Разработка тематических классных часов

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство

Ключевые слова: классный час


Разработка тематического классного часа «В гостях у народов России»

Вступительное слово учителя: Доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, мужественность, совестливость - качества, которые пестует каждый народ в детях. Это основа нравственного здоровья. Сегодня мы побываем в гостях у народов России и посмотрим, что же было главным в прошлом в воспитании молодого поколения. Давайте послушаем старую аварскую сказку.

Слово ученику: «Жила очень давно мать, растила сыновей и, повзрослев, отправились они в мир. Каждому она дала совет, как верного выбрать товарища. Одному сказала: нарочно отстать в пути, а спутнику крикни: подпруга, мол, у коня ослабла, поезжай догоню. Уедет, не предложит помочь - не товарищ он тебе. Другому сказала: проголодаешься, достань лепешку, протяни спутнику, чтобы делил. Возьмет он себе большую часть, а меньшую отдаст - жаден, не иди с ним».

Учитель: Уже в этой давнишней сказке намечены черты настоящего человека. Какие они? Очень интересны кодексы народов России, (несколько пунктов записаны на карточках, лежащих на столе, ученики подходят и зачитывают их).

Вот несколько примеров:

1. Аварец завещает сыну не деньги, мебель, дом, а дело, мысли, мечту. Завещает стать мужчиной.

2. У народов Севера уже при рождении мальчика вручали ему топорик и какой-нибудь инструмент, чтобы мастерить учился. Когда девочка появлялась на свет, ей дарили маленькую прялку. Словом, с самого начала приобщали к труду.

3. Чукчи. Первая заповедь гласит: С младенчества усвой - будь добр с природой, так и говорили: «Земля кормит оленей, олени кормят нас. Цветок ... если нужен, сорви, если нет - просто полюбуйся и уйди.

4. У нанайцев есть такая заповедь: человека не заставить стать сильным. Надо, чтобы он этого захотел.

5. Сибиряки считали, что настоящий человек состоит из силы духа, верности и справедливости. Вопрос к ребятам:

Учитель: Так что же, по-вашему, надо больше всего ценить в людях?

Ученики высказывают своё мнение и обосновывают его

В заключение учитель приводит размышление Авиценны: Как-то у восточного мудреца Авиценны спросили:

У кого ты учился благовоспитанности?

У невежественных, - ответил он, - я избегаю делать то, что делают они.

Учитель: Как вы это понимаете?

Пусть ребята приведут поучительные случаи из жизни, остроумные афоризмы. Думается, это подействует сильнее на ребят, чем любая нотация.

Разработка тематического классного часа «Азбука вежливости»

Вступительное слово учителя: Внутренний мир человека, его душевные качества - это целое море чувств. Тут и черты характера, и волевые качества, и идейные устремления, и моральные принципы. Все они в комплексе определяют поведение человека. Каждый человек хочет, чтобы люди были к нему добры, учтивы, уважительны, и дружелюбны, но нередко забывают проявлять эти качества в отношении других, а затем искренне удивляются, что их обижают и с ними не хотят общаться, не понимая, что причина подобного отношения окружающих кроется в них самих. Давайте попробуем разобраться в этом. Вспомните и запишите слова, которые мы используем, характеризуя того или иного человека

(ученики по алфавиту записывают слова: авторитет, аккуратность, бережливость, благородство и т.д.)

Учитель: Попробуйте объяснить как вы понимаете каждое из записанных вами слов, сравните своё понимание слова, используемого для характеристики человека, с пониманием одноклассников. К примеру, рассмотрим содержание толкования слова: «Бережливость: важно не только хорошо потрудиться, но и сберечь сделанное». Таков закон жизни. И нам надо воспитывать привычку к бережливости с самого раннего детства.

(Ребята дополняют толкование примерами из окружающей жизни.)

Выбор слов определяется самими ребятами, что поможет определить наиболее актуальные для каждого черты личности, дать им этическую оценку и сравнить её с оценками окружающих. Необходимо развернуть при толковании слов небольшую дискуссию. Говоря, например, об авторитете. Можно поговорить, обсудить, на чем держится авторитет. После обсуждения предложить ученикам узелок на память:

Помни, что слепое преклонение перед авторитетом вредно и опасно.

И еще: авторитет держится на уважении и доверии.

В заключение можно предложить ребятам самостоятельно проранжировать названные в процессе обсуждения черты с точки зрения каждого участника дискуссии, а затем составить общий список качеств наиболее значимых для данного классного коллектива. Подобный подход позволит установить нравственно этические ориентиры как каждого ученика в отдельности, так и классного коллектива  в целом.

