Педагогическая гостиная "Приемы обыгрывания режимных моментов и педагогических ситуаций"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Цель: Обогатить опыт педагогов в использовании педагогических приемов организации режимных моментов и педагогических ситуаций; обосновать их значимость для создания эмоционально-положительного фона в группах ДОУ.

Задачи:

  • Предложить педагогам ДОУ проанализировать различные педагогические ситуации, возникающие при организации режимных моментов, привести примеры  их решения.
  • Тренировать педагогов в использовании художественного слова, игровых ситуаций для решения педагогических ситуаций, возникающих при организации режимных моментов. 

Программа гостиной:

  • Вводное слово старшего воспитателя.
  • Решение педагогических ситуаций.
  • Подведение итогов гостиной.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил.

  • Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон, питание).
  • Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
  • Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
  • Формирование культурно-гигиенических навыков.
  • Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  • Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года), учитывается время пребывания ребенка в детском саду, и время работы родителей.

К режимным моментам относятся:

1. Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика
2. Подготовка к завтраку, завтрак
3. Игры и детские виды деятельности
4. Непосредственная образовательная деятельность
5. Подготовка к прогулке, прогулка
6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед
7. Подготовка к сну, дневной сон
8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия
9. Игры, самостоятельная деятельность детей
10. Подготовка к ужину, ужин
11. Игры, прогулка, уход детей домой

Детей необходимо научить действовать согласованно. А как можно заинтересовать маленького ребенка? Конечно – игровым моментом. Совместить действие с речью и игрой в короткий промежуток времени помогают считалки, потешки, присказки, стихи.

Предлагаю вам изучить педагогические ситуации, найти возможные решения, и, если возможно, применить художественное слово, присказки, игровые моменты.

Ситуация 1. (2 младшая группа)

Антону подарили на день рождения новую машину. Он принес машину в детский сад, но предупредил, что никому не даст с ней играть, так как имел наставление от мамы никому машину не давать. Антон отказывал детям в игрушке, давая самые разные объяснения: «Ты девочка — шофером быть не можешь», «А ты, Илья, не умеешь играть с такой машинкой». Дети в группе тоже хотят играть с машинкой, некоторые плачут, другие ходят за Антоном, прося машину.

Вопрос: Как поступить воспитателю?

Предложенное решение: «Дети, послушайте считалку. Раз, два, три, четыре, пять, будем мы сейчас играть. Антоша, выбери, кто поиграет в машинку». Думаем, что ситуация выбора для самого ребенка будет важной и значимой, и он сможет отступить от навязанного мамой наставления никому не давать новую игрушку.

Ситуация 2

Дети, выйдя на прогулку в зимний день, сразу начали брать снег в ладони, бегать и кидать снег.

Как организовать детей в этой ситуации и привлечь внимание детей к наблюдению на прогулке?

Предложенное решение: воспитатель громко загадывает  загадку «Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь, станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь? Что это?» Некоторые дети обязательно подойдут, воспитатель предложит им рассмотреть снежинки, читая стихотворение: Снег кружится, снег кружится, белая вся улица, собрались мы все в кружок, завертелись как снежок. Воспитатель предлагает покружится как снежинки, присесть. А затем проводит наблюдение за снегом, задает вопросы.

2 вариант: воспитатель спрашивает: «Это кто тут наследил? Бегемотик проходил?», затем обращает внимание детей на следы на снегу, определяем, чьи следы. Затем переходим к наблюдению по плану прогулки.

Ситуация 1. (2 младшая группа)

Мальчик 3 лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.

Вопрос: Как должна поступить воспитательница в данной ситуации?

Предложенное решение: давать возможность ребенку выполнять задание стоя, предлагать ему принести какой-то дополнительный материал к занятию (кубики, игрушку и др.), поощрять за то время, в течение которого он был усидчив.

Ситуация 2

Арсений, каждый раз, переодеваясь на физкультуру, устраивает истерику,  отказываясь одевать форму.

Вопрос: Как может поступить воспитательница в данной ситуации?

Предложенное решение: предлагать детям игровую ситуацию, например: сегодня мы полетим на самолете, все летчики должны быть в форме. Ты хочешь быть летчиком? Давай переоденемся в лётную форму.

Ситуация 1. (Средняя группа)

За Димой (4 года) в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»

Мама: - Почему у тебя вся одежда мокрая?

