Класс: 10.
ЦЕЛЬ УРОКА:
- Создание условий для формирования таких понятий, как этнические общности;
- Причины межнациональных конфликтов и пути их решения.
ЗАДАЧИ:
- Представлять условия и особенности межнациональных отношений в современном мире.
- Понимать опасность межнациональных конфликтов.
- Выработать негативное отношение к национальным и межнациональным конфликтам.
- Продолжить формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критически оценивать информацию.
- Применять знания в решении заданий формата ЕГЭ.
Педагогические технологии, используемые на уроке:
- Технология критического мышления
- Технология личностно-ориентированного образования
- Технологии проблемного обучения
- Проектные технологии
- Информационно-коммуникационные технологии
План
- Этническая общность и её виды:
- Род
- Племя
- Народность
- Нация
- Нация и национальность
- Межэтнические отношения и тенденции их развития:
- Интеграция
- Дифференциация
- Пути решения межнациональных конфликтов
-
Национальная политика Российской Федерации:
- Конституционные основы национальной политики
- Указ Президента РФ «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
- Иркутская область - многонациональный субъект РФ.
Ход урока
Послушайте современную притчу «Еврей и араб».
В полупустой вагон метро вошёл молодой парень. Он выбрал себе место поудобней и устроился на нём, положив рядом с собой свой рюкзак. Напротив него сидел человек. Его лицо не было видно за газетой, которую он читал. Внимание парня привлекли надписи на газете: они были арабскими.
Араб тоже решил посмотреть, кто стал его соседом. Он слегка опустил газету и взглянул поверх неё. Оказалось, что он был так же молод. Араб смотрел с интересом на нового пассажира, а тот, вытащил из-под майки цепочку с кулоном в виде Звезды Давида, и с гордостью взглянул на Араба. Так они бросали друг на друга взгляды полные презрения и ненависти.
Но вот на одной из станций в вагон вошли люди с бритыми головами. Их было человек пять — сильные, ни перед чем не остановятся. Пройдя по вагону, они окружили парня с арабской газетой. Еврей в это время незаметным движением спрятал кулон под майку.
Первое, что сделали лысые люди — нарисовали баллончиком с чёрной краской на обратной стороне газеты свастику. Араб свернул газету. Обстановка накалялась. Фашисты явно провоцировали его на драку.
В этот момент поезд стал подъезжать к очередной остановке и люди из этого вагона, видя, что сейчас здесь может начаться драка, поспешили к выходам. Взялся за свой рюкзак и Еврей. Но в этот момент, к его огромному разочарованию, у него зазвонил телефон. Откуда-то из рюкзака на весь вагон звучала «Хава Нагила». Фашисты переглянулись. Еврей судорожно искал телефон в рюкзаке, а мелодия всё играла и играла, вызывая на его лбу испарину. Когда, наконец, ему удалось сбросить звонок, стало ясно, что ему тоже не уйти от драки. И в этот момент глаза Еврея и Араба встретились. Еврей увидел в глазах своего недавнего врага понимание и сочувствие…
Всё произошло очень быстро. Короткий кивок двух голов стал мгновенным договором о сотрудничестве. Два парня быстро вскочили, перебросили друг другу свои рюкзаки, отвлекая тем самым банду, и побежали по вагону. Фашисты бросились за ними. На этой станции перроны были с обеих сторон путей и юноши выскочили из последних дверей вагона в разные стороны как раз в тот момент, когда двери начали закрываться. Преследователи с негодующими лицами остались внутри.
Поезд ушёл. Два парня стояли на разных перронах и еле сдерживали себя от переполнявшей их радости. Заметив, что они поменялись рюкзаками, они перебросили их через пути. Еврей, в порыве благодарности поднял было руку и хотел что-то сказать Арабу, но его рука остановилась на полпути. Улыбка перестала быть такой широкой. Рука достала из-под майки кулон со звездой…
Еврей и Араб уходили в разные стороны с разных перронов одного пути
Источник: https://pritchi.ru/id_2407
Подумайте, о чем говорит эта притча.
Тема урока «Нации и межнациональные отношения».
Чем интересна и сложна изучаемая тема? На какие актуальные вопросы можно найти ответы в рамках темы? Планирование изучения темы.
Эпиграфом и проблемным заданием урока будут слова Г.Д.Уэллса «Наша истинная национальность - человек». В процессе урока попытаемся осознать степень правоты Уэллса и в конце урока написать проект коллективного (группового) эссе по этой теме.
