Игры и упражнения для развития мелкой моторики руки ребёнка

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Классы: д/с, 1

Ключевые слова: мелкая моторика, речевые нарушения


Нормальное развитие речи ребёнка связано с развитием движений пальцев рук, так как моторная речевая зоны в головном мозге является частью двигательной области. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Работа по развитию мелкой моторики руки состоит из занятий, развивающих тактильные ощущения, из пальчиковых игр, а также из упражнений по раскрашиванию картинок, лепке из пластилина, бисероплетению и других занятий рукоделием.

Игры на развитие тактильных ощущений

«Чудесный мешочек». Первый вариант

Цель: развитие тактильных ощущений.

Ход игры. Перед игрой дети могут посмотреть и потрогать предметы, которые будут использоваться в игре. Затем предметы прячутся в «чудесный мешочек». Ведущий просит достать из мешочка любой предмет, но не называет сам предмет, а загадывает загадку, отгадкой будет являться данный предмет. Когда ребёнок отгадает загадку, ему разрешают достать из мешочка данную вещь.

Примерные загадки для игры

Есть крылья, а не птица,
Ног нет, а не догонишь.
(Рыбка)

В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Жёлудь)

Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
(Белка)

Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
(Петух)

«Чудесный мешочек». Второй вариант

Цель: развитие тактильных ощущений.

Ход игры. По другому варианту хода игры ребёнок нащупывает в мешочке предмет, называет его, а затем уже вынимает и показывает ведущему.

«Чудесный мешочек». Третий вариант

Цель: развитие тактильных ощущений.

Ход игры. Более сложным вариантом проведения игры будет такой, в котором предметы предварительно детям показывают, но трогать не разрешают.

Пальчиковые игры

В пальчиковых играх и упражнениях отрабатывают статические и динамические движения. Для таких игр хорошо подобрать или сочинить небольшие сказки, содержание которых можно проиллюстрировать с помощью движений пальцев, тогда детям будет интереснее выполнять движения. Или же небольшие упражнения, позволяющие эффективно осуществлять коррекцию двигательных нарушений.

«Пиление» тыльной стороны руки

Левую руку к столу прижимаю,
Правой рукой я её растираю.
Движется быстро и точно рука,
Как будто в пилу превратилась она.

Движения кистями рук

Зарядка для ладошки

Выполняются по образцу, производятся сначала одной, потом другой рукой, затем двумя руками одновременно.

Катать небольшой по диаметру шарик (деревянный, резиновый, теннисный мячик)

Шарик удержу ладошкой,
Прокачу его немножко.
Как на роликах, рука
По столу скользит сама.

Любимая игрушка

Сжимать резиновые игрушки, направляя выходящий воздух в ту или другую сторону.

Свою новую игрушку
Крепко, крепко обниму,
Я сожму её в ладошке,
Отпущу и вновь сожму.

Ёлка

Кисти мы соединяем,
Пальчики переплетаем.
Если так подержим долго,
То увидим – это ёлка.

(Ладони от себя, пальчики пропускается между собой (ладони под углом друг другу). Пальчики выставляются вперёд.)

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.