Дима: - Воспитательница сказала, что я очень старался.

Мама: - Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!

Дима: - Я ещё дома попробую такую птичку сделать.

Мама: - Вот теперь пойдёшь в мокром.

Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.

Вопрос: необходимо ли воспитателю побеседовать с мамой после этой ситуации? На что обратить внимание мамы?

Предложенное решение: Воспитателю необходимо подключится и поддержать ребенка, обратить внимание мамы, что Дима и правда очень старался, какая красивая она получилась. Позволить маме ее ребенка при нем. Обратиться от имени ребенка (если налажен контакт с родителем): «Мамочка (или по имени отчеству), обрати внимание какую поделку сделал сынок, он и правда очень старался, хотел Вам подарить ее.» Обратить внимание мамы на поделку и ребенка, но сделать это корректно.

Если мама продолжит делать акцент на мокрых вещах, сказать, что сегодня у нас была очень плодотворная прогулка, мы много играли, лепили из снега, все дети были в восторге и очень довольны. Одежда не успела высохнуть, но возможно у Вас в шкафу есть запасная, если нет, в следующий раз принесите, пусть лежит в шкафу.

Делать маме замечание и тем более при ребенке воспитателю не следует.

Ситуация 2

Катя (4 года) во время одевания на прогулку не хочет самостоятельно одевать колготки, говоря, что не умеет их одевать. Хотя при маме делает это самостоятельно.

Вопрос: Как поступить воспитателю?

Предложенное решение: Воспитатель может предложить надеть колготки в игровой форме: «Представь, что колготки – это тоннели, а ножки поезд, который едет по тоннелю. Чух-чух!».

Можно предложить организовать мини-соревнования по надеванию колготок «Кто быстрее?»

Обратить внимание из чего сделаны колготки, пощупать ткань, рассмотреть рисунок (если есть), отметить какой он красивый или забавный.

Можно ввести в процесс одевания ребенка художественной слово:

Колготки.

Вот колготки, посмотри,
Они сшиты изнутри,
Ты, дружочек, не зевай,
Налицо их надевай.

Что смеёшься? Не шучу.
Как надеть их, научу.
На своё лицо не надо
Нам колготки надевать.

Для чего нужны колготки?
Чтобы ножки согревать.
У колготок есть изнанка,
Та, что прячется внутри,
А лицо у них снаружи,
Удивись и посмотри!
У колготок есть секрет.
На чулочках швов-то нет!
Зато сверху целых три!
Посчитай их, посмотри!

Один – спереди, два – сзади,
Ты, дружок, соображай,
Примеряй свои колготки,
А потом уж надевай.

Собери чулок в гармошку
И надень его на ножку.
До коленки натяни
И другой чулок возьми.

Вот и всё, теперь вставай
И штанишки надевай.
Как же быть нам без колготок?
Нам колготочки нужны,
Вот удобная одежда –
И чулочки, и штаны!

Ситуация 1. (Средняя группа)

В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты.

Вопрос: Как должна поступить воспитательница в данной ситуации?

Предложенное решение: Ребенку в спокойной обстановке объяснить правила группы и показать, куда нужно убрать игрушку. Познакомить с мальчиками, попросить, чтобы ребята подсказывали правила, пока Сережа все запомнит.

Ситуация 2

Миша не любит есть молочные каши, но аллергии на молоко у него нет.

Вопрос: Какими способами можно приучить ребенка есть молочные каши?

Предложенное решение: использование игры «Король (королева) стола» (корону получает ребенок, который все съел); можно награждать медалью «За чистую тарелку»; можно договориться с ребенком – съешь столько ложек, сколько тебе лет.

Ситуация 1 (старшая группа)

Каждое утро, когда папа приводит мальчика (5 лет) в детский сад, ребёнок устраивает истерику "на пустом месте", прячется в личный шкафчик для одежды и сидит там, не желая выходить. Папа относится к этому факту, как к проявлению характера, и попросту уходит, оставляя ребёнка в шкафу, и предупредив воспитателя. Воспитателю это, естественно, не нравится, потому что надо оставлять остальных детей, которые уже завтракают, и идти за этим ребёнком в раздевалку. Оставить его там нельзя, потому что воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка. Мама относится к сыну более требовательно, и при ней таких проявлений не бывает. Но мама не может приводить ребёнка в детский сад, потому что у неё слишком рано начинается рабочий день.

