ВВЕДЕНИЕ
Условия возникновения опыта. В современной школе существует множество трудностей, среди которых можно выделить одну из важнейших – проблему низкой учебной мотивации. Она затрагивает не только каждого учителя, но и учащихся и их родителей, так как является одним из главных условий успешного обучения.
Снижение мотивации обучения у подростков наблюдается, начиная со средних классов школы (5-6 классы). Данный процесс протекает медленно и поэтому мало заметен для педагогов и родителей, но к 8 классу снижение мотивации к обучению у подростков достигает своего пика, из-за чего они нарушают дисциплину, пропускают уроки, не выполняют домашние задания. Эти общие тенденции относятся в полной мере и к предмету «Технология». Большинство пятиклассников испытывают интерес к предмету, их легко вовлечь в процесс создания изделия, но в подростковом возрасте часть детей теряет желание учиться, а в 7-8 классах учителю приходится прилагать много усилий, чтобы поддержать интерес к учебе. В этом возрасте у подростков расширяются связи с окружающим миром и людьми, возрастает важность общения со сверстниками. Для многих школа становится лишь местом общения друг с другом. К тому же у подростка появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Разнообразная, интересная информация, которую поглощает подросток из разных источников, конкурирует со знаниями, получаемыми на уроке. Возникает проблема низкой мотивации детей к обучению.
Причины этого явления неоднозначны. Помимо возрастных особенностей это и перегрузка учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений учащихся, и не сложившиеся межличностные отношения, и утомляющая детей неорганизованность учебного процесса.
Многие исследователи считают, что проблему низкой учебной мотивации необходимо решать по ряду причин:
- Во-первых, мотивация влияет не просто на уровень усвоения знаний, но и на их качество.
- Во-вторых, вовремя сохраненная мотивация способствует преодолению неблагоприятного периода в обучении, что, в свою очередь, способствует безболезненному продолжению своего пути в сфере образования (поступление в колледж, вуз).
Таким образом, в процессе моей педагогической деятельности были выявлены следующие проблемы:
- низкий уровень учебной мотивации учащихся к изучению технологии и ограниченная творческая активность;
- недостаточное владение мною теоретическим материалом и практическими способами повышения уровня учебной мотивации учащихся.
Основная идея опыта
Изучив, современное состояние проблемы формирования учебной мотивации и проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме я пришла к выводу, что важную роль в процессе формирования учебной мотивации играет учитель, его желание действовать. Одна из основных задач учителя – постоянно развивать мотивацию учебной деятельности учащихся, так как именно она определяет успешность протекания познавательных процессов, способствует повышению работоспособности учащихся, облегчает усвоение учебного материла.
Главный вопрос, волновавший меня, когда я столкнулась с проблемой низкой мотивации, что я как учитель технологии могу сделать, чтобы у детей возник интерес к предмету?
На пути преодоления низкой мотивации учащихся каждый педагог стоит сегодня перед необходимостью пересмотра методов, форм и стиля обучения. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему . Он должен сам сконструировать ее, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Наиболее эффективно эти проблемы решаются путем организации целостного учебного процесса с использованием в процессе обучения современных педагогических технологий.
Инновационный поиск новых средств обучения привел меня к пониманию того, что на уроках технологии необходимо применять проектные и информационные технологии, а также групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.
Кроме этого, для повышения уровня учебной мотивации педагогу необходимо создавать благоприятную общую обстановку и приятное эмоциональное сопровождение (похвала, поощрение), создавать условия, которые способствуют возникновению интереса к предмету, а также приучать учеников к самостоятельной работе. Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является интерес к совместным коллективным формам работы, к использованию результатов работы в социально-значимых видах деятельности.
Обоснование актуальности и значимости опыта Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии и педагогике. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания образования, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, формирования у них активной жизненной позиции. Поэтому, умение заинтересовать учащихся — одно из направлений инновационного педагогического поиска как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала. Педагоги хорошо ознакомлены с проблемой учебной мотивации в теоретическом плане, но случается, что им не хватает в достаточной мере практических приемов для формирования положительной мотивации учащихся. Именно поэтому в работе освещается вопрос, как с теоретической, так и с практической стороны. Кроме этого, автор работы предлагает один способов решения проблемы низкой мотивации посредством применения проектных и информационных технологий, которые, по мнению автора, сегодня являются наиболее распространенными и доступными в практике работы педагогов.
Цели и задачи
Цель: анализ собственного педагогического опыта по проблеме формирования учебной мотивации учащихся при обучении технологии посредством применения проектных и информационных технологий.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать основные теоретические подходы к проблеме формирования учебной мотивации учащихся;
2) изучить опыт коллег по данной проблеме;
3) подобрать диагностические процедуры, направленные на изучение учебной мотивации учащихся;
4) провести диагностику уровня учебной мотивации учащихся 5-8 классов и проанализировать полученные результаты;
5) отобрать и апробировать педагогические приемы, методы и средства, направленные на повышение уровня учебной мотивации учащихся;
6) проанализировать результаты собственной деятельности, выявить недостатки, спланировать коррекционную работу.
