Проблема буллинга в образовательной среде МАОУ «Гимназия № 23» г.Троицка Челябинской области

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 11


Каждый человек достоин уважительного отношения к себе и имеет на это абсолютное право. Самоуважение, как неотъемлемая черта личности, зарождается с самых юных лет, поэтому очень важно, чтобы дети и подростки росли и развивались в доброжелательной атмосфере. Но в период формирования личности существует риск столкнуться с одной из опаснейших угроз её психологической безопасности – буллингом.

Феномен буллинга присутствует на всех ступенях образования. В любой школе могут обнаружиться факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления. Это связано с тем, что здесь собираются незрелые личности – дети и подростки, которые еще не в полной мере усвоили идеи уважительного и толерантного отношения к окружающим.

Цель работы: изучить проблему буллинга в образовательной среде МАОУ «Гимназия №23» среди  учащихся 5, 8, 10 классов МАОУ «Гимназия №23».  

Задачи:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по теме буллинга.
  • Провести анкетирование среди учащихся 5, 8 и 10 классов МАОУ «Гимназия №23».
  • Представить продукт для профилактики буллинга в образовательной среде.

Актуальность проблемы: постоянно растущее число фактов насилия в образовательной среде делает тему актуальной и нуждается в осуществлении мер по устранению и профилактике травли в образовательных учреждениях.

Объект: явление буллинга

Предмет: буллинг в образовательной среде МАОУ «Гимназия №23»

Гипотеза: предполагается, что явление буллинга в МАОУ «Гимназия №23» существует, оно требует большей осведомлённости взрослых и учеников в способах его предотвращения, а также профилактики.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ психологической литературы, анализ полученной информации.

2. Практические: анкетирование, математический метод, метод продуктивной творческой деятельности.

Практическая значимость работы: теоретические положения, эмпирические данные, а также конечный продукт исследования (презентация и анимационный видеоролик) могут применяться в целях ознакомления с сущностью травли и для осуществления её профилактики на классных часах для учащихся и совещаниях классных руководителей в гимназии.

Буллинг (от англ. bully – задирать, запугивать) – преднамеренное, систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство власти и/или силы. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

Кибербуллинг – подвид буллинга, заключающийся в травле посредством современных средств коммуникации, в частности СМС, социальных сетей, электронных писем и т.п.

Моббинг – травля коллективом или его частью одного из его представителей[10].

Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Все их можно классифицировать по источнику возникновения:

  • Социальное положение общества (социально экономический кризис в стране и т.п.)
  • Семейные проблемы (равнодушие/гиперопека со стороны родителей, насилие и т.п.)
  • Индивидуально-личностные предпосылки (неадекватная самооценка, властолюбие, и т.д.)
  • Поведение педагогов (отсутствие контроля над поведением учащихся, нежелание брать ответственность по разрешению конфликта в силу незнания и т.д.) [11].

 Формы травли

  • Физическая (толчки, побои, прочие насильственные действия; иногда бывает с использованием оружия);
  • Психологическая (угрозы, насмешки, клевета, изоляция и т. д.);
  • Материальная (вымогательство, порча имущества жертвы);
  • Интерактивная (кибербуллинг) [3].

Кроме того, травля может выражаться не только в виде физических и вербальных издевательств, то есть напрямую, но также и косвенно, что включает в себя социальную депривацию и сплетни. Причем прямой физический буллинг наиболее характерен для мальчиков, а косвенный – для девочек. Мальчики значительно чаще принимают участие в буллинге.

В структуру буллинга входят:

- Преследователи (агрессоры)

К этой категории относятся дети, отличающиеся повышенной агрессивностью, потребностью в управлении и получении от этого удовлетворения. В данном случае имеет место нападение на родителей и учителей.

- Жертвы

Жертвы буллинга чаще всего чувствуют свою изолированность от общества, тревогу и постоянную угрозу извне. Кроме того, возможны жалобы на одиночество. Подвергающиеся травле дети обычно чувствительны, замкнуты и застенчивы. Зачастую наблюдаются сниженная учебная мотивация, проблемы в общении и проявление психосоматических болезней.

Жертвы буллинга делятся на следующие категории:

  • Пассивные – избегают преследователей и считают себя неудачниками;
  • Агрессивные – обладают качествами преследователя, сверхагрессивны. Возможно наличие собственной жертвы.

- Свидетели.

Сюда включаются наблюдающие травлю дети, но не принимающие в ней непосредственного участия. Зачастую они испытывают чувство вины, бессилия и страх [3].

С точки зрения исследователей, углублённо изучающих явление буллинга в образовательных учреждениях, наиболее подверженными травле являются следующие категории учеников:

  • двоечники;
  • круглые отличники;
  • любимчики учителей;
  • физически слабые дети;
  • дети, гиперопекаемые родителями;
  • страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;
  • дети учителей;
  • дети с нетривиальным, отличающимся от стандартного, мировоззрением («белые вороны»);
  • дети плохо обеспеченных (бедных) родителей;
  • представители национальных меньшинств [3].

Также известно большое количество ситуаций, когда жертвами буллинга в школе становятся учителя.

Как отмечают психологи, негативные последствия возникают у всех трёх категорий участников буллинга.

Самые тяжёлые последствия травли проявляются у жертвы. Чаще всего она приводит к потере жертвой уверенности в себе и психическим отклонениям различной степени тяжести. В крайнем случае, может выступить причиной суицида. В этом случае важно объяснить человеку, что его травят, и показать, как действовать в сложившейся ситуации.

Страдают свидетели, получая опыт бессилия перед властью толпы и стыда за своё слабодушие, поскольку не решился вступиться и поддерживал травлю из страха самому оказаться жертвой.

Опыт насилия деструктивен и для личности самого агрессора. Этот опыт приводит к огрублению чувств, отрезанию возможностей для тонких и близких отношений, в конечном итоге — к деструктивным, асоциальным чертам личности. У него разрушаются механизмы формирования близости с другими людьми, ему труднее создать доверительные и теплые отношения.

В отдельных случаях доведённая до отчаяния жертва может попытаться отомстить обидчику путём нанесения тяжких травм [11].

На основании изученной теории была составлена собственная анкета, содержащая  вопросы, касающиеся осведомлённости о явлении буллинга, структуры, участии в  нём, а также методов предупреждения.

Обучающимся было предложено ответить на 9 вопросов, предоставленной анкеты (Приложение 1). Вопросы 1-7 и 9 допускали только один ответ от участника, восьмой вопрос мог содержать до трёх отмеченных вариантов. Результаты представлены в процентном соотношении от общего числа участников.

Для исследования отношения обучающихся МАОУ «Гимназия №23» к буллингу, было проведено анкетирование, в котором приняли участие 105 человек. Из общего числа участников 46% являлись учениками восьмых классов, 33% – пятых и 21% - десятого.

Первый вопрос был вводным и позволил выявить, знакомы ли ученики гимназии с таким понятием как «буллинг». 50% учащихся ответили «представления не имею».; 33% утветили утвердительно; 18% ответов же пришлись на ответ «только слышал» (Приложение 2).

На следующий вопрос о том, приходилось ли им когда-нибудь сталкиваться с травлей в гимназии, 57% приходилось наблюдать, 20% обучающийся ответил утвердительно с примечанием, что сам был её непосредственным участником; 20% отметили, что такого никогда не было (Приложение 3).

Вопрос «Травили ли вас когда-нибудь?» содержал следующие результаты: 59% – нет, ни разу; 33% – да, но сейчас всё в порядке; 7% человек – да, постоянно (Приложение 4).

Далее ученикам предстояло ответить на противоположный вопрос, травили ли когда-нибудь они. 76% анкетируемых не травили или не помнят такого; 12% ответов – да, доходило до драк; 11% – травили по причине того, что им это нравится (Приложение 5).

Пятый вопрос выяснял, вступятся ли ученики за другого, если увидели, что его травят. 74% обучающихся определённо заступились бы, потому что считают травлю недопустимой; 12% побоялись бы и не вступились;  11% не понимают вмешательства: «значит, заслужил» (Приложение 6).

Следующий вопрос позволил выявить, присутствует ли буллинг в классе, где обучаются участники анкетирования. 31% ответа пришлось на вариант «да, но редко»; 22% говорят о том, что травли нет, потому что класс дружный;  15% учеников считают, что травля в их классе никогда не прекратится;  ещё 15% сообщают, что бывало раньше, но сейчас прекратилось; 10% отметили, что в последнее время случаи наблюдаются, но раньше такого не было;  и 3% предостерегаются, что в скорое время явление буллинга может их настичь (Приложение 7).

На вопрос «Как вы думаете, кто травит других чаще всего?» 54% считают, что одинаково травят и те и другие, 35% за мальчиков и 10% ответов были за девочек (Приложение 8).

Далее предстояло выяснить, кого обучающиеся относят в зону риска буллинга, т.е. кого считают наиболее подверженными травле. Результаты получились следующими:

  • Из бедной/«странной» семьи - 50%;
  • с особенностями в поведении (странный смех, заикание и т.п.) - 46%;
  • с плохой успеваемостью - 39%;
  • с физическими аномалиями – 30%; 
  • имеющие другую национальность - 26%;
  • имеющие увлечения различные с большинством класса - 21%;
  • со слабым здоровьем - 18%; с отличной успеваемостью – 10% (Приложение 9).