Вопрос: Как быть?

Предложенное решение: отправить в раздевалку друзей мальчика, чтобы они пригласили его в игру; подготовить что-то очень интересное – опыт, фокус, игру и предложить посмотреть; предложить папе придумать ритуал прощания с ребенком «по-мужски» - похлопать друг друга, стукнуть кулак об кулак и др.

Ситуация 2

Сережа, после занятия рисования, часто приходит перепачканный в красках, и моет руки второпях, не отмывая следы красок самостоятельно.

Вопрос: Как поступить воспитателю?

Предложенное решение: использовать мыло разного цвета и формы; использовать художественное слово, например:

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу, поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну. Затем руки я помою, пальчик в пальчик я вложу, на замочек их закрою и тепло поберегу.
Есть такой закон простой – руки мой перед едой, вымой после сна, игры, и с прогулки если ты.

Гигиена. Чистота – значит мыло и вода, от микробов не уирешь, если ты закон даешь. И не надо много слов – вымыл руки – будь здоров!

Ситуация 1. (старшая группа)

Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу начинает бегать. Трудно переключить его на спокойное занятие. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он садится за настольную игру, то сразу же вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему? В беседе с отцом выясняется, что семья переехала в новую квартиру и родители пока вынуждены возить сына в прежний детский сад. «Вероятно, ребенок в пути устает»,— делает предположение воспитатель. «Этого не может быть,— возражает отец.— Ведь он всю дорогу сидит».

Вопрос: Как поступить воспитателю в данной ситуации? Что предложить родителям?

Предложенное решение: ребенку предложить игру в физкультурном центре, трудовое поручение, организовать подвижную игру с детьми. Родителям предложить парковать машину чуть дальше от детского сада, пройтись или пробежаться  с ребенком от машины до сада.

Ситуация 2 (старшая группа)

Пятилетняя девочка, не может уснуть во время дневного сна в детском саду, и просит воспитателя дать ей ее куклу.

Вопрос: Как поступить воспитателю?

Предложенное решение: если ребенок вновь прибывший – в этом случае можно разрешить взять куклу, а через несколько дней предложить уложить куклу спать в игровом уголке. Если ребенок ходит в сад давно и знает правила, то лучше уговорить ребенка послушать сказку о ее любимой кукле.
Ситуация 1 (подготовительная группа)

В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает.

Вопрос: Какие действия может предпринять воспитатель, чтобы повернуть детей к отверженному мальчику.

Предложенное решение: предлагаем научить ребенка делать что-то лучше других детей, например, завязывать шнурки. А затем хвалим ребенка и ставим в пример другим детям, просим его научить товарищей.

Ситуация 2

Маша, во время передвижения детей по коридору детского сада на какое-либо занятие, постоянно кричит «Побежали», дезорганизует детей и увлекает их за собой. После соответствующей беседы воспитателя, обещает больше так не делать, но в следующий раз ситуация повторяется.

Вопрос: Как поступить воспитателю?

Предложенное решение: предлагаем ребенку помочь воспитателю – подготовить материалы, что-то передать, отнести, проследить за кем-то и др. Конечно, добиваться выполнения определенных правил.

Ситуация 1 (подготовительная группа)

Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т.к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы.

Как организовать работу с родителями Сережи?  Что можно предложить бабушке?

Предложенное решение: провести консультацию для родителей ребенка «Воспитываем самостоятельность»: отправляем фотоотчет как одет ребенок на прогулку для родителей, предлагаем родителям посетить режимный момент «подготовка к прогулке».

Ситуация 2

Витя не хочет идти на занятие в музыкальный зал, объясняя это тем, что устал на тренировке по хоккею.

Вопрос: Как поступить воспитателю?

Предложенное решение: договориться с ребенком о том. Что на музыкальном занятии он отдохнет, так как это другой вид деятельности.

Ситуация

Кирилл (6 лет), придя в музыкальный зал, насупился, сложил руки в замок, отказывается петь и выполнять музыкально-ритмические упражнения, объясняя тем, что у него плохое настроение.

Вопрос: Что может предпринять музыкальный руководитель в этой ситуации? Возможно ли здесь использовать художественное слово, присказку? Приведите пример.