Планируемые результаты
на уровне учителя:
- повышение уровня профессиональной компетентности;
- анализ собственного педагогического опыта, результативности деятельности и выявление недостатков;
- планирование перспектив собственной профессиональной деятельности.
на уровне ученика:
- повышение уровня учебной мотивации к изучению технологии;
- качественное освоение образовательного стандарта по технологии;
- активизация творческой активности (результативное участие в предметной олимпиаде, внеклассной и внеурочной деятельности по предмету).
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ
1.1. Сущность проблемы формирования учебной мотивации учащихся
Проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание в отечественной педагогической психологии. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса.
Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
В психолого-педагогической литературе не удалось встретить прямого определения термина «учебная мотивация». Косвенно, удалось выяснить, что термины «учебная мотивация», «мотивация учения», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера ученика» используются как синонимы в широком или узком смысле. В первом случае, эти термины обозначают всю совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (Маркова А.К.). Во втором случае, данными терминами обозначают довольно сложную систему мотивов (Ляудис В.Я., Матюхина М.В., Талызина Н.Ф.).
Исследуя отношение школьников к учению, Л.И.Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников.
Что же такое «учебный мотив» как структурный компонент «учебной мотивации»? По определению Л.И. Божович, «мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни, как семьей, так и самой школой». А.К. Маркова предлагает определение учебного мотива, которое отражает специфику последнего: «Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней».
Рассмотрим теперь, какие виды учебных мотивов выделяются в педагогической психологии. Надо заметить, что единой и общепринятой классификации мотивов в структуре деятельности учения не существует. Наиболее разработанной является классификация учебных мотивов по содержанию (направленности).
В их основе лежит предложенное Л.И.Божович выделение двух основных типов учебных мотивов, имеющих разное происхождение и предметное содержание. Одни из них (познавательные), «порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения». Другие (социальные), «порождаемые всей системой отношений существующих между ребенком и окружающей его действительностью», лежат как бы за пределами учебного процесса.
Обратимся теперь к другой, довольно распространенной классификации, в которой мотивы деятельности учения делятся на внешние и внутренние.
Внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Овладение учебным материалом является и мотивом, и целью учения. Учащийся непосредственно вовлечен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение.
Внешние мотивы характеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата), подчинение требованиям учителя или родителей, получение похвалы, признания товарищей и др. При внешней мотивации учащийся, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего либо его активность носит вынужденный характер. Содержание учебных предметов не является для учащегося личностно значимым.
Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является познавательный интерес к предмету. Познавательный интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения, он для них более значим (имеет личностную ценность), потому является действенным, реальным мотивом учения.
Под познавательным интересом понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью. Интерес — мощный побудитель активной личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.
Важнейшие предпосылки формирования у школьника познавательного интереса к учению:
1. Понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя. Интерес к содержанию учебного материала и к самой учебной деятельности может формироваться только при условии, что учащийся имеет возможность проявлять в учении умственную самостоятельность и инициативу.
2. Новизна учебного материала и его разнообразие, а также разнообразие методов преподавания. Средствами обеспечения этих свойств учебного материала и учебного процесса являются не только введение в них новой информации, знакомство учеников со все новыми объектами изучения, но и открытие новых сторон в уже известных учащимся объектах, показ им нового и неожиданного в привычном и обыденном.
3. Эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя. Если педагог демонстрирует собственный интерес к предмету, находит яркие, убедительные примеры, умело использует интонационную окраску материала, субъективная трудность усвоения даже самого сложного учебного предмета снижается, а интерес к нему повышается.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: что проблема формирования познавательного интереса к предмету, проблема учебной мотивации учащихся остается актуальной как в современной науке, так и в практике работы школы.
1.2. Способы диагностики учебной мотивации учащихся
Формирование учебной мотивации следует начинать с определения исходного ее состояния, т.е. необходимо провести диагностику учебной мотивации учащихся.
К педагогическим средствам диагностики мотивации учения относятся наблюдение, анкетирование, шкалирование и др.
Наблюдение.
Мотивация доступна наблюдению. Ее довольно легко обнаружить: об отношении учащихся к учению или труду можно судить по наличию или отсутствию интереса к предмету, прилежанию, активности на уроках, систематическому выполнению заданий и т.д. Изучение учебной мотивации учащихся, будет более целенаправленным, если проводить наблюдение по следующим признакам.
1. Характер деятельности учащихся в процессе выполнения практических работ (пассивное, недобросовестное или добросовестное, активное выполнение работы; длительное, напряженное выполнение работы; выполнение с перерывами, отвлечениями; проявление внимания на протяжении всего занятия или только его части).
2. Стремление к выполнению заданий необязательных, неоцениваемых (ведение записей при слушании преподавателя или чтении учебника; выдвижение гипотез; обращение с вопросами; проверка нескольких, а не одной, как требовали, гипотез; повторное, более тщательное выполнение задания; выполнение с особой тщательностью практической или теоретической части работы; стремление узнать, какие еще приемы и способы применяются).