И завершающий вопрос состоял в том, чтобы узнать, видят ли ученики решение проблемы буллинга и, если видят, то какие. 46% считают, что было бы достаточно быть более уважительным и терпимым к другим; 17% обратились бы за помощью к взрослым; 14% же учеников предлагают смириться и решения проблемы травли не видят. Ещё 14% участников предложили свои варианты, среди которых были такие, как: нужно «игнорировать», «дать отпор», «отвечать тем же», «попросить помощи у учителя или психолога» и другие с подобным содержанием; 10% учащихся находят простым такое решение, как «быть, как все» (Приложение 10).

После проведения анкетирования и обработки результатов была начата разработка анимационного видеоролика, как наиболее эффективного средства профилактики буллинга в образовательной среде среди учащихся средней школы.

По результатам исследования Cisco было выявлено, что визуализированная информация более чем в пять раз эффективнее удерживает человека и привлекает его внимание, нежели в любой другой форме. Помимо этого 70% информации воспринимается человеком именно визуально. Данные причины стали основными при выборе способа информирования учащихся.

Планировалось создать видеоролик, в котором прослеживается сюжетная линия травли персонажа с одновременным предоставлением основной информации о буллинге и средствах борьбы с ним.

В первую очередь был составлен план ролика и собран материал о буллинге с его максимальным упрощением для восприятия.

Для наилучшей визуализации конкретного случая травли был отрывочно взят проект студии Mission CISD.

Информация о буллинге представлена посредством функций анимирования сайта RENDERFOREST, позволяющего использовать его возможности на условиях некоммерческого распространения.

В заключение были добавлены вставки с советами для всех субъектов буллинга и произведено озвучивание.

Для видеомонтажа и озвучивания создаваемого ролика была использована специализированная программа Movavi Video Editor 15 Plus.

Также в качестве фонового аудиоматериала были взяты инструментальные версии работ Mayboy и Birdy.

В результате выполненных действий удалось создать целостный видеоролик, гармонично сочетающий содержание, которое планировалось в него включить.

Данный анимационный фильм носит название #ТЫЧЕЛОВЕК и может применяться в качестве мер профилактики буллинга на классных часах и мероприятиях, организованных на данную тему, либо просматриваться самостоятельно, т.к. весь использованный материал распространяется в свободном доступе.

Таким образом, гипотеза о том, что явление буллинга в МАОУ «Гимназия №23» существует, оно требует большей осведомлённости взрослых и учеников в способах его предотвращения, а также профилактики, подтвердилась.

Изучив теоретическую информацию по данной теме и проведя собственное исследование, можно сделать следующие выводы:

  • Буллинг – распространённое в образовательной среде явление, требующее регулярной профилактики, поскольку все его субъекты подвергаются негативным последствиям.
  • Большинство обучающихся МАОУ «Гимназия №23» негативно относятся к проявлению травли. В процессе взросления уровень буллинга среди учащихся падает. Случаи травли распространённое явление в среднем звене МАОУ «Гимназия №23» и требует информирования и профилактики.
  • Один из наиболее эффективных способов снижения уровня буллинга - создание анимационного видеоролика для обучающихся среднего звена. Созданное видео содержит основную информацию о сущности буллинга, а также практические решения для всех его участников. Анимация упрощает способ её восприятия и позволяет заинтересовать наибольшее количество учащихся.

Список литературы

  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе/А.Я Анцупов. – М.: Гуманитар. Изж. Центр ВЛАДОС, Москва, 2004. – 207 с.
  2. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология: Учеб. пособие. 3-е изд. – Мн.: Университетское, Минск, 2002. – 318с.
  3. Двоскина Н.В. Травля в детском коллективе, или Как остановить насилие: Учебно-методическое пособие. - Педагогический университет «Первое сентября», Москва, 2017. – 40с.
  4. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. – М.: Педагогическое общество России, Москва, 2002. – 202с.
  5. Казанская В.Г. Подросток: Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. 2-е изд., доп.. – СПб.: Питер, 2008. – 283с.
  6.   Кравцова М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с пролемой. – (Психолог в школе). – М.: Генезис, Москва, 2005. - 111с.
  7. Практическая психология: Учебник – 2-е изд., перераб., доп. – СПб: Изд-во «Дидактика Плюс», 1998. – 336с.
  8. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. Пособие/С.Н. Ениколопов, Л.В. Еврофеева, И. Соковня и др.; Под ред. И. Соковни. – М: Просвещение, Москва, 2002. – 158 с.
  9. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Травля
  11. http://www.psychologies.ru/roditeli/children/bulling-vyiyti-iz-roli-jertvyi/