Цель: формирование фонематического восприятия, коррекция и развитие основных компонентов речи, предупреждение недостатков чтения и письма.
Задачи:
- Обучающая:
- Расширять представления о звуке и букве Ч.
- Закреплять знания об орфограмме ЧА-ЧУ.
- Развивать и активизировать словарный запас, навыки словоизменения и словообразования.
- Коррекционная:
- Закреплять связи между фонемой-артикулемой-графемой-кинемой.
- Формировать умение действовать по плану.
- Развивать память, внимание и воображение.
- Воспитательная: Формировать мотивацию к коррекционной работе.
Ход занятия
1. Орг. момент «Будем друг-другу во всем помогать».
- К нам сегодня в гости приехал Чиполлино. Он сегодня узнал, что злодеи похитили у Буратино Золотой ключик и спрятали в укромном месте. Чиполлино решил отыскать ключик, но одному ему не справиться, поэтому он просит нас о помощи. Согласны?
- Сегодня вы будете Супер-агентами. /выдаются кепки/.
- Что мы будем необходимо делать Супер-агентам? /обратиться к экрану задач/
2. Артикуляционная гимнастика
- Как и всем Супер-агентам, нам необходимо провести разминку /зеркала, аудиозапись стихотворения/
Слова |
Упражнения арт. аппаратом |
Упражнение пальчиками |
По кочкам, по кочкам |
«Качели» |
Большим и указательными пальцами - «по клавишам» |
По тоненьким досочкам |
«Чистим зубки» |
Указательным и средними пальцами - «шаги» |
Язычок наш прискакал |
«Лошадка» |
«Щелчки» |
Но ни чуточки не устал |
«Часики» |
Указательными пальцами – «отрицание» |
Превратился в кошку |
«Кошечка» |
Выгибаем ладони – сжимаем кулачки |
Отдохнул немножко |
«Блинчик» |
Ладони на столе |
Поиграл на дудочке «Ду-Ду-Ду» |
«Дудочка» - «Заборчик» |
Ладонями образуем кольцо -разгибаем |
И подул он в трубочку «Фу-Фу-Фу» |
«Трубочка» |
Дуем прикрываем ладонью губы (3 коротких, 3 длинных) |
- Молодцы! Из вас получаться отличные Супер-агенты! /выдаются жетоны агента/
3. Выделение звука "Ч"
- Чиполлино запомнил символы с карты, на которую грабители наносили план поиска ключа /показать план/.
- Нам будет в поисках помогать звук, а какой, вы скажете мне, когда послушаете стихотворение, которое сочинил Чиполлино:
В нашей черной бочке ни соленые грибочки,
Ни яблочки моченые, ни огурчики перченые
Там живет ручной сверчок - то стрекочет, то молчок.
- Какой звук чаще всего встречался?
- Почему Чиполлино выбрал звук Ч, чтобы найти ключ?
- Где находится звук Ч в имени Чиполлино? /использовать конструктор ЛЕГО/
- В слове ключ?
- На что похож звук Ч?
- Стрекочет кузнечик
- Чихает человек
- «помолчим»
- Чертим, режим ножницами
4. Уточнение артикуляции звука "Ч"
- Познакомимся со звуком Ч по ближе, ведь нам с ним предстоит долгое путешествие.
- Как его произносим? /используем карточки – символы и зеркала/
Губы рупором (вытянуты и округлены);
Зубы разомкнуты;
Кончик языка за нижними зубами, спинка языка на бугорках – создает преграду (согласный звук);
Воздушная струя – прерывистая, теплая
Воздух, преодолевая преграду опускает спинку языка вниз (смычно-щелевой); Голосовые связки не вибрируют, колокольчик не звенит (звук глухой).
- Какой характер у звука? Нежный или грубый? Яркий или не очень? На что похож, на мягкую шелковистую травку или на холодный лед. /мягкий звук/. Может ль замерзнуть и стать твердым?
- Каким бы цветом вы нарисовали настроение, которое вызывает звук Ч (д/з - рисунок).
(Вывод: полная характеристика звука ч).
5. Соотнесение звука с буквой
- Итак, в путь!
- Кто запомнил I пункт назначения «Заросли черемухи».
- Что такое черемуха?
- Какой 1-й звук в слове черемуха? Какой буквой он обозначается? На что похожа буква " Ч", напечатанная в книге?