Разработка тематического классного часа «Ты и твое имя»

Сегодня, как никогда, нужно сформировать глубокий интерес детей к истории их семьи, рода. В процессе подготовки к классному часу проходит поисковая работа: знакомство с литературой, дающей ответы на вопрос «Что означает ваша фамилия» и др., расспросы домашних, вывешиваются вопросы:

  1. Всегда ли существовали фамилии?
  2. Чем отличается прозвище от фамилии?
  3. Что означает отчество?
  4. Когда людей стали звать по имени - отчеству?

Вступительное слово учителя: Сегодня, как ни печально это отметить, мы теряем родовые корни. А ведь было время, когда люди знали всех своих предков, род до последнего колена, очень гордились. А что же сейчас. Порой, мы не помним, как зовут наших прабабушек.

Учитель: «Слово фамилия на латинском языке, - скажет учитель, - означает «семья». В этом смысле оно и употреблялось когда-то. Теперь фамилия - это имя собственное, оно дается человеку и переходит от родителей к детям. Фамилии появились не сразу. Происхождение их растянулось на несколько веков. Вначале они появились у знатных людей - родовые прозвания, например, князья Галицкие. Шуйские, Волынские, Ростовские. Это еще не фамилии, а указание места, откуда они.

Затем фамилии стали указывать на то, чей он ребенок. Так, русский первопечатник Иван Федоров, т.е. он сын Федора.

Только потом, спустя много лет, фамилии стали закрепляться за родами.

Слово 1 ученику: Рассказывает об образовании фамилий, (одни - от личных имен; другие - от названий мест, где они жили; третьи - указывают на профессию; четвертые - от названия зверей)

(Во время выступления ученика проходит аукцион фамилий - ребята называют на каждый случай фамилии: Иванов, Петров, Минин, Горский, Волков, Зайцев и т.д.)

Слово 2 ученику: Выступает ученик с рассказом о появлении отчества, затем ребята доказывают, знают ли они свои отчества, имена своих бабушек, дедушек. А теперь возникает разговор о том, как выбрать имя для ребенка.

Слово 3 ученикуРассказывает, что обозначают некоторые наши имена (Александр - защитник людей (греч,), Андрей - мужественный, Антон - цветок, Никита - победитель (греч); Галина - тишина (греч.), Елена, Марина, Софья, Наталья и т.д.)

Учитель: Каждая семья имеет древнюю историю, уходящую корнями в далекое прошлое. Помнить об этом - это наш долг.

В заключение ребятам предлагается подготовить рассказ и воссоздать по рассказам родственников генеалогическое дерево «Моя родословная».

Разработка тематического классного часа «Нельзя» и «Помни» в нашем классе

(Ребята заранее получают задание - написать небольшой текст на одно из ваших «НЕЛЬЗЯ»)

Вступительное слово учителя: (Учитель объясняет, почему возникла такая тема нашего заседания лучше, если разговор по этой теме будет на заключительном заседании среднего звена). Итак, ребята, наше сердце должно быть умным, а ум - сердечным, Нам надо для себя составить маленький свод правил. Говорят, что не надо усваивать понятие: НЕЛЬЗЯ. Так ли это?

Слово ученикам: (зачитывают свои рассказы)

Учитель: Прослушав рассказы учащихся, давайте попытаемся сделать выводы.

ИТАК, «НЕЛЬЗЯ» ДЛЯ НАС: (возможные варианты )

  1. Нельзя бездельничать
  2. Нельзя смеяться над старостью
  3. Нельзя быть назойливым, без надобности постоянно напоминать о себе
  4. Нельзя сквернословить
  5. Нельзя оставлять одиноким родного близкого человека
  6. Нельзя выражать недовольство по поводу отсутствия той или иной вещи,
  7.  Нельзя сидеть, когда стоит взрослый человек, особенно пожилой, тем более женщина
  8. Нельзя обижать малышей
  9. Нельзя выбрасывать животных на улицу, если ты их имел дома.
  10. Нельзя нападать группой на одного.

Учитель: Сколько много нельзя, чтобы оставаться человеком.

А теперь поговорим о том, что же надо помнить. В слово «ПОМНИ» надо вложить содержание:

Ты рожден человеком.
Ты сильный! Вокруг тебя много существ значительно слабее тебя.
Ты должен защищать и беречь их.
Твое слово, твоя улыбка, твое обращение - все это может быть спасением для других.
Надо помогать всегда друг другу.
Помни: ты человек, Так будь им, мой юный друг!

Чтением стихотворных строк завершается заседание:

Благословен пусть будет дом,
Где путнику откроют двери,
Где хватит места за столом.
Где слову на слово поверят.