Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Юные историки». 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7

Ключевые слова: история, Программа внеурочной деятельности


Пояснительная записка

Нормативно-правовой базой разработки программы являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года,
  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;
  • Основная образовательная программа основного общего образования КОГОБУ СШ пгт Даровской на 2018-2019 гг.
  • Устав КОГОБУ СШ пгт Даровской на 2018-2019 гг.
  • План внеурочной деятельности в 7 классе КОГОБУ СШ пгт Даровской на 2018-2019 гг.
  • Серия «Стандарты второго поколения» «Организация внеурочной деятельности школьников: методический конструктор» П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М. Издательство Просвещение, 2010 год.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, формируются вредные привычки у детей среднего школьного возраста. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи программы:

  • формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
  • воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
  • воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
  • способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
  • приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Программа реализуется через классные часы и классные мероприятия в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с социальными партнерами школы.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся согласуются с традиционными источниками нравственности.

Основные ценности содержания образования, формируемые на ступениосновного образования, – это:

Ценность мира

1) как общего дома для всех жителей Земли;
2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями;
3) как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству.

Дар слова – как возможность получать знания, общаться

Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.

Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.

Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике школы.

Основные направлениядуховно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.

Приоритетным направлением программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

В процессе освоения материалов курса обучающиеся приобретут:

Мотивацию к учебной деятельности, улучшению ее результатов; навыки общения со сверстниками, старшими и младшими; знания об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения; знания об основах здорового образа жизни; знания об истории своей семьи и Отечества, о русских народных играх и традициях; знания о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; знания о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

В процессе освоения материалов курса обучающиеся смогут приобрести:

Опыт исследовательской деятельности; способность проводить самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности; опыт публичного выступления; стремление к сотрудничеству с учителями и родителями; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт самостоятельного решения проблем в различных областях жизни и профессиональной деятельности.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Курс внеурочной деятельности социальной направленности «Экология души» позволит сформировать у обучающихся следующие личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия:

Личностные:

  • формирование самодисциплины, понимания учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства;
  • формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам.
  • развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем;
  • активное участие школьников в социальной жизни класса, гимназии, города, страны.

Регулятивные:

  •  адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
  •  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  •  делать выбор, оценивать и корректировать свои действия;
  •  сличать собственные действия с заданным эталоном;
  •  планировать свою деятельность.

Коммуникативные:

  • ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
  • вести работу в группах, формулировать и отстаивать свою точку зрения;
  • участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной. Оцениваются следующие критерии:

  • уровень воспитанности и общей культуры учащихся.
  • участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.
  • степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
  • выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.

Виды и формы деятельности

  • Классный час
  • Подготовкак КТД
  • КТД
  • Круглый стол
  • Экскурсии
  • Посещения
  • Поездки

План мероприятий по реализации программы духовно-нравственного воспитания в 7 классе «Экология души»

Мероприятие

Кол-во часов

Срок выполнения

Будем знакомы - будем друзьями.

Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Избирать и быть избранным.

1

1

2

сентябрь

День пожилого человека.

Поздравление ветеранов.

«Мы школьники, а это значит…»

3

1

1

октябрь

Дружба.

День толерантности.

Материнство – свет любви.

 

1

1

2

ноябрь

Общечеловеческие ценности.

Закрытие года волонтера.

Символика России.

Мир встречает Новый год.

1

2

1

2

декабрь

Хочу все знать.

Обычаи и традиции на Руси.

1

1

январь

Тесты для будущих настоящих мужчин.

1

февраль

Поздравляем милых дам.

Как строить отношения?.

2

1

март

Я выбираю жизнь.

Береги свою жизнь и здоровье.

«О времени и о себе».

Уход за собой.

1

1

1

1

апрель

 

 

Мы будем помнить!

Неразлучные друзья - взрослые и дети.

Год прошел – мы повзрослели.

1

2

2

май

Список литературы

  1. Алоева М.А. Классные часы в 5-7-х классах / М.А.Алоева; ред. Г.Н.Сибирцова. - 9-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 313 с. - (Сердце отдаю детям).
  2. Беспятова Н.К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: методическое пособие / Н.К.Беспятова, Д.Е.Яковлев. - М. : Айрис-пресс, Айрис-дидактика, 2006. - 246 с. - (Методика)
  3. Бескоровайная Л.С. Настольная книга классного руководителя. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003.
  4. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьёй. Москва: Педагогическое общество России, 2002.
  5. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Москва: Педагогическое общество России, 2000.
  6. Ромашкова Е.И. Игровые модели интеллектуального досуга. Москва: «Школьная пресса», 2003.
  7. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Москва: 2000.
  8. Щуркова Н.Е. Классное руководство: настольная книга учителя. Москва: Педагогическое общество России, 1999.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.metodkabinet.eu/
  2. http://www.uroki.net/doc.htm
  3. http://mir-prazdnikov.ru
  4. http://www.otrok.ru/
  5. http://www.1sept.ru/
  6. http://www.moyashkola.net/
  7. http://aplik.ru/shkolniku/11-klass/dukhovnonravstvennoe-vospitanie-v-5-klasse/
  8. http://zarechenskay.ucoz.ru/RabProg/uroki_dukhovnosti.pdf;
  9. http://liceum4.ucoz.ru/SOCPEDAG/shkola_nravstvennosti_13-14.doc