Человек становится взрослым и самостоятельным, когда начинает сам принимать решения и чувствовать за них ответственность. Эта статья о том, как в МАОУ «СОШ №22» города Перми в рамках ее модульной системы управления качеством полиязычного пространства формируется то инновационное состояние, когда вся воспитательная система школы базируется на индивидуализации и субъектности.
«Я никогда не учу своих учеников. Я только даю им условия, при которых они могут сами развиваться», - любил повторять Альберт Эйнштейн.
В каких условиях формируется самоуправление, самостоятельность и инициатива обучающихся? Цель статьи - ответить на этот один из самых важных и актуальных вопросов российского образования.
МАОУ «СОШ №22», «французская», как традиционно добавляют все, кто ее знает, это - одна из старейших школ Перми, входит в топ 500 лучших школ России, в топ 100 лучших школ России филологического профиля, является абсолютным победителем всероссийского конкурса «Успешная школа» -2018.
Одним из принципов успешности школы является ее инновационный подход к формированию ученического самоуправления.
Что нового есть в банке наших реализованных идей, которыми мы готовы открыто делиться? Какими мы видим условия, в которых наши ученики развиваются?
Совет учащихся, Школьная Дума…Как бы у нас не назывался орган школьного самоуправления, основополагающими принципами всегда являются следующие:
В школьном самоуправлении всегда принимают участие представители с 4 по 11 класс. Для нас это очень важное условие! Каким образом будут формироваться инициатива, коллективное взаимодействие, командное мышление, навык сотрудничества, если это не делать целенаправленно, осознанно, поэтапно? Поэтому в состав нашей Школьной Думы входят представители уже начиная с четвертого класса. И, в сотрудничестве с 5-6-классникам в Думе, это очень ощутимый источник идей, проектов, предложений.
Важно отметить, что такой подход к формированию преемственности, к созданию атмосферы взаимодействия стимулирует личностную самореализацию обучающихся, позволяет наблюдать за становлением лидеров.
1. Выборы в Школьную Думу в МАОУ «СОШ №22» благодаря участию в проекте депутата Государственной Думы Игоря Сапко «С Думой о детях» приобрели серьезный, «взрослый» формат. Кандидаты в президенты Думы не только проходят через процедуру выборов путем прямого голосования, но и защищают свои программы, отчитываются по итогам своей работы в Думе. Это хорошая школа гражданственности и ответственности!
2. В Школьной Думе право голоса имеют все, решения принимаются только после совместного обсуждения и голосования. Например, решения о адресатах благотворительной помощи, волонтерские акции и так далее.
3.Школьное самоуправление МАОУ «СОШ №22» - это опыт разновозрастного командного взаимодействия: для реализации инициатив обучающиеся привычны набирать в свои команды ребят из других параллелей. Так, проект «Чемпионат школы по игре «Кубик Рубика», который задумали умники из 4 «а» класса для популяризации этой удивительной тренировки ума и мышления, потребовал включенности учащихся других возрастов. В итоге сформировалась инициативная группа под руководством четвероклассников, в которую вошли ребята из 5-7 классов! Чемпионат успешно состоялся, это сработал принцип разновозрастного сотрудничества!
В школе №22 присутствует система, направленная на формирование деятельностного поля для самореализации обучающихся. А созданная модульная система управления качеством образования в рамках полиязычного пространства выбора - это действительно востребованная технология, которая соответствует содержанию обучения и воспитания в современной школе. Стоит отметить, что упомянутая система в рамках проекта стала победителем конкурса «Система управления качеством образования в школе» по мероприятию «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов» (2017 г.). На примере одного из модулей системы – «Личностного модуля самореализации» статья предоставляет возможность познакомиться с новыми инструментами достижения личностных результатов обучающихся, что является одним из приоритетов современного российского образования. «Личностный модуль самореализации» - это универсальный инструмент достижения личностных результатов обучающихся. И есть уверенность, что любая российская школа может начать работать с ним.
Какие новые инструменты получает школа в формате самоуправления? Первое - это проектный офис. Он становится пространством, которое организует «несанкционированную» инициативу и активность обучающихся. Школьники приходят в ППО сами – в этом особенность функционирования офиса! ППО начинает действовать, как только ученик осознает свой запрос, приступает к реализации своей идеи в социокультурном пространстве. Проект быть как индивидуальным, так и групповым, краткосрочным или долговременным, с участием родителей, с привлечением социальных партнеров.
Второе-это «мягкое» сопровождение инициативы учащихся. Никто не будет его наставлять, проверять, контролировать: твоя идея, она имеет право и на воплощение, и на фиаско. В любом случае это результат самого ребенка и его приобретенный опыт.
В проектном офисе школы тьютор работает вместе с учеником. Задача тьютора – в сопровождении процесса замысла, в осуществлении рефлексии. Учитель может быть консультантом. Если для реализации замысла автору (авторам) проекта нужны иные специалисты - он их получает. Например, старшеклассники для реализации своей инициативы – «Благотворительного танцевального вечера» - сами нашли социальных партнеров - приют для бездомных животных «Доброе сердце» и некоммерческий фонд Дедморозим. Современные школьники ориентированы на то, чтобы не только реализовать себя в самоуправлении, но и увидеть зафиксированными свои достижения, результаты, отследить свой рейтинг, пополнить портфолио. В МАОУ «СОШ №22» есть эффективная балльно – рейтинговая система оценивания внеурочных достижений, она имеет цель упорядочения системы оценивания личных достижений обучающихся, стимулирование их инициативности и результативности участия в самоуправлении класса, школы, района, города. Безусловно, БРС является важным инструментом создания условий для самореализации обучающихся в рамках участия в самоуправлении.
Что такое Лига «АКТИВных СОВят»? Уже многие в Перми наслышаны об этой новой форме сотрудничества в рамках школьного самоуправления, «ноу-хау» школы №22.
Лига «АКТИВных СОВят» - это действительно новый формат работы школьного самоуправления. Ученики нашей школы обожают эту «позитивную движуху», с нетерпением ожидают того времени, когда 1) можно начать совместно работать над замыслом очередной сессии Лиги. 2) подумать в чем ее ключевая идея? Какая будет концепция? Что будет конечным результатом? 3) кто из ребят станет деканами факультетов? Какие это будут факультеты? 4) кто будет проводить мастерские? 5) что станет результатом работы факультетов? Как представить «продукты» работы факультетов? 7) что станет на этот раз особенностью сессии Лиги? 8) как получить обратную связь?
Сессии Лиги «АКТИВных СОВят» становятся событием в жизни школы. Их продолжительность четыре-пять часов. Но как интересно и быстро летит в эти дни время! «Наша ценная бесценная вселенная», «Устремим ум на радость творчества», «Медиа сейшн» - вот тот перечень последних сессий Лиги, в которых всякий раз принимают участие более 120 учеников 4-11 классов школы №22, представители школ Свердловского района Перми, юные журналисты школ города, члены городского совета старшеклассников. Всего за последние три года прошли Лигу как онлайн школу инициативы, творчества и самореализации более пятисот человек - члены школьного самоуправления Перми. «Хакатон-2025» - так будет называться следующая профильная сессия Лиги, где тема профессионального самоопределения станет темой главной для представителей самоуправления 4-11 классов нашей школы и ребят из городского совета старшеклассников - самых ярких представителей школьного самоуправления Перми. МАОУ «СОШ №22 с углубленным изучением иностранных языков» города Перми открыто к сотрудничеству и дессиминации своего инновационного опыта. Ведь не секрет, что, взобравшись на вершины, ты больше не спускаешься вниз.