Конспект занятия по основам науки и естествознаниям подготовительная группа. Тема: «Одежда. Обувь.»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: одежда, обувь


Цель: Выявление и формирование знаний и представлений у детей о различных видах одежды, обуви; их частях и значении; обогащение словарного запаса.

Задачи:

  • познакомить детей с историей появления одежды;
  • учить подбирать антонимы к прилагательным;
  • учить согласовывать числительные с существительными;
  • упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • развивать логическое мышление, связную речь, внимание, память

Оборудование: Разрезные картинки на каждого ребенка по теме: «Одежда. Обувь»; коробка - сюрприз, иголка, нитки, ткань, ботинок; образцы одежды, обуви; презентация.

Вводная часть:
- Ребята, я приготовила вам, сюрприз. А хотите узнать, что там спрятано? Тогда вам надо отгадать загадки.

Маленького роста я,
Тонкая да острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Иголка.)

(Воспитатель достает иголку.)

 Одна подружка
 Пролезла другой в ушко. (Нитка.)

(Воспитатель достает нитки.)

Легкий, а не пух;
Мягкий, а не мех;
Белый, а не снег,
Но оденет всех.
(Хлопок)

(Воспитатель достает коробочку хлопка.)

Если положены клеточки в ряд,
Или рядами в стопках лежат
Склеены крепко они веществом
И не разрушить их молотком.
(Ткань)

(Воспитатель достает ткань.)

Защищает наши ноги
Не поранят их дороги
.
(Обувь)

(Воспитатель достает ботинок.)

- Молодцы! Ребята, а для чего нам нужны все эти предметы? (Ответы детей)

- Верно, эти предметы необходимы для пошива одежды и обуви.

Основная часть:

- А знаете ли вы, как люди одевались раньше, и как со временем менялась одежда? А знаете ли вы какая обувь была у древнего человека? (Ответы детей)

- Я предлагаю закрыть глаза и тот, кого я коснусь рукой тот же час окажется в прошлом:

Я вокруг вас обойду в путешествие возьму,
Раз. Два, три, четыре, пять глазки можно открывать.

- Мы с вами перенеслись в древний мир. Давным-давно пещерные люди жили в лесах, в пещерах, и не было у них никакой одежды и обуви. А вокруг росли деревья. И первая одежда стала из листьев. Но эту одежду нельзя было долго носить.

- Как вы думаете, почему одежду из листьев нельзя было долго носить? (Ответы детей).

- Правильно, одежда из листьев и травы засыхала, рвалась. Листья — ненадежная защита. Но шло время. И ….

- Обратите внимание как этот древний человек одет? (Ответы детей)

- Одежда из шкур стала основной одеждой у древних людей. Шкуры животных древние люди обрабатывали простейшими орудиями труда: заостренным камнем. Позже они научились шить, придумав иголки из кости. Сшивали одежду с помощью волчьих жил.

- Тогда и появилась первая в истории обувь, которая представляла собой что-то вроде портянок из медвежьих шкур, утеплённых изнутри сухой травой.

Д/и "Из чего - какой?"

Мама сшила разную одежду. Назови, что и из каких материалов сшила мама. Закончи предложения. (Брюки сшили из шерсти. Они шерстяные).

Пиджак сшили из шерсти. Он... .

Куртку сшили из кожи. Она ... .

Платье сшили из шелка. Оно... .

Плащ сшили из кожи. Он... .

Футболку сшили из трикотажа. Она... .

Шубу сшили из меха. Она... .

Пальто для зимы - зимнее.

Сарафан для лета -... .

Куртка для осени - ... .

Плащ для весны -... .

Халат для дома -... .

Майка для детей -... .

Одежда для улицы -... .

Брюки для мужчин -... .

Блуза для женщин -... .

Пальто для бабушки -... .

- Время шло. Женщины стали носить длинные платья и плащи, а мужчины туники. Погода менялась, становилось холоднее, и люди стали изготавливать тёплую одежду. Какую? (Ответы детей)

- Обувь тоже требовала изменений. В сельской местности основным видом обуви были лапти. Лапти – обувь не простая. Были они как будничные, так и праздничные. Плели их из кары лиственных деревьев. Стали появляться сапоги, обувь на каблуках.

Д/и (игра в кругу с мячом) «Посчитай до 5»

Одно платье, два платья, три платья, четыре платья, пять платьев и тд. (куртка, сапоги, ботинки, кроссовки, шарф, брюки, кофта, джемпер, юбка, перчатки, воротник, рукава, карман, пуговицы, шнурки, каблук, трусы)

- Одежда и обувь были тёплой, удобной, но люди хотели, чтобы и одежда и обувь были красивой, и они стали украшать их разными вышивками, узорами, бисером.

Д/и "Жадина"

Представьте, что на картинках ваша одежда. Составь предложения по образцу: "Мой комбинезон. Мое платье. Мои носки." и т. д. (Дети берут картинки с изображением трех предметов)

Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…

Моя (что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …

Мои (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…

Моё (что?) – платье, пальто

- Как вы думаете, для чего людям понадобилась одежда и обувь? (Ответы детей)

- Правильно, нужно было защитить себя от жары и мороза, а свою кожу
от укусов насекомых, змей.

 - А так как люди очень умны и наблюдательные, то со временем изобрели огромное разнообразие тканей. И в современном мире, мы с вами имеем возможность носить одежду и обувь на любой вкус.

- Незаметно мы вернулись в наши дни.

Физкультминутка:

В магазин мы пойдем и одежду найдем (шагаем)

Шубу, куртку, плащ, пальто (загибаем пальцы на левой руке начиная с мизинца)

И рубашечку еще. (загибаем большой палец на левой руке)

Платье модное наденем (ритмично хлопаем ладонями)

И одежду всю примерим: (ритмично хлопаем ладонями по коленям)

Шубу, куртку, плащ, пальто (загибаем пальцы на правой руке начиная с мизинца)

И рубашечку еще. (загибаем большой палец на правой руке)

Д/и «Помогите модельеру собрать одежду» (разрезные картинки)

Свитер, футболка, пальто, носки, куртка, халат, шорты, пальто, жилет, брюки,
юбка (у каждого ребенка)

Д/и «Скажи наоборот»

Рукав чистый — рукав грязный,
Юбка длинная — юбка короткая, (мокрые, толстые, черная, большая, новое, тёплая, застегнул, надел и тд.)

Д/и «Назови ласково»

Пальто - пальтишко,
Плащ - плащик, (Свитер, футболка, пальто, носки, куртка, халат, шорты, пальто, жилет, брюки, юбка)

Д/и «Четвертый лишний»

Шуба, пальто, халат, плащ.
Свитер, футболка, кепка, брюки.
Куртка, сапоги, футболка, джинсы.

Итоговое обсуждение деятельности – рефлексия:

  • Наше путешествие закончилось.
  • Расскажите, что вы делали во время путешествия?
  • Что вам понравилось?
  • Что было трудным для вас?