3. Характер умственной деятельности, наиболее привлекающей учащихся (самостоятельное выявление причинных связей, зависимостей, закономерностей и т.п. или процесс копирования действий преподавателя; склонность к репродуктивным или продуктивным способам деятельности и т.п.).
4. Предпочтительная избирательность отдельных этапов деятельности (привлекает выполнение теоретического обоснования работы, практической ее части, формулирование суждений, умозаключений, выводов; стремление участвовать в составлении плана работы, коллективном обсуждении итогов работы; оказание помощи товарищам и т.п.).
5. Отношение к выполнению задания (полностью выполняет требования, предъявляемые при написании сочинения, отчета о лабораторной работе и т.п., выполняет их частично; выполняет с выдумкой, старательно или небрежно; внимателен к разбору типичных ошибок, стремится их избежать и устранить; участвует в групповых формах работы или стремится их избежать).
6. Увлеченность, эмоциональный подъем при изучении предмета, выполнении практической работы (стремление к самостоятельной постановке проблем, увлеченность поиском их решения, потребность в выдвижении гипотез, интерес к применению аналогий, моделированию, проведению мысленных экспериментов; удовлетворенность проделанной работой, полученными знаниями и т.п.).
7. Отношение учащихся к окончанию работы (рад звонку с урока, огорчен, «не слышит» звонка и т.д.).
8. Отношение учащихся к помощи преподавателя, советам товарищей, их оценкам.
9. Темп вхождения, включения в деятельность (быстро ориентируется в предстоящей деятельности и принимает ее; ориентируется, но не принимает ее; не хочет делать; ставит цели; стремится планировать свои действия и т.д.).
10. Качество знаний (объем, полнота, фактическая точность, понимание, осмысленность, прочность усвоенного материала, умение решать «нестандартные» задачи, успешность выполнения заданий, быстрота актуализации нужных знаний, умение находить и устранять неисправности в приборах и др.).
Анкетирование.
Анкета как научный инструмент есть результат тщательной и трудоемкой работы экспертов по ее созданию. Учитель должен найти опубликованные анкеты и использовать их, если они представляются ему полезными для решения поставленных диагностических задач.
Шкалирование мотивации учения.
Анкеты требуют от учителя довольно много времени для их обработки, тем более, если их много. Этого недостатка можно избежать, если применять анкеты-шкалы, в которых дается система вопросов и на них — перечень готовых ответов, но школьник должен не просто выбрать наиболее подходящий, а оценить в баллах правильность каждого из них. Это дает возможность количественно обработать полученный материал.
Таким образом, применение диагностических методик позволяет на научной основе, а не вслепую осуществлять процесс целенаправленного формирования учебной мотивации учащихся.
1.3. Пути решения проблемы формирования учебной мотивации учащихся
Процесс формирования учебной мотивации должен стать значительной частью работы учителя. При формировании мотивации учителю необходимо соблюдать ряд требований. Во-первых, формирование мотивации следует начинать с диагностики мотивационной сферы, с выявления исходного состояния мотивации учения. Постановка целей формирования мотивации является вторым важным требованием научно-обоснованного процесса ее формирования. Третье требование — отбор и применение педагогических приемов, методов и средств формирования мотивации.
Существуют разнообразные условия формирования учебной мотивации современного школьника:
1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора создает ситуацию, в которой ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.
2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения, так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.
Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или не достижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.
3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. По мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего. Степень выраженности и осознанности этой способности является одним из показателей социальной личностной зрелости ученика. При этом у школьника должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги — это важный шаг на жизненном пути. Таким образом, вновь, на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация. Учеба как средство достижения дальних целей не нуждается во внешнем контроле.
4. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.
Важна для психологически грамотной организации процесса формирования мотивации учения ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат — оптимальная мотивация и успешная учеба.
Значимым условием формирования учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Значительное влияние на формирование мотивации учения может оказать учитель, используя в своей работе определенные методы и приемы. Наиболее значимыми в этой работе, можно считать следующие установки и действия учителя:
- учет возрастных особенностей школьников;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;
- использование коллективных и групповых форм работы;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- использование игровых технологий;
- нестандартная форма проведения уроков;
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
- создание ситуации успеха;
- вера учителя в возможности ученика;
- применение поощрения и порицания;
- формирование адекватной самооценки у учащихся;
- эмоциональная речь учителя.
Формирование мотивации замедляют: эмоциональная бедность сообщаемого учебного материала; невысокая компетентность учителя, его незаинтересованность работой; излишняя повторяемость одних и тех же приемов; однообразные задания; отсутствие оценки; недоброжелательное отношение к учащимся (сарказм, насмешка, упрек, угроза, нотация); приемы понуждения (наказание, необоснованное требование, придирчивость).
Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что именно от учителя, используемых им приемов, методов и средств, его умения отбирать содержание учебного материала зависит успешность формирования учебной мотивации учащихся.