Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми нового знания по теме урока.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с гласным звуком [о] и способом его обозначения на письме с помощью букв О, о;
- совершенствование умения выделять интонационно звуки в словах, кратко характеризовать качественные признаки звуков;
- проводить звуковой анализ и строить модели слов;
развивающие:
- развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память;
- развивать учебно-научную речь учащихся;
воспитательные:
- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, воспитанию интереса к предмету.
Дидактические средства:
- учебник «Букварь» (авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова);
- мультимедийная презентация; пеналы с фишками для обозначения звуков;
карточки с буквами; два квадрата красных, квадрат зелёный для игры «Живые звуки»; - картинки: ослик, слон, лошадь, зонт, ведро, пальто, солнце.
Ход урока
1. Организационный момент
Слайд 2.
Прозвенел звонок весёлый,
На урок скорей беги.
И старания с вниманьем
Ты с собою захвати.
(Учитель читает стихотворение)
2. Актуализация знаний
Учитель: Вспомним, на какие 2 группы можно разделить звуки?
Дети: Все звуки можно разделить на гласные и согласные.
Слайд 3.
Учитель: Какие звуки называются гласными? Какие согласными?
Игра «Хлопушки»
Учитель: Я буду произносить слова, а вы хлопать, если слово будет начинаться с гласного звука.
утка, сани, лиса, ослик, осы, кусты, окна
3. Определение темы урока
Игра «Будь внимательным»
Слайд 4 картинки: помидор, огурец, морковь, лук, свёкла, картофель.
Учитель: Назовите предметы. (Дети называют.) Запомните в каком порядке они расположены.
Слайд 5 картинки: помидор, огурец, лук, морковь, свёкла, картофель.
Учитель: Что изменилось?
Дети: Морковь и лук поменялись местами.
Учитель: Молодцы!Как назвать общим словом. Что это?
Дети: Это овощи.
Учитель: С какого звука начинается слово? (О) Назовите тему урока. С каким звуком и с какой буквой мы будем знакомиться?
Дети: Звук и буква О.
3. Изучение нового материала
а) Звук [а].
Фонетическая зарядка
Учитель: Как охают больные? (Ох-ох!) Назовите первый звук. (О) Как работают рот, зубы, язык?
Дети: Рот и зубы открыты, язык лежит спокойно. Воздух проходит свободно.
Учитель: Какой это звук?
Дети: Гласный, потому что его можно петь и тянуть.
Учитель: Назовите имена девочек, которые начинаются со звука [о]. (Оля, Ольга, Олеся) Встаньте девочки, у кого имена начинаются со звука [о]. (Встают девочки) Назовите имена мальчиков, которые начинаются со звука [о]. (Олег) Встаньте мальчики, у кого имена начинаются со звука [о]. (Встают мальчики)
Слайд 6 картинки: осьминог, облако, орехи, овощи, ослик, обезьянки, обувь, очки.
Учитель: Назовите картинки.
(Дети называют картинки.)
Учитель: Где находится звук [о]?
Дети: в начале слова.
Игра «Где звук?»
На доске картинки: ослик, слон, лошадь, зонт, ведро, пальто, облако.
Дети по очереди выходят к доске, выбирают картинку, называют, выделяя звук [о], определяют место в слове и помещают картинку на доску так: верхняя строчка - [о] в начале слова, средняя строчка - [о] в середине, в нижнюю строчку - [о] в конце.
«Букварь» стр. 36. Работа с фишками Звуковой анализ слова «полка».
Задания.
- «Прочитать» слово, ведя указкой по звуковой схеме слова;
- Сказать слово, выделяя первый звук (п – п – олка); назвать первый звук, дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (согласный, т. к. нельзя петь и тянуть, твёрдый, синяя фишка);
- Выделить второй звук (по – о –лка), дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т.к. можно петь и тянуть, красная фишка);
- Выделить третий звук (пол – л – ка); дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (согласный, т.к. нельзя петь и тянуть, твёрдый, синяя фишка);
- Выделить четвёртый звук (полк – к –а), дать характеристику и обозначить фишкой (согласный, т.к. нельзя петь и тянуть, твёрдый, синяя фишка);
- Выделить пятый звук (полка – а), дать характеристику этому звуку и обозначить фишкой (гласный, т.к. можно петь и тянуть, красная фишка);
Учитель: Какой гласный звук мы уже знаем и можем заменить буквой? ([а])
На доске:
Учитель: Заменим [о] на [а]. Какое слово получится? (палка)
б) Буква «О».
Учитель: Кто знает, какой буквой на письме обозначается звук [о]?
Дети: Буквой «О».
Учитель: Послушайте про эту букву рассказ тётушки Совы.
Слайд 7. Видеоролик «Буква О».
Физминутка.
Учитель: Выучим стихотворение о букве «О».
Слайд 8.
Буква О всегда стояла
Круглая, нормальная,
Спать легла – бока помяла
И теперь овальная.
Учитель: На что похожа буква «о»?
Слайд 9. картинки: дупло, открытый рот, обруч, солнце, остров, колесо
Учитель: Познакомьтесь с прописной буквой О.
Слайд 10.
4. Закрепление
Букварь стр. 36.
Учитель: Как зовут девочку? (Дети высказывают своё мнение.)
Дети: Оля.
Игра «Живые звуки»
Вызываются 3 детей. Учитель называет звук [а] и даёт красный квадрат 1 ученику, учитель называет второй звук [о] и даёт красный квадрат 2 ученику, учитель называет третий звук [л] и даёт зелёный квадрат 3 ученику.
Учитель даёт команды звукам, учащиеся выполняют.
– Гласные шаг вперёд. Представьтесь.
– Согласные шаг вперёд. Представьтесь.
– Звуки встаньте так, чтобы получилось слово «Оля».
Работа со скороговорками
Коси коса, пока роса,
Роса долой – и мы домой.
Соображалка
Букварь стр 37. Дети подбирают слова к схемам.
Загадки
(Дети разгадывают загадки и определяют где находится звук)
Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? … (Огурцы)Вот сидят девчонки –
Чёрные глазёнки,
Будто на скамеечках,
На пяти линеечках. (Ноты)Без крыльев, а летит.
Без языка, а говорит. (Письмо)
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)Листья падают с осин,
мчится в небе острый клин. (Осень)
5. Рефлексия деятельности
Слайд 10. (1 нажатие мышки)
Быстро время пролетело,
И идёт к концу урок.
Так давайте без задержки
Подведём всему итог.
Дети: Мы познакомились со звуком [о]. Узнали какой буквой обозначается звук.
(2 нажатие мышки)
Учитель: Молодцы. Спасибо за урок.