Игра разработана Ивановой Мичилийэ Святославовной, учителем истории и обществознания МБОУ ВВСОШ №4 им. Д.С.Спиридонова Верхневилюйский улус. За основу настольной игры была взята старая, детская настольная игра для октябрят и пионеров «Путешествие по городам - героям» автор Ф.Шапиро.
Игра составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках ФГОС основного общего образования основной школе: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Данная игра предназначена для закрепления, повторения и обобщения пройденных тем по курсу истории 5 класса, все задания составлены по учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкой, издательства «Просвещение». Карточки с различными дифференцированными заданиями составлены по количеству участников игры – 5 участников – 240 карт. Задания к карточкам-сувенирам подобраны из следующих разделов истории древнего мира:
- Раздел: От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов
- Раздел: Древний Египет
- Раздел: Западная Азия в древности
- Раздел: Древняя Индия
- Раздел: Древний Китай
- Раздел: Древняя Греция
- Раздел: Древний Рим
- Раздел: Семь чудес света
Все задания распределены по всему курсу истории древнего мира, в случайном порядке. Учащиеся выполняют задание указанное на своих карточках – сувенирах, отвечают на вопрос, если ответ верный, то получают саму карточку с вопросом и 1 балл. А если ответ неверный, карточка откладывается в сторону, за неверный ответ, за угадывание ответа можно дать красную карточку. В конце игры, вместе с учащимися делаем общую рефлексию и заодно делаю выводы анализ усвоения материала. Возможно, в конце игры будут учащиеся, которым не удалось получить баллы, значит они имеют пробелы в знаниях, или были невнимательны при игре. В учебном курсе «История Древнего мира» происходит знакомство с процессом формирования человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира.
Цели игры:
- Образовательная: Повторить и обобщить знания учащихся о государствах, культуре истории Древнего мира, завершив формирование образного представления о нём;
- Развивающая: Продолжить формирование умения систематизировать знания, развивая мыслительные и коммуникативные навыки;
- Воспитательная: Продолжить формирование у учащихся чувства прекрасного, чувства уважения и бережного отношения к человеческому наследию.
Игра дает возможность вести работу по формированию у обучающихся:
- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
- раскрыть содержание иллюстрации;
- умение сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя свойства и различия;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
- умения спорить и отстаивать свои взгляды;
- умения анализировать исторический источник;
- умения оперировать историческими датами.
Форма проведения: интеллектуальная настольная игра.
Целевая аудитория: учащиеся 5-го класса, для повторения можно в 6-х классах провести игру, в начале учебного года.
Оборудование:
- Игровое поле - 1 шт.
- Фишки с иероглифами на подставках - 5 шт.
- Игральный кубик - 1 шт.
- Инструкция.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Порядок игры
- В начале учащимся раздаются фишки с иероглифами на подставках. Для того чтобы установить очередность ходьбы, дети должны объяснить, что за иероглиф изображен на фишке. Если желающих играть учеников много, то можно сформировать мини-группы из 2-3 человек. А так индивидуально на каждого игрока, может попасться карточки-сувениры по количеству ходов.
- Ведущие (учитель или ученик(ца) по очереди медленно читают вопрос, перемешивая карточки с вопросами, четко называя к какому разделу вопрос относится.
- Учащиеся как можно быстрее находят ответ на свое задание и громко отвечают.
- Ведущий, если ответ правильный передает карточку с вопросам ответившему и засчитывает 1 балл.
- Если дали неправильный ответ, карточка с заданием остается у ведущего. Ход переходит следующему игроку.
- Для хорошо знающих историю есть возможность отличиться в этой игре, могут дополнять ответы своих одноклассников интересными фактами, за что они поощряются золотым баллом и карточкой-сувениром.
- В конце игры подсчитываются набранные очки, уточняются, что знают (не знают) учащиеся, проводим рефлексию. Учитываем пожелание детей по устранению трудных проблемных моментов.
- Задача ребят - как можно быстро добраться до финиша и набрать большее количество очков.
Настольная игра «Дорога времени» для учащихся 5-х классов дает возможность не только проверить усвоение изученного материала и контроль знаний, но и развивает внимание и память детей, образное ассоциативное мышление, вызывает активный интерес к изучению предмета, в классе создается атмосфера радости и непринужденности, начинают говорить очень застенчивые дети, у них появляется уверенность в собственных силах.
Карточки с вопросами, необходимо вырезать.
Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди. |
Палка-копалка, дубина, скребки, рубила, каменный топор – это … |
Дай определение следующим древним религиозным верованиям: |
Источники свидетельствуют, что жители Индии никогда не знали голода. Используя документ, объясните, почему. Один путешественник рассказывал: «В Индии на кустах растет белая шерсть. Индийцы добывают мед без пчел! Они собирают урожай два-три раза в год». Что он имел в виду? О каких растениях идёт речь? |
Два индийца сидят за низким столом друг против друга. Судя по их разговору, они – злейшие враги, но почему-то они улыбаются друг другу. |
Материал для письма в Китае |
Напиток, пришедший к нам из Китая - сейчас насчитывается более 1500 различных сортов, растущих более чем в 25 странах по всему миру. |
Кто из греческих героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами? |
Это сооружение признано первым чудом света. До сих пор люди не могут поверить, как можно построить без специальных приспособлений здание 150 метров. |
Примеры заданий с ответами
№ |
Раздел: От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов |
Ответ |
1 |
Как называется пещера, в которой археологи впервые нашли рисунки первобытных людей |
Альтамира |
2 |
Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди. |
Свой ответ |
3 |
Названия изображенных орудий труда? Какое из них использовалось для охоты на зверя, а какое для ловли рыбы? |
Гарпун и копье |
4 |
Палка-копалка, дубина, скребки, рубила, каменный топор – это … |
Древнейшее орудие труда |
5 |
Дай определение следующим древним религиозным верованиям:
|
Тотемизм, анимизм, фетишизм и магия - первые религии древних людей |
6 |
Рассмотри календарь сельскохозяйственных работ: Опишите систему сельского хозяйства. |
|
Раздел: Древний Египет |
||
7 |
Какие природные условия в Древнем Египте способствовали развитию земледелия? |
В Египте теплый климат и много солнечных дней. С июля по ноябрь был разлив Нила. После разлива на полях оставалась не только влага, но и толстый слой плодородного ила, что способствовало хорошему урожаю |
8 |
Свои самые знаменитые походы совершил около 1500 года до н.э., за свою жизнь он совершил более 30 завоевательных походов. |
Тутмос III |
9 |
Без этого приспособления трудно было бы поливать верхние поля, а значит, они не смогли бы собирать богатые урожаи. |
Шадуф – рычажное водоподъёмное сооружение типа журавля в Древнем Египте |
10 |
Считается, что первую пирамиду зодчий Имхотен начал строить в 2750 г. до н.э. Последние пирамиды построены в 1700 г. до н. э. Сколько лет прошло между постройкой первой и последней пирамиды? |
2750-1700=1050 |
11 |
Большие темные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама земля на берегах Нила. Он научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. |
Осирис |
12 |
Словарная мозаика - сложи слова из хаотично расположенных букв и дай определение историческому термину
|
Мемфис – Древняя столица Египта. |
Раздел: Западная Азия в древности |
||
13 |
В 2004г. до н.э. купец из г. Ур отправился с торговым караваном в Финикию. Было ему 40 лет. Домой он вернулся только через три года. За год до отъезда у него родился сын. В каком году родился купец? В каком году родился его сын? В каком году купец вернулся домой? |
2004+40=2044г. до н.э. (родился купец) |
14 |
Внимательные мореходы на необитаемом острове впервые смогли получить то, без чего мы сейчас не можем представить свою жизнь. Они использовали это не только для изготовления посуды, но и для украшений. |
Финикийцы и стекло. В древнем предании рассказывается, что изобретателями прозрачного стекла были финикийцы. Однажды финикийский торговый корабль, который вез груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развести огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода, расплавившись, смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Застыв, эта жидкость стала стеклом. Так финикийцы поняли, что стекло можно сварить из соды, песка и ракушек (извести) |
15 |
Главный строительный материал в Двуречье? Объясни почему? |
Глина – В Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева, поэтому дворцы, храмы, жилые дома строили из глиняных кирпичей |
16 |
Словарная мозаика - сложи слова из хаотично расположенных букв и дай определение историческому термину
|
Карфаген – в 814 г. до н. э. жители Тира основали в Северной Африке город Финикийцев, впоследствии стал главным городом крупного государства. |
17 |
В нём всего 22 значка, их очень легко выучить, но писать и читать очень сложно, так как среди знаков нет гласных. |
Финикийский алфавит – одна из первых систем фонетического письма, появилась около XV века до н.э. |
18 |
Его почитают не только за то, что он является сыном бога Шамаша, но и за то, что он создал законы, по которым жили жители Двуречья. |
