Исследовательская работа "Кугиклы" (многоствольная флейта)

Разделы: Музыка, Внеклассная работа

Класс: 4

Ключевые слова: Кугиклы


Цель проекта: самостоятельно изготовить кугиклы и освоить приёмы игры на этом музыкальном инструменте.

Задачи проекта:

  • ознакомиться с историей возникновения музыкального инструмента;
  • описать разновидности многоствольных флейт;
  • изучить технологию изготовления кугикл;
  • узнать, как используются кугиклы в современной концертной практике фольклорных ансамблей;
  • узнать, чем игра на кугиклах полезна для здоровья человека;
  • рассказать одноклассникам о кугиклах и продемонстрировать звучание инструмента.

Актуальность исследования: сегодня очень важно заниматься изучением музыкальной культуры России, изучать старинные обряды, песни, инструментальные наигрыши. Пытаться возрождать незаслуженно забытые народные традиции, в том числе традиции игры на кугиклах - одном из самых древних в истории человечества инструменте.

Введение

В возрасте 6 лет я попала в детский фольклорный ансамбль «Сема» под руководством замечательного педагога Натальи Юрьевны Белозеровой. Именно  там я поняла, что без истории современному человеку не обойтись, что очень важно сохранить и передать следующему поколению то, что удалось добыть и сохранить для нас. В ансамбле нас учат не только петь народные песни, не просто изучать фольклор, а бережно относится к истокам, к корням. Наш педагог учит нас играть на многих музыкальных инструментах :дудки ,бубны, ложки, трещетки, кугиклы. Мне стало очень интересно, что такое кугиклы, откуда они появились, как они используются в современной жизни, мне захотелось самой изготовить такой инструмент и рассказать свои одноклассникам о нем.

Основная часть

Кугиклы – это разновидность флейты Пана.

Флейта Пана — это многоствольная флейта, состоящая из нескольких бамбуковых, тростниковых, костяных или металлических пустотелых трубок разной длины, закрытых снизу. Верхние, открытые, концы располагаются в один ряд. На больших панфлейтах, а также двухрядных, играют вдвоём.
Разновидностью пан-флейты являются кугиклы или кувиклы,

Все эти инструменты имеют разное количество трубочек и разный строй.

Существует древнегреческая легенда о возникновении флейты. Однажды лесной бог Пан, встретив нимфу по имени Сиринга, был очарован её красотой. Взглянув на уродливого Пана, козлоногого, с рогами и длинной бородой, нимфа испугалась и обратилась в бегство. Добежав до реки, нимфа стала просить речного бога спасти её. Он внял мольбам и тотчас превратил её в тростник. Пытаясь в этот момент обнять Сирингу, Пан увидел в своих руках вместо неё тростник. Загрустил Пан, срезал несколько тростинок разной длины, скрепил их и заиграл на этом инструменте, который с тех пор зовётся "сирингой" или "флейтой Пана".

Устройсто Кугикл

Область распространения кугикл на Руси хотя и не велика, однако занимает очень характерное положение, охватывая один из наиболее древних районов восточно-славянского заселения, расположенный в пределах современных Брянской, Курской и Калужской областей.
Игра на инструменте часто воссоздает звуки природы и подражает голосам животных и птиц. Так, например, жители Курской области считают, что местное название многоствольной флейты (кугиклы) произошло от подражания крику чибиса: «Как чибис — кугу, кугу — вот и кугикалки».

Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра. Трубки изготавливаются из стеблей куги (болотного камыша), тростника, бамбука, веток деревьев и кустарников, имеющих сердцевину. Современные кугиклы могут быть металлическими, изготовлены из пластмассы или эбонита.

Инструмент обычно составлен из трех-пяти трубок одинакового диаметра, но разной длины - от ста до ста шестидесяти миллиметров. Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет их менять в зависимости от требуемого строя. Поднося верхние концы трубочек ко рту и поводя ими из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки. При игре на кугиклах играют (дуют) диафрагмой: от силы, с которой выдувается воздух, зависит и тон звука.

Каждая трубочка в кугиклах имеет свое название. Самая большая называется «гудень», далее - «подгудень», «третяка», «четвертака» и «мизютка».Такие названия позволяют исполнителям в процессе сыгрывания обмениваться репликами, подсказывающими как нужно играть. Комплект из пяти дудочек в руках одного исполнителя называется «парой».

Музыкальный строй кугикл чаще всего составляет первые пять звуков мажорной гаммы — например, от звука «до» до звука «соль».

Звук кугикл тихий, свистящий. На кугиклах играют женщины, ансамбль кугикальниц состоит из трех-четырех исполнительниц.

