Готовность учителя к реализации новых стандартов

Разделы: Начальная школа

Класс: д/с

Ключевые слова: учитель


Переход на новые образовательные стандарты является событием, определяющим в ближайшей перспективе системы образования. Любые преобразования начинаются с начальной школы. Перспектива перехода на новые стандарты делает актуальной проблему готовности к их реализации учителем. Необходимым условием успешного введения ФГОС является проблемно-ориентированный анализ учителем собственной профессиональной готовности к реализации ФГОС.

Общая схема такого анализа предполагает вдумчивый поиск ответа на следующие вопросы:

  1. Что именно должно измениться в содержании и организации образования в связи с переходом на ФГОС?
  2. Как эти общие изменения должны отразиться на характере личной профессиональной деятельности педагога? Каких конкретных изменений в ней они могут потребовать?
  3. Что учитель должен знать и понимать, уметь, чем должен владеть?
  4. Какие проблемные моменты в своей профессиональной подготовке видит педагог? Какие из них являются наиболее насущными и требуют восполнения в первую очередь?
  5. На какие элементы собственного практического опыта и опыта коллег, можно опереться в процессе подготовки к решению задач ФГОС

Главным критерием успешности образования является освоение учебных предметов – не «знания» в чистом виде, а способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе системы знаний и представлений, обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений.
По новому стандарту ученик начальных классов должен обладать компетенциями, которые позволят ему легко ориентироваться в мире, информационной среде, научат, как отобрать нужную информацию.
То есть главная задача стандартов 2 поколения – это преодолеть разрыв между школьной подготовкой и реальной жизнью, что позволит обучающимся на основе включения в учебно-познавательную и учебно-практическую деятельность в качестве активных субъектов, сформировать способы деятельности в различных жизненных ситуациях.

Главным субъектом, на который ложится ответственность за эффективное внедрение федеральных стандартов нового поколения, является учитель начальных классов.

Изменения ФГОС не могут не отразиться на личной профессиональной деятельности педагога. Это связано и с изменением образовательных программ, нормативной базы образовательных учреждений, с новой логикой построения учебников и новым построением содержания учебных предметов. Осложняется работа и огромным лексическим материалом, который учитель должен освоить, осознать, использовать в своей работе. Меняется концепция обучения, переход на ФГОСы заставит измениться мировоззрение педагога.

Критериями практической готовности учителя к реализации требований ФГОС можно считать:

  • принятие целей нового образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС;
  • овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;
  • включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;
  • владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;
  • владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы;
  • отслеживание и оценка уровня сформированности предметных результатов, выделяя компетентностный уровень;
  • владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;
  • отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;
  • предоставление школьникам возможности проявления учебной инициативы;
  • выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников.

На что может опереться педагог при подготовке к уроку в условиях ФГОС:

  • достаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости обучающихся;
  • владение информационными технологиями;
  • умение работать с нормативной документацией;
  • опыт разработки примерных и рабочих программ на основе требований ФГОС;
  • креативный тип мышления;
  • активная социальная позиция;
  • обеспеченность учебного заведения новейшим информационным оборудованием.

Настоящее внедрение новых стандартов возможно лишь в том случае, если большая часть учителей начальных классов будет мотивирована на перелом в методах и приемах своей обучающей деятельности.

Результаты подобного анализа должны стать основой для целенаправленного развития профессиональных компетентностей учителя

Новые черты образовательного процесса в условиях ФГОС:

  • Понимание результатов образования как способности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Приоритет метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
  • Воспитание общероссийской гражданственности.
  • Повышенное внимание к духовно-нравственному воспитанию личности.
  • Уровневый подход к представлению и оценке образовательных достижений обучающихся (базовый и повышенный уровни).
  • Выделение внеурочной деятельности как составной части образовательной программы и регламентация стандартом.
  • Построение системы оценки образовательных достижений, отвечающей требованиям ФГОС.

Примерный план действий учителя начальных классов при разработке сценария урока:

Урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации.

  1. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие и т.п..
  2. Конструирование проблемной ситуации. Учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Ученики самостоятельно формулируют проблему урока в виде темы, цели или вопроса (с затруднением или с удивлением). Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
  3. Планирование действий. Работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма, ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий.
  4. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо:
    • сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами;
    • выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания;
    • необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. Каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.
  5. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
  6. Планирование заданий для применения нового знания. Задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Новые подходы к системе оценки результатов образования.

 Семь правил технологии "ОЦЕНИВАЕМ"

ЧТО?

Все действия! Но отметка - за решение задачи.

КТО?

Ученик + учитель в диалоге.

СКОЛЬКО?

Одна задача - одна отметка.

ГДЕ?

В таблицах образовательных результатов и в портфеле достижений.

КОГДА?

Текущие - по желанию, тематические - обязательны.

КАК?

По критериям уровней успешности.

ПРЕДМЕТНЫЕ.
ИТОГОВЫЕ.

По таблице результатов.
По всем накопленным результатам портфеля достижений и диагностик.

Только при условии совпадения трех составляющих: грамотный педагог, любознательный ученик и адекватный родитель, участвующий в образовательном процессе в пределах разумного, должны на выходе дать качественный результат.