Хаммурапи – самый могущественный и знаменитый царь Вавилонского царства, он правил с 1792 по 1750 год до. н.э. |
Раздел: Древняя Индия |
||
19 |
В какой библиотеке были несгораемые книги? 1) Мемфис 2) Ниневия 3) Вавилон. |
Ниневия - Столица Ассирийского государства в конце VIII—VII веков до н.э. во время царствования Синаххериба, перенесшего свой трон в Ниневию из Дур-Шаррукина |
20 |
Источники свидетельствуют, что жители Индии никогда не знали голода. Используя документ, объясните, почему. Один путешественник рассказывал: «В Индии на кустах растет белая шерсть. Индийцы добывают мед без пчел! Они собирают урожай два–три раза в год» Что он имел в виду? О каких растениях идёт речь? |
Хлопчатник, сахарный тростник |
21 |
Почему библиотека ассирийского царя Амшурбанипала не сгорела при пожаре? |
Тексты были высечены на каменных бивнях |
22 |
Два индийца сидят за низким столом друг против друга. Судя по их разговору, они – злейшие враги, но почему-то они улыбаются друг другу. |
Шахматы - придуманные в Индии |
23 |
Один из главных богов древних индийцев с головой слона: а) Ашока; б) Ганеша; в) Будда; г) Гаутама. |
Ганеша |
24 |
Вера в то, что после смерти человек не перестает жить, а меняет свой облик, превращается в какое-либо животное, это а) вера в переселение душ; б) вера в бессмертие души; в) вера в священных животных. |
а) вера в переселение душ |
Раздел: Древний Китай |
||
25 |
Заполни недостающие слова: Китай расположен на востоке материка 1) ______. В Китае две главные реки — Хуанхэ и 2) ______. Китай стал единым государством в 3) ___ веке до н.э., его первым властителем был Цинь Шихуан. Знаменитым китайским мудрецом был 4) _______. |
1 – Евразия |
26 |
Что было общего в природных условиях Древнего Египта, Междуречья, Древней Индии и Древнего Китая ? |
Это был жаркий климат, наличие больших рек: в Древнем Египте – Нил, в Междуречье – Тигр и Евфрат, Янцзы и Хуанхэ |
27 |
Где учтивый китаец перед входом снимает туфли и идет босиком. |
Дом |
28 |
В 221г. до н.э. правитель царства Цинь объединил разрозненные государства Китая под своей властью. Это государство просуществовало всего 14 лет и распалось через 3 года после смерти правителя. В каком году умер правитель? |
(221-14)+3=210 г. до н.э. |
29 |
Материал для письма в Китае |
Бамбук |
30 |
Напиток, пришедший к нам из Китая - сейчас насчитывается более 1500 различных сортов, растущих более чем в 25 странах по всему миру. |
Чай |
Раздел: Древняя Греция |
||
31 |
Почему греки красили свои корабли в синий цвет |
б) чтобы не разгневать богов |
32 |
Искусный архитектор и скульптор, он жил при царе Миносе на острове Крит, где построил лабиринт для чудовища Минотавра. За то, что мастер помог бежать Ариадне и Тезею, царь приказал бросить мастера и его сына в лабиринт. Создав крылья для себя и сына, мастер покинул остров. |
Дедал |
33 |
Кто из греческих героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами? |
Царь Афин – Эгей. В честь него названо Эгейское море |
34 |
“Что означает выражение, и почему оно возникло?” |
|
35 |
В каком году вы посоветовали бы современным грекам праздновать знаменательную дату: 2500 лет, прошедших со дня победы при Марафоне? |
В 2010 году |
36 |
Задание: “Что означает выражение, и почему оно возникло?” |
|
Раздел: Древний Рим |
||
37 |
Самая большая река Италии |
Тибр |
38 |
Именно этот человек получил первым звание диктатора и стал первым императором |
Гай Юлий Цезарь |
39 |
Чтобы завладеть островом Сицилия Риму пришлось воевать с: |
С Карфагеном |
40 |
О каком императоре римский народ говорил: "Актер на императорском троне" |
Нерон |
41 |
Как называлось коренное население Рима? |
Патриции |
42 |
Назовите животное, которое выкормило Ромула и Рема |
Волчица |
Раздел: Семь чудес света |
||
43 |
Чем необычно было место, выбранное для строительства храма древнегреческой богини Артемиды? |
Это было болото |
44 |
Это сооружение признано первым чудом света. До сих пор люди не могут поверить, как можно построить без специальных приспособлений здание 150 метров. |
Пирамида фараона Хеопса – была построена около 2600 года до н. э. Её высота почти 150 метров (это высота дома в 50 этажей) |
45 |
Какую роль выполнял Фаросский маяк? |
Роль гарнизонной крепости |
46 |
Где и кому была воздвигнута статуя скульптора Хареса Колосс Родосский? |
Эта статуя воздвигнута в честь бога Солнца Гелиоса и находилась на площади у входа в гавань острова Родос в Эгейском море |
47 |
Что находилось на верхушке сооружения, в котором был погребен Мавсол? |
Статуя Мавсола и его жены Артемисии, управляющих четверкой лошадей, запряженных в колесницу |
48 |
Почему статую Зевса, созданную прославленным древнегреческим скульптором Фидием, называют Зевсом Олимпийским? |
Эта статуя находилась в храме Зевса в Олимпии |