
- диагностический (мониторинг профессионального развития).
Принципы:
- принцип “зоны ближайшего развития”;
- принцип сочетания индивидуальных и групповых форм изучения новых педагогических технологий;
- принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе разработанной системы моральных и материальных стимулов;
- принцип индивидуально-ориентированного подхода, учитывающего запросы, потребности, а также индивидуальный уровень профессионализма каждого педагога;
- принцип оптимальности форм, методов и содержания повышения квалификации педагогов;
- принцип открытости и доступности, предполагающих добровольность участия и свободу выбора индивидуального пути совершенствования профессионализма педагога, форм и содержания образования.
Показатели эффективности повышения квалификации:
- повышение качества профессиональной деятельности;
- освоение теоретических основ;
- активность в методической, познавательной, самообразовательной работе;
- изменения в мотивах деятельности.
Анализ педагогических условий школы включает в себя следующие позиции:
- укомплектованность кадрами;
- образовательный ценз педагогов;
- профессиональный стаж;
- возрастной ценз работников;
- уровень квалификации педагогов;
- уровень курсовой подготовки;
- степень участия в методических мероприятиях;
- качество участия в разнообразных формах методической работы;
- уровень профессиональных возможностей и затруднений педагогов.
Образовательный ценз:
- учителей с высшим образованием – 46 человека (2016-2017 – 95%, 2015-2016 -90%; 2014-2015 -85%)
- со средним специальным образованием-3 человека (2015-2016 -10%; 2014-2015 -15%)
Профессиональный стаж
- учителей со стажем до 2-х лет - 4 человека (6%)
- учителей со стажем от 2 до 5 лет - 9 человек (8%)
- учителей со стажем от 5 до 10 лет - 3 человека (5%)
- учителей со стажем от 10 до 20 лет - 5 человек (7%)
- учителей со стажем свыше 20 лет - 25 человек (70%)
Возрастной ценз работников
25-30 лет |
35-40 лет |
45-50 лет |
50-55 лет |
55-60 лет |
14 |
17 |
9 |
6 |
5 |
Уровень квалификации педагогов
- высшая квалификационная категория – 17
- первая квалификационная категория –17
- отсутствие квалификационной категории -11
Уровень курсовой подготовки
- Повышение квалификации учителей – 23
- Семинары, вебинары – 50
- Распространение педагогического опыта педагогов школы на муниципальном уровне - 12
Степень участия в методических мероприятиях
Мероприятия |
% выполнения |
Повышение квалификации |
57% |
Освоение педагогической технологии |
100% |
Самообразование в области ИКТ |
97% |
Правовое самообразование |
93% |
Изучение методической литературы, Интернет-ресурсов, др. |
100% |
Разработка методических материалов |
90% |
Семинары, конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом |
90% |
Уровень профессиональных затруднений педагогов
- нехватка времени для подготовки
- недостаточный уровень владения ИКТ
- недостаток теоретических знаний
- недостаточная оснащенность кабинета
- нехватка современного инструментария, наглядных пособий
- затруднения в разработке сценария урока
- затруднения при анализе эффективности урока
- не ответили на данный вопрос 19%.
Модель внутрикорпоративного повышения квалификации педагогов МБОУ «СШ № 11» строится с учетом внешних и внутренних возможностей повышения квалификации.Внешние возможности (ресурсы) повышения квалификации педагогов – это курсы повышения квалификации очно-заочно-дистанционные, вебинары, семинары, мастер-классы, дистанционный методический сервис Центра развития образования, сетевые педагогические сообщества «Школеги» «nsportal.ru» и другие формы, которые педагоги могут посетить с отрывом от производства и дистанционно. Выезд на юг Тюменской области для распространения опыта по внедрению продуктивных технологий XXI века. Внутренние возможности (ресурсы) повышения квалификации педагогов – планы самообразования, школьные семинары, научно-практические конференции, форсайт-сессии, консультации, педагогические советы, мастер-классы, открытые уроки, обмен опытом в школьные методические объединения учителей.
Существующая система повышения квалификации не отвечает новым требованиям, которые предъявляет современное общество системе образования, учителю.
- Несоответствие имеющихся возможностей повышения квалификации фактическим результатам.
- Бессистемность выбора курсов ПК педагогами, нарушение соотношения курсов по предмету и по ИКТ.
- Отсутствие системы выявления потребностей педагогов.
- Недостаточная мотивация части педагогов на развитие профессиональной компетенции.
- Отсутствие мониторинга результатов деятельности педагогов после окончания курсовой подготовки, что делает повышение квалификации формальным.
В школе сегодня созданы условия для организации перехода на внутрикорпоративную систему повышения квалификации педагогических кадров, которая определяет основные цели, задачи, характеристику индивидуальной программы повышения квалификации и устанавливает порядок:
- осуществления индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации педагогов (Приложение2);
- взаимодействия методических служб, организаций, предоставляющих услуги по повышению квалификации (далее по тексту - иные организации), образовательных учреждений (далее – ОУ) и самих педагогов и руководителей ОУ в организации образовательного процесса;
- получения индивидуальной методической поддержки каждому педагогу.
Литература
- Евсеенко, И.С. Развитие коммуникативных компетенций при обучении иностранному языку с использованием ИКтехнологий. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.gl/sfmv5P – Razvitum. Всероссийский образовательный проект.
- Клочкова, Н.К. Обучающие структуры сингапурской методики обучения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.gl/tA5y39 – Учебно–методический кабинет.
- Пономарев, С. А. Исследовательская деятельность учащихся в ходе коллективного творческого проекта // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1452-1458.
- Aronson E. Jigsaw in 10 Easy Steps. http://www.jigsaw.org/steps.htm 6. Джонсон Д. В., Джонсон Р. Т., Смит К. А. Кооперативное обучение возвращается в колледж. http://charko.narod.ru/tekst/did/Didaktika vysshej shkoly.pdf
- Мокрополова И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников [Текст] / И. Ю. Мокрополова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 186-188.
- Преобразование обучения в XXI веке: развитие культуры мышления (пособие). - Казань, 2014.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». http://www.rg.ru/2012/01/17/obrazovanie-site-dok.html
- Jeanie M. Dotson. Cooperative Learning Structures Can Increase Student Achievement/ Culminating Project - Kagan Online Magazine, Winter 2001,http://www.kaganonline.com/free_articles/research_and_rationale/311/Cooperative-Learning-Structures-Can-Increase-Student-Achievement
- MG Mitchell. Group Investigation as a Cooperative Learning Strategy: An Integrated Analysis of the Literature / H. Montgomery, M.Holder, D.Stuar. - The Alberta Journal of Educational Research: Vol. 54, No. 4, 388-395, 2008.
- Дэвид В.Джонсон, Роджер Т.Джонсон, Карл А.Смит. Кооперативное обучения возвращается в колледж. - http://charko.narod.ru/tekst/sb_ref_2001/05_cooperl2.pdf