Слайд №1. Беседа по вопросам Какую роль чувство национальной принадлежности играет в современном мире?
Затрагивает ли проблема межнациональных отношений каждого из нас?
Слайд №2. Численность населения Земли 7,7 млрд человек. Землю населяют примерно три тысячи народов. Этническая картина мира по-прежнему остается многообразной. Сохранение человеком своей этнической принадлежности является его родовой потребностью, поскольку помогает ему более четко определить свое место в окружающем мире. Сегодня в мире 197 государств. По оценкам ученых-историков, за всю историю человечества произошло более 15 тысяч войн, в которых погибло до 3,5 млрд человек. Как взаимосвязаны эти факты?
Слайд №3.Что такое этническая общность? Этническая общность — это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, которая обладает общими чертами и особенностями культуры, языка, самосознания.
Предпосылки складывания этнической общности:
1) Общность территории — необходимые условия для совместной деятельности людей (естественная предпосылка).
2) Общность языка.
3) Единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей. Приведите примеры этнических общностей.
Слайд №4. Исторически сложившиеся виды этнических общностей и их особенности: род, племя (кровное родство), народность (территория, язык, культура), нация (территория, язык, культура, национальное самосознание, историческая память). При каких типах общества формируются эти виды?
Слайд №5. Особенности нации. Нация (от лат. natio — племя, народ) - исторически сложившаяся в процессе развития устойчивая общность людей, проживающих на одной территории, имеющих общую культуру, язык, самосознание.
Характеризуется экономической общностью и сложным этнопсихологическим характером.
Нация обладает особым складом, стилем мышления, менталитетом, чувством собственного достоинства. Будучи наиболее развитой историко-культурной общностью людей, нация продолжает развиваться.
Слайд №6. Значения понятия нации в этнокультурном и в общегражданском значении.
Слайд №7. Что такое национальность?
1) принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни.
2) в ряде романских государств термин применяется для обозначения гражданства или подданства (Испания) или принадлежности лица к определенному национальному государству, не совпадающих полностью по своему содержанию с отношениями гражданства (так, в Мексике гражданами признаются лица, обладающие мексиканской Н., достигшие совершеннолетнего возраста и "ведущие достойный образ жизни"). Как человек определяет свою национальность?
Слайд №8. Прокомментируйте «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность — национализм».
(И.Н.Шевелев)
Слайд №9. Назовите основные тенденции развития межнациональных отношений (интеграция, дифференциация).
Задание №1. группам: опираясь на учебник и дополнительные источники привести примеры интеграции и дифференциации (учебник стр.188-190).
Задание №2. Обсудите в группах вопрос: каковы причины межнациональных конфликтов, приведите примеры.
Задание №3. Обсудите в группах вопрос о путях решения межнациональных конфликтов и назовите наиболее эффективные.
Слайд №10. Как вы понимаете, что такое национализм?
1) политические идеология и практика, основанные на представлении о нации и её интересах как высших ценностях.
2) Национализм в положительном смысле выражается в патриотизме.
3) Национализм в негативном смысле - возвеличивание своей нации за счет принижения других наций; проведение политики и практики дискриминации по национальным признакам (государственный и бытовой национализм). Крайние экстремистские формы национализма – ксенофобия, шовинизм, нацизм, фашизм.
Слайд №11. Подумайте. Что такое национализм: любовь к своей нации или минное поле между нациями?
Слайд №12. Что вы думаете по поводу высказывания Н.Добролюбова «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».
Слайд №13. Большинство государств мира многонациональные, в том числе, и Россия. На 1 января 2019 года, по оценке Росстата, в России было более 146 млн.чел. По переписи 2010 года на территории России проживает более 190 народов.
Слайд №14. Каковы конституционные основы национальной политики России? Работа с Конституцией России. Преамбула. Каким способом принята в 1993 году Конституция России? (референдумом). Что говорится в Преамбуле о цели принятия Основного закона?
Слайд №14. Статьи № 2,3,13,19. Что является высшей ценностью ? Кто обязан защищать свободы человека? Кто является источником власти ? Что категорически запрещается Конституцией?
Слайд №15. Статьи № 26 и 68. Как Конституция гарантирует сохранение родного языка всем её народам?
В целях координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, обеспечения их взаимодействия с институтами гражданского общества был принят Указ Президента РФ «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Указ определяет приоритеты, цели, принципы, задачи, основные направления государственной национальной политики Российской Федерации, а также инструменты и механизмы ее реализации. Настоящая Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности Российской Федерации, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, гармонизации общественных и государственных интересов. Указ учитывает многовековой историко-культурный опыт становления и развития российской государственности, основанный на взаимодействии и сотрудничестве народов, населяющих Российскую Федерацию. В Указе даётся анализ современного состояния межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации. В Указе перечислены основные принципы национальной политики:
а) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
б) обеспечение равных условий для развития народов Российской Федерации и этнических общностей;
в) защита прав национальных меньшинств;
г) предотвращение любых форм дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
д) уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной ненависти либо вражды;
е) государственная поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, этнокультурного развития русского народа и других народов Российской Федерации, их творческого потенциала, являющегося важнейшим стратегическим ресурсом российского общества;
ж) преемственность исторических традиций народов Российской Федерации, в том числе таких как солидарность и взаимопомощь;
з) устойчивое экономическое, социальное и культурное развитие коренных малочисленных народов Российской Федерации, защита их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, а также защита прав и законных интересов этих народов;
Слайд №16. Иркутская область - многонациональный субъект России. Численность населения области по данным Росстата составляет 2 397 763чел. (2019г.) Почему наша область является многонациональной?
В области проживают: русские, буряты, украинцы, татары, белорусы, армяне, азербайджанцы, чуваши, киргизы, узбеки, таджики, немцы, мордва, тувинцы, башкиры, евреи, молдаване, поляки, корейцы, цыгане, эвенки, удмурты, китайцы, грузины, литовцы, казахи, марийцы, монголы, якуты, тофалары, чеченцы, лезгины, осетины, езиды, ингуши, коми-пермяки, хакасы, финны и др. Есть ли у вас личный опыт межнационального общения?
Слайд №17. Национальные объединения, зарегистрированные на территории Иркутска: Центр русской культуры, культурные центры татаро-башкирский, чувашей, народов Севера, бурят, корейцев, евреев, азербайджанцев, армян, узбеков, народов Дагестана "Горная страна», Греции «Свет Эллады», «Украины «Днипро», Туркмении «Байкал», Таджикистана «Ватан» (Родина), Белорусии «Кривичи», Литвы «Швитурис» («Маяк»), Узбекистана «Наше Отечество», Чечено-ингушский «Вайнах», Таджикистана «Соотечественник», организация российских немцев «Возрождение», «Русско-немецкое общество «Иркутск-Пфорцхайм», Киргизии «Единение», «Польши «Огниво», Русско-Китайский центр «Восток», Иркутская региональная организация по развитию дружбы между народами «Союз единых народов», Татарское молодежное объединение «Наиль-Ангара». Для чего создаются такие центры? Какую роль в воспитании уважения к представителям разных народов играет традиционный школьный фестиваль «Дружба народов».
Слайд №18. Насколько актуальны слова Г.Д.Уэллса «Наша истинная национальность -человек»?
Выводы:
- Конфликты XX–XXI столетия носят затяжной и вооруженный характер.
- Последствия вооруженных межнациональных конфликтов разрушительны и затрагивают интересы всех народов. Очевидно одно, что развитие национальных культур, уважение должны способствовать экономической, социальной и политической интеграции. Только в этом случае многонациональность может быть не злом, а благом для всего человечества.
Закрепление: составить задания в формате ЕГЭ по группам: № заданий 1-5, 25, 27
Задание по группам: написать проект эссе по теме «Наша истинная национальность-человек» (Г.Д.Уэллс)?
Рефлексия: В каком направлении интересно продолжить исследование данной темы?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Список печатной литературы и источников:
- Обществознание. Глобальный мир в XXI веке под ред. Полякова Л.В., М., «Просвещение», 2008.
- Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ под ред. Баранова П.А, Воронцова А.В., М., «Астрель, 2008.
- Словарь Ожегова С.И., М., «АЗЪ», 1992.
- Толковый словарь обществоведческих терминов под ред. Яценко Н.Е., С.-П., «Лань», 1999.
- Учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Обществознание под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., М., «Просвещение», 2013.
Электронные источники:
- Информационный сайт - Вести
- Википедия. Свободная энциклопедия
- Google, поисковая система
- Информационное агенство РИА – Новости www.rian.ru
- Информационное агенство ИТАР – ТАСС www.itar-tass.com
- Информационный портал POLIT.RU
- Российская газета www.rg.ru
- Yandex, поисковая система