Цели урока:
- Познакомить учащихся с трагическими событиями начала Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны;
- Продолжить формирование умений работать с документами, анализировать их, делать выводы.
- Эмоциональное воспитание учащихся через восприятие хроники военных лет, через гордость за свою страну.
- Формировать патриотическое сознание учащихся, чувство любви и уважения к истории родной страны.
Боль войны - неподъёмная кладь.
И большая людская беда!
Эту память у нас не отнять:
Никому! Ни за что! Никогда!
Вступительное слово
Эта память о прошлой войне
Не даёт нам покоя давно.
Наша жизнь дорога нам вдвойне,
Когда войны мелькают в кино!
- Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Но ВОВ началась тогда, когда уже почти 2 года мир содрогался от выстрелов и разрывов Второй мировой войны.
Работа с классом.
1. Положение Германии в 30-е гг. ХХ в.
2. Причины Второй Мировой войны
3. Дата начала Второй мировой войны
Вторая мировая война началась 1.09.1939 г. с нападения Германии на Польшу. (записать в тетрадь). Страшная война с масштабными человеческими потерями началась не в 1939 году, а намного раньше. По итогам Первой Мировой войны 1918 года почти все европейские страны приобрели новые границы. Большинство были лишены части своей исторической территории, что приводила к небольшим войнам на разговорах и в умах.
В новом поколении воспитывалась ненависть к врагам и обида об утраченных городах. Появлялись поводы для возобновления войны. Однако кроме психологических причин, существовали и важные исторические предпосылки. Вторая мировая война, кратко говоря, вовлекла в боевые действия весь земной шар.
Причины войны
Ученые выделяют несколько основных причин начала военных действий:
• Территориальные споры. Победители войны 1918 года Англия и Франция разделили Европу со своими союзниками на своё усмотрение. Распады Российской империи и Австро-Венгерской империи привели к возникновению 9-ти новых государств. Отсутствие четких границ порождали большие споры. Побежденные страны хотели вернуть свои границы, а победители не желали расставаться с присоединенными территориями. Все территориальные вопросы в Европе всегда решались с помощью оружия. Избежать начала новой войны было невозможно.
• Колониальные споры. Побежденные страны были лишены своих колоний, которые были постоянным источником пополнения казны. В самих колониях местное население поднимали освободительные восстания с вооруженными стычками.
• Соперничество между государствами. Германия после поражения хотела реванша. Она все время была ведущей державой Европы, а после войны была во многом ограничена.
• Диктатура. Значительно усилился диктаторский режим во многих странах. Диктаторы Европы вначале развивали свою армию для подавления внутренних восстаний, а потом для захвата новых территорий.
• Возникновение СССР. Новая держава не уступала могуществу Российской империи. Она была достойным конкурентом США и ведущих европейских стран. В них начали возникать опасения появления коммунистических движений.
Еще до подписания советско-германского соглашения Германия спланировала агрессию против польской стороны. В начале 1939 года было принято решение, а 31 августа подписана директива. Государственные противоречия 30-ых годов привели ко Второй Мировой войне.
Ночью 1 сентября 1939 года немецкие спецслужбы начали осуществление операции «Гиммлер». Одетые в польскую форму они захватили в пригороде радиостанцию и призвали поляков восстать против немцев. Гитлер объявил об агрессии с польской стороны и начал военные действия.
Через 2 дня Германии объявили войну Англия и Франция, которые ранее заключили соглашения с Польшей о взаимопомощи. Их поддержали Канада, Новая Зеландия, Австралия, Индия и страны Южной Африки. Начавшаяся война стала мировой. Но Польша не получила ни от кого из поддерживающих стран военно-экономической помощи. Если бы к польским силам добавились английские и французские войска, то немецкая агрессия была бы мгновенно прекращена.
Население Польши обрадовалось вступлению в войну своих союзников и ждало поддержки. Однако время шло, а помощь не приходила.
Великая Отечественная война (22 июня 1941 года — 9 мая 1945 года).
Вторая мировая война (1 сентября 1939 — 2 сентября 1945).
Вскоре горький вкус войны доведется узнать и нашей Родине.
- Мы, ныне живущие, не знаем самого главного – что чувствовал человек во время тех страшных событий.
- Перенесёмся на несколько десятилетий назад. Узнаем о тех, для кого война стала началом взрослой жизни.
Представьте «Выпускной»
Юноши и девушки – выпускники школы.
- Какое утро, какой рассвет, вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь. Как же хорошо, уже и птички просыпаются и теплынь такая.
- Все когда-нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь.
- Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдет, мы все институты закончим.
Вырастем.
- Может, кто и замуж выскочит.
- Ага, или женится.
- Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика.
- А я вот хочу летчиком быть, испытателем.
- А я на учителя пойду. Зачем нам в мирное время военные профессии?
- А я врачом, у меня и начальная подготовка есть.
- А я мечтаю приносить людям добро.
- А я мечтаю о любви…
Один из юношей фотографирует
- Внимание! Снимаю! Исторический момент, запомним, 22 июня 1941 года.
Проблемный вопрос: Какой характер носила война 1941-45 гг.?
22 июня 1941 года в 3-30 утра фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Запылали города и села. Началась война. Сталин находился в шоке. Он был раздавлен и пробыл в растерянности несколько часов. Об этом свидетельствуют слова писателя Эринбурга: "Единственный человек, которому поверил Сталин, был Гитлер. И он его обманул, напав на СССР 22 июня 1941 года".
С политической точки зрения отношения между Рейхом и Союзом были довольно нормальными, угрозы не было: финансово-экономическое сотрудничество, отсутствие территориальных споров, пакт о ненападении, разграничение сфер влияния. К тому же, что тоже имело важнейшую роль в оценке даты начала войны, в Кремле понимали, что она очень вероятна в ближайшей перспективе, Третий рейх был связан войной с Англией. Пока не решён вопрос с Британией, воевать с Советским Союзом было крайне авантюристичным шагом, вне нормальной логики. Берлин не посылал никаких дипломатических сигналов, с которых обычно запускают войну – территориальные претензии (как к Чехословакии, Польше), требования, ультиматумы.
Каковы же были причины?
Причины ВОВ
- Стремление Гитлера к мировому господству немецкой нации, завоеванию фашистской Германией природных ресурсов СССР, необходимых ей для продолжения войны против Англии и США, ликвидации советского общественного и государственного строя.
- Имперские амбиции Сталина, стремившегося распространить свой контроль на всю Восточную Европу.
- Идеологические противоречия между капиталистической и социалистической системами.
По радио с обращением к советскому народу выступил министр иностранных дел В.Молотов "Враг будет разбит. победа будет за нами!".
22 июня 1941г. к населению обратился не только Молотов, в Берлине по радио выступил А.Гитлер, в Англии - премьер-министр У.Черчилль.
(В.Молотов: "Отечественная война за Родину, за честь. за свободу...Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами! У.Черчилль :"Мы окажем помощь русскому народу. Будем бороться сообща." Гитлер:"Еврейско-большевистское правительство из Москвы пытается разжечь огонь вражды не только в Германии. но и во всей Европе.." )
Первые часы войны Видеоролик 3
Работа над проблемным вопросом. Подвести учащихся к тому, что война носила оборонительный характер и была Отечественной, т.к. все от старого до малого защищали свою Родину.
Домашнее задание. Составить фотоколлаж «Первые часы ВОВ».