Предложенное решение: Возможно применить художественное слово, например: Нехочуха все ревет, не танцует, не поет, мы его развеселим, ему скучать мы не дадим. Возможно использовать игры «Поймай смешинку», «Передай улыбку другу», «Коммуникативное приветствие песенкой». Но некоторых детей целесообразно оставить в покое и, как правило, они сами изменят свое настроение в ходе занятия и включатся в деятельность.

Ситуация

Кристина (6 лет), выполняя рисунок на занятии по ИЗО, неожиданно расплакалась и бросила кисть со словами: «У меня не получается, не буду больше рисовать».

Вопрос: Что может предпринять педагог ИЗО в этой ситуации? Возможно ли здесь использовать художественное слово, присказку? Приведите пример.

Предложенное решение: Я рисую

1.

Желтый цвет какой-то странный,
Он не черный и не алый,
Он не синий и не белый,
Очень яркий, очень смелый.

Желтым солнце нарисую.
Я люблю весну такую,
Снег растает без следа
И появится листва.

Цвет зеленый — это лето,
Стало жарко вдруг при этом.
Цвет надежды, цвет удачи,
Разве может быть иначе?

Все, что сердцу будет милым
Нарисую ярко-синим,
Нарисую ярко-красным,
Чтобы жизнь была прекрасной.

Кто сказал, что черный мрачен?
Может это цвет удачи,
Или чистый или грязный,
Он бывает очень разный.

Цвет дождя, конечно, серый,
И не черный, и не белый,
Лучше будет пусть цветной,
Сумасшедший, озорной.

Цвет лиловый — это тучи,
Ведь лиловый цвет могучий,
Осенью или зимой
Гонит нас скорей домой.

Цвет коричневый — цвет почвы.
Это знаю очень точно,
Теплый цвет, почти родной
И для сердца дорогой.

Голубым раскрашу небо,
Золотистым поле хлеба,
Темно-синим васильки,
А каким раскрасишь ты?

2.

Я рисую на песке,
Словно мелом на доске.
Просто палочкой черчу
Все, что только захочу.

Это ежик, это кит,
Это бабочка летит…
Места здесь — для всех ребят!
Все рисуют, все творят!

Ситуация

У Левы (5 лет) на занятии по физкультуре не получается правильно выполнить прыжок с места (Метание мяча или др.упраж.), он начинает плакать.

Вопрос: Что может предпринять инструктор по физкультуре в этой ситуации? Возможно ли здесь использовать художественное слово, присказку? Приведите пример.

Предложенное решение: Чудесная страна спортландия, страна здоровья, красоты и грации, страна терпенья, силы, воли, страна побед, страна мечты. Но в эту чудную страну не каждый попадает, лишь только тот, кто любит спорт, и верно по пути идет. Хочешь ли ты Лева попасть в эту замечательную страну? Ты готов приложить усилия? Затем еще раз сделать показ выполнения упражнения, предложить ребенку повторить это упражнение поэтапно.

Ситуация

Даниил отказывается идти на занятие к логопеду, объясняя тем, что еще не поиграл.

Вопрос: Что может предпринять логопед в этой ситуации? Возможно ли здесь использовать художественное слово, присказку, игровую ситуацию? Приведите пример.

Предложенное решение: Художественное слово использовать можно как дополнительную мотивацию к занятию, например: «В сказочном домике-ротике жил-да-был чудесный язычок, он умеет превращаться и в лопатку, и в иголочку, и в трубочку, и  в чашечку».

Можно предложить провести эксперименты с язычком; поиграть в кабинете в какую-либо игру; заинтересовать важным поручением,  призом.

Подведение итогов гостиной

Уважаемые педагоги, вы предложили большое количество решений в разных ситуациях, но, я надеюсь, вы согласитесь, что художественное слово, присказки, игра оживляют процесс воспитания, делают его более непринужденным. Поэтому у педагога ДОУ должны в «памяти» несколько коротких стихов, присказок или интересных игр для детей на разные  педагогические случаи, чтобы их можно было использовать «здесь и сейчас». Поэтому предлагаем вам еще раз просмотреть картотеки художественного слова к режимным моментам, выбрать понравившиеся и выучить их  наизусть. Желаем успехов!