Из опыта работы преподавателя отечественной литературы Санкт- Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий Серовой Татьяны Вадимовны.
Урок рекомендован старшеклассникам и студентам 2 курса (после 11 класса) техникума.
Методическая разработка к разделу «Современная поэзия переходного периода (конец 20- начало 21 века) Основные направления. Исповедальный характер лирики Александра Городницкого. Сборники стихов «Легенда о доме», «Различие в возрасте».
Современная литература многообразна. Перед преподавателем стоит задача- представить творчество нашего современника, показать, как продолжаются традиции русской литературы, а для этого необходимо погрузить в поэтику (что мы и сделали, работая над стихотворениями).
Вторая задача, стоящая перед учителем- «приблизить» слушателя к личности поэта. Не на уровне «желтой прессы», о чем изобилуют соответствующие журналы и ток-шоу. А на высоком, гражданском уровне, чтобы ребята гордились своим современником, достойным человеком, ученым, поэтом.
Александр Моисеевич Городницкий родился в Ленинграде на Васильевском острове в далеком 1933 году, детство провел в Коломне, пережил самую страшную голодную и холодную зиму 1941- 1942 года, вместе с мамой эвакуирован в Омск, где на военном заводе работал отец. Семья вернулась в Ленинград в 1945 году. Детство в лирике осмыслено как жизненный фундамент, определивший дальнейшую жизнь. Впечатления ранних лет связаны с обликом города, узнаваемостью в топонимике, в знании мифов и реалий города. Поэтический взгляд на Ленинград – очень индивидуален, автобиографичен, даже родственен. Лирический герой воспринимает город не только как место рождения, но и как соучастника всего пережитого, как воспитателя, учителя, которому безмерно благодарен.
Задание 1.
Предлагаю послушать стихотворение «Атланты» А. Городницкого и определить мотив стихотворения, ставшего песней. Ответы:
- о нашем городе,
- о судьбе человечества;
- пацифистический мотив;
- о каждом из нас, человек должен быть атлантом;
- о том, что ты не одинок;
- несмотря на то, что я впервые слышу это стихотворение, оно вселяет надежду;
- если плохо, надо прийти к атлантам, которые без устали держат небо.
Слово преподавателя: такие разные ответы и со всеми хочется согласиться. Каким представляете автора?
Ответы- мужественным, любящим наш город, надежным человеком, многосторонним, очень талантливым и всесторонне образованным.
Самое удивительное, что когда автор, Александр Моисеевич написал стихотворение, позднее ставшее песней и официальным гимном Эрмитажа ( в октябре 2018 года), оно ему совершенно не понравилось! И только спустя 2 года, в 1965 году, оно впервые прозвучало и сразу стало неофициальным гимном нашего города.
Задание 2.
Предлагаю сравнить две литературные справки, выбрать более точную, удачную: вариант 1
Александру Городницкому – 85 лет! Александр Моиссевич Городницкий. Родился 20 марта 1933 года в Ленинграде в семье служащих. С сентября 1941 года – апрель 1942 (самая трудная и голодная зима) жил в блокадном Ленинграде. В 1951 году окончил школу с золотой медалью. В том же году поступил в Горный институт на факультет геофизики. Автор более 30 научных книг по геофизике. Член Союза писателей России ( с 1972 ), член международного Cоюза писателей – маринистов. Лауреат Царскосельской литературной премии 1998) и национальной премии «Благодарность». Именем Городницкого названа планета солнечной системы.
Вариант 2
Уроженец петербургской Коломны. Выпускник Горного института. Геофизик, океанолог. Автор 230 научных статей, 8 монографий. Около пятнадцати лет провел в экспедициях в Заполярье. Участник экспедиций по поискам Атлантиды. Много раз спускался на дно морей и океанов. Доктор физико – математических наук, мореплаватель, исходил почти все океаны планеты. Академик. Почