Становление личности дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Дефиниция «становление» является, пожалуй, одной из часто употребляемых как в философии, так и в педагогике, синонимов «развития, однако его семантическая наполненность неодинакова.

«Становление» - философская категория, привлекающая к себе внимание многих мыслителей прошлого и настоящего.

Наиболее распространенное понимание становления в истории философии - это его трактовка как перехода от одной определенности бытия к другой: все существующее является становящимся, а бытие есть становление. По определению философского словаря «становление»-это категория динамики. «Всякое становление предполагает переход в деятельность в процессе развития».

В философии становлением определяется понятие, указывающее на переходные состояния, ведущие к оформлению вещей и явлений, к обособлению органических и человеческих индивидов, к самоопределению общественных и природных систем.

Т.И.Бабаева отмечает, что под становлением подразумевается процесс формирования личностных качеств в период, когда личность еще не сформирована. В этот период идут процессы:

  • Развития индивидуальности,
  • Выработка иерархизация ценностей,
  • Определение значимых целей,
  • Постановка ближайших задач по изменению себя и внешних условий жизнедеятельности, выполнение этих задач.

Чаще всего становление характеризуется в неразрывной связи с такими категориями, как «развитие» и «формирование», объединяя и даже подменяя эти термины друг с другом, в особенности если речь идет о становлении т развитии личности. Например:

«Становление - приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию» (Коджаспирова Г.М.)

«Развитие личности - стадиальный процесс становления типологических социально значимых качеств человека и его индивидуальности» (Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений).

«Развитие личности - объективный процесс становления и обогащения физических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его внутреннего потенциала, его сущности и назначения, процесс изменения индивида в результате его социализации» (В.А.Сластенин).

«Формирование личности - процесс становления типологических социально значимых качеств личности, его убеждений, взглядов, способностей, черт характера»(Вишнякова С.М.)

Но, как отмечают в своем исследовании Э.Н.Гусинский и Ю.И.Турчаникова, пытаясь сколько-нибудь точно указать момент появление личности в процессе индивидуального развития, мы обязательно наталкиваемся на трудно-определяемый период своеобразной «подготовки» к появлению объекта, которую, как правило, обозначают словом «становление».

В этот период внешний наблюдатель иногда уже может разглядеть определенные черты будущего объекта, но они еще не складываются в то определенное целое, которое наблюдателю известно (пусть приблизительно) по другим образцам. Отделить становление от развития нелегко, и для философии образования это крайне существенно: размышляя о становлении и развития личности, оно рассматривает, как правило, именно этот период, когда личность формируется, но еще не выявилась вполне.

Становление, согласно философии Гегеля, развившего диалектическое содержание этой категории, выступает в качестве «первой истины», являющейся отправным пунктом всего последующего развития, начальной точкой возникновения порождения вещей и явлений. Чтобы начать развиваться, объект (явление, личности) должен возникнуть, т.е. пройти определенный период становления. В отличии от формирования, становление- это процесс, не имеющий заданного конечного результата.

Существует неодинаковое понимание категории «становление». Так, с точки зрения Л.И.Анциферовой, социальное и психическое становление личности не ограничено какими-то определенными отрезками времени. Оно осуществляется на всех этапах жизненного пути человека.

Период зрелости не может рассматриваться как конечное состояние. К которому направлено развитие и которым оно завершается.

Наоборот, чем более зрелой в социальном и психологическом смысле становиться личность , тем более возрастает ее способность к дальнейшему развитию».

Таким образом, постоянная незавершенность, следовательно, нескончаемость процесса становления – характерная черта психологической организации личности и одно из обязательных условий ее способности к безграничному развитию.

В психолого-педагогической литературе различают процесс становления и процесс развития.

«Процесс развития носит, во первых, поступательный характер, когда пройденный уже ступени как бы повторяют известные черты, свойства низших, но повторяют их на более высокой базе.

Во-вторых, развитие характеризуется необратимостью, т.е не копированием, а движением на новом уровне, новом витке спирали. Когда реализуются результаты предыдущего развития.

В-третьих, развитие представляет собой единство борющихся противоположностей, являющихся внутренней движущей силой процесса развития».

В философской литературе принято определять развитие как всеобщее категориальное определения бытия. Которое характеризует качественные изменения объектов, появление новых форм бытия, существование различных систем, сопряженное с преобразованием их внутренних и внешних связей. Иными словами, понятие «развитие» делает акцент на качественные изменения объектов и систем, сохраняющих их основные формы и функции, обновляющих и «достраивающих» последние по меркам самих систем объектов. А также как закономерное. Направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений. При отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, что лишает процесс свойственной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии.

В современной науке разрабатываются специально- научные теории развития, в которых, в отличии от классического естествознания, рассматривавшего главным образом обратимые процессы, описываются нелинейные, скачкообразные преобразования.

В.Б.Гаргай, анализируя исследования представителей американской научной школы (Л.Колдерг, Дж.Левинджер, Р.Хайт, Л.Шрайдер, А.Чикеринг, Б.Шауэр идр.) отмечает, что, по их мнению, развитие как основной способ существования личности не может быть ограниченно каким-либо отрезком времени, оно осуществляется на протяжении всей жизни индивида и период зрелости не является законченным состоянием, к которому направлено развитие, наоборот, чем выше уровень интеллектуального, морального развития, тем больше возрастает способность личности к самосовершенствованию.

Развитие личности осуществляется через изменения ее направленности. Направленность личности является результатом противоречивого единства социализации, то есть усвоения социального опыта и культуры, индивидуализация (процесса развития интеллекта, воли, эстетического вкуса, творческих способностей человека). В ходе своего развития личность обретает целостность. По мнению К.М.Левитана, эта целостность заключается в следующем:

  1. В подчинение всех элементов структуры личности ее направленности, которая обеспечивает непрерывность, преемственность всех периодов ее развития.
  2. В обретении необходимых личности, но еще отсутствующих качеств.