Да, вы правильно решили/
Ч – похожа на четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя /показать печатную букву/
Буква Ч сказала «Есть»!
Отдала кому-то честь. (смотрит влево, отвернулась от карандаша, отдает честь впереди стоящей заглавной букве) /рассмотреть букву из бархатной бумаги, приклеят ее на картон повернув к красной лини слева, пригладить/
- На что похожа прописная буква "Ч"?
Чайка в небе прокричала (крылья впереди, хвост сзади).
Пароход волна качала (волны соединяются).
/Показать изображение прописной буквы/
Прописать в воздухе букву "Ч", двигая всей рукой от плеча.
Прописать, поставив локоть на стол, двигая только кистью руки.
- Чтобы пройти через заросли черемухи необходимо раздвинуть веточки и найти среди них буквы: ч– печатную, ч- прописную. Обвести правильные буквы. Индивидуальная проверка.
6. Физминутка
Ча-ча-ча - дали зайцы стрекоча. (поскоки)
Чу-чу-чу - зайцев я догнать хочу. (бег на месте)
7. Составление и чтение слогов
- Какие слоги нам встретились в физминутке? А если мы их запишем, какие гласные нам понадобятся? Почему? (Ча-Чу – пиши с А и У) /показать табличку с правилом/.
- Чтобы пройти II пункт нам также понадобятся слоги.
- Кто помнит II-й пункт плана? (река)
Река очень широка, река очень глубока.
Чтоб стала она уже, звук Ч добавить нужно.
Из большой реки получим что?... маленькую речку
- Из слогов мы построим мост – мосточек.
/составляем слоги/.
СГ |
ГС |
СГС |
ГСГ |
Получился мостик + перила = чтение слоговой таблицы по типу:
- Для чего нужны слоги? Может быть получатся слова из слогов?
(Вывод: из слогов образуются слова).
8. Звукобуквенный анализ слов
- Кто помнит III пункт плана? (мрачное болото) - /схема болота/
- По кочкам пройдем через мрачное болото, наступать можно только на те кочки – картинки, в названиях которых есть звук Ч.
Картинки: часы, пчела, мяч, бабочка, чайник, свеча, заяц, стул.
Графический диктант: «Супер-агенты – шифровщики»
- Зашифруем наш путь, чтоб не кто не догадался кроме нас. /Сам. Раб. в тетрадях – ч1, ч2, ч3, ч5, ч1, ч4/ Проверка хором.
- А по остальным кочкам можно пройти?
- А вот Чиполлино думает иначе, но только он не может собрать подсказки из рассыпавшихся букв. Помогите ему. /составление слов из букв, запись слов в тетрадь, нарисовать домики для букв/.
Зайчик, стульчик. Взаимопроверка
- Что получилось? (уменьшились предметы на картинках и получили ласковое название). Кто им помог?
(Вывод: звук ч помогает образовать уменьшительно-ласкательную форму слов).
9. Словообразование
- Кто помнит IV пункт плана? (дремучий лес).
10. Физминутка
- Встали, показали, как качаются деревья в лесу «Кач-Кач» (Руки вверх, переступаем с одной ноги на другую, покачиваясь). Музыка.
- В лесу темно - сделаем разминку для глаз.
- Теперь можно идти по лесу. В лесу живут разные звери. Чтобы с ними подружиться нам нужно определить где чей хвост /картинки зверей/ - волк – волчий, белка – беличий, заяц – заячий, у лисы - … (лисий). Чтоб лисица не расстроилась, давайте ее ласково назовем (лисичка) и подарим букет цветов.
(Вывод: звук ч помогает образовать новые формы слов.)
11. Работа над предложением
- Последний пункт плана какой? (цветочная поляна).
- Чтобы собрать цветы нужно составить предложение из слов, записанных на лепестках. /Цветы с отрывными лепестками/.
В траве стрекочут кузнечики.
- Сколько слов в предложении? Какого слова не хватает? Как оформляется предложение?
/Составить предложение, записать на доске и в тетрадях/.
Работа над предложением.
- Выделите звук ч в словах. Самопроверка.
- Назовите слово-предмет, слово-действие.
12. Итог
- Молодцы! Вы добрались во время и благополучно к шкатулке с ключом. Какие преграды встретились на пути?
- Вам понравилось путешествие? С каким звуком мы путешествовали? Расскажите о звуке и букве Ч, что запомнили?
- А ключ этот понадобиться нам на следующем занятии.