Две играют основные мелодии, а остальные подыгрывают те же мелодии в синкопированном ритме.

Играющие на «паре» должны уметь «фифкать» или «квикать» - то есть издавать голосом отдельные звуки «фиф-фиф» из исполняемой мелодии.
Освоение кугикл начиналось девочками в возрасте 10—12 лет или «когда рука удержит» дудочки.

В курском народном ансамбле кугиклы сочетаются с другими народными инструментами - дудкой, рожком, жалейкой, свирелью, народной скрипкой. Репертуар ансамблей ограничивается обычно плясовыми наигрышами с припевками.

Вывод: Мне удалось найти информацию о данном инструменте, но мое мнение, что нужно пытаться возрождать народные традиции только укрепилось. Последние исследования, которые проводились по этому инструменту, были найдены в литературе за 1989 год. Кугиклы- это многоствольная флейта, состоящая из нескольких бамбуковых, тростниковых, костяных или металлических пустотелых трубок разной длины, закрытых снизу. Каждая трубочка в кугиклах имеет свое название. Музыкальный строй кугикл чаще всего составляет первые пять звуков мажорной гаммы. Игра на инструменте часто воссоздает звуки природы и подражает голосам животных и птиц. На кугиклах играют женщины.

Изготовление кугикл

Тростник – удивительный природный материал. Многие народы на Земле издревле использовали его в хозяйстве и искусстве. Полое устройство стебля само по себе напрашивается на изготовление духового инструмента.

Сбор материала — это первый этап на пути создания инструмента. Тростник растет по берегам рек, прудов. Собирать тростник необходимо осенью, в октябре. В это время он уже полностью созревает. Необходимо выбирать ровные стебли, приблизительно одного диаметра.Тростнику нужно дать просохнуть. Класть на батарею или сушить феном не стоит.Тростник состоит из трубочек, соединенных между собой «коленцами». Необходимо определить пять таких трубочек. Нужно чтоб они совпадали по диаметру и длине. Затем нужно распилить их ровно посередине коленца. Полученные трубки с одной стороны защищены мембранами, а с другой — открыты.

Но в нашем регионе сложно отыскать тростник, поэтому в качестве материала для инструмента я использовала стебли растения Горец сахалинский. Второе название - Сибирский бамбук. По своему строению он очень похож на тростник и подходит для изготовления кугикл

Первая трубка – самая длинная. Её длина приблизительно равна расстоянию от кончика среднего пальца до конца ладони. По ней отмеряем длину остальных четырех. Потом обрезаем каждую по уменьшению от первой.

Зачищаем концы наждачной бумагой от неровностей.

Конец трубочки с мембраной необходимо залить свечным парафином, чтобы она не пропускала воздух.

Можно проверить звучание и начать «настраивать» кугиклы. Чем короче трубочка, тем выше звук. Для повышения звука в трубочку нужно залить немного парафина. Настраиваем кугиклы в тональности  Ре мажор.

В деревне народные исполнители смазывали внутренность каждой трубочки подсолнечным маслом. Масло затягивает микротрещины в стенках трубочек, отчего звук инструмента делается более ярким.

Завершающий этап. Все трубки нужно соединить «в шеренгу»:

Связать попарно, а после нитью прикрепить к расщепленной тростинке. Традиционные кугиклы не скрепляли между собой. Но в современных условиях это часто делают для того, чтобы во время выступления трубочки нечаянно не выпали из рук и не раскатились по сцене.

Вывод: С помощью моего педагога мне удалось самой изготовить данный инструмент и даже украсить его с помощью разноцветного воска и атласных лент. Дома я залила в трубочки немного подсолнечного масла, отчего звук стал более ярким.

Чем полезна игра на духовых

Занятия на духовых инструментах очень полезны для здоровья. Они укрепляют и оздоравливают систему дыхания.

Многие этнографы и исследователи отмечали, что деревенскими долгожителями были именно музыканты, играющие на духовых инструментах.
Отмечено, что пение и игра на духовых инструментах лечат нервные расстройства, избавляют от бессонницы. Даже суетливые и нетерпеливые дети при регулярных занятиях становятся спокойнее, уравновешеннее.

При игре на духовом инструменте создается сопротивление потоку выдыхаемого воздуха. Это развивает легочную ткань, улучшает газообмен в организме, увеличивает жизненный объем легких.

Для развития дыхания нет ничего лучше, чем занятия на духовых инструментах, которые особенно рекомендованы страдающим бронхиальной астмой. Эти занятия сопряжены с работой над профессиональным исполнительским дыханием, что помогает бороться с симптомами астмы и аллергии и порой даже излечивает их.

Вывод: Кугиклы - это духовой музыкальный инструмент, который очень полезен для здоровья. Я принесла в класс несколько трубочек, чтобы мои одноклассники могли тоже подуть в них. Мы убедились, что это очень сложно и без подготовки  начинает кружиться голова, но это развивает жизненный объем легких, что очень важно для организма человека и для его здоровья.

Кугиклы в современных ансамблях

С помощью фольклора можно и нужно приобщать детей к истории и культуре своего народа.

На сегодняшний день многие фольклорные коллективы серьёзно занимаются изучением и освоением традиций игры на кугиклах. Например, ребята из фольклорного ансамбля «Веретёнце» ездят в фольклорные экспедиции по деревням и сёлам, записывают наигрыши у народных исполнителей. Учатся своими руками изготавливать инструменты. К сожалению, в деревнях с годами становится всё меньше пожилых людей, помнящих традиции игры на народных инструментах. Поэтому так важно успеть перенять от них частичку этого удивительного мастерства. Нынешним летом мы с ребятами нашего фольклорного ансамбля детского центра «Сёма» тоже планирует отправиться в экспедицию вместе с участниками ансамбля «Веретёнце».
Вывод: Я поняла, что кугиклы до сих пор звучат в народных ансамблях. Я надеюсь, что наша экспедиция состоится, потому что очень хочется своими глазами увидеть как собирать и хранить информацию.

Различие кугикл в разных областях

В России кугиклы бытовали в наиболее древних районах восточнославянского заселения, расположенных на границах современных Курской, Брянской и Калужской областей.

В отличие от кугикл Курской области, где инструмент изготавливали из тростника, точно настраивали и берегли, кувички Брянской области были недолговечны и носили «сезонный» характер. На зиму их не сохраняли, летом каждый раз изготавливали заново.

Для изготовления кувичек не требовалось никаких инструментов. Стебли зонтичных растений выламывали в месте срастания «сустава» так, чтобы один из концов получаемой трубки был наглухо закрыт. Кувички состояли из двух или трёх дудочек. Настраивали их «на глаз», в основном, в унисон (т.е. Одинаково).

Играющие делились на две группы по 3-4 человека. Игра на кувичках сопровождалась хлопаньем, притопыванием, выкриками, свистом, но никогда не соединялась с пением (в отличие от Курской области). Играя на кувичках, исполнительницы только одной группы тоже издавали голосом своеобразные звуки: «А», «Гау». Этот приём назывался «Спаукание».

В ансамбле мы начали разучивать плясовой наигрыш «Тимоня» Курской области. Кроме кугикл в инструментальном ансамбле у нас есть балалайка. Музыканты стоят в центре, а вокруг них заводят карагод (хоровод) и поют припевки. Конечно, сложно долго играть на кугиклах — начинает кружиться голова. Поэтому новички могут играть не более трёх минут. Но если тренировать навыки каждый день, то период игры будет постепенно увеличиваться. В старину курские карагоды могли продолжаться несколько часов подряд.

Вывод: В ходе расследования я узнала, что Курские кугиклы отличаются от Брянских не только звучанием, но и техникой их изготовления и даже особенностью исполнения.

Заключение

В ходе работы над проектом я узнала много нового и интересного не только о русской культуре, но и культуре мира. Узнала, что кугиклы один из самых древних в истории человечества инструмент. В проекте мною были решены поставленные задачи, и достигнута цель проекта. Я ознакомилась с историей возникновения музыкального инструмента, поняла, как он устроен. Оказалось что игра на кугиклах очень полезна для здоровья. Узнала, что кугиклы используются до сих пор в современных фольклорных коллективах. Так же в ходе исследования этого инструмента выяснилось, что Курские кугиклы отличаются от Брянских звучанием, потому что у каждого региона, каждого народного исполнителя свои особенности исполнения. В деревнях остается все меньше людей, которые помнят игру на инструментах, старинные обряды, песни. Я думаю, что наша летняя выездная экспедиция мне очень запомнится, и нам удастся узнать что-то новое. В результате моей работы мне удалось самостоятельно изготовить кугиклы и освоить приемы игры на этом музыкальном инструменте.

Библиография

  1. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. М., 1997.
  2. Величкина О.В. Сохранение курской традиции многоствольной флейты. М., 1993.
  3. Квитка К.В. Об историческом значении флейты Пана. М.,1989.
  4. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. М., 2014.

Интернет-ресурсы

  1. http://music-education.ru;
  2. http://www.muzikavseh.ru;
  3. http://www.podelki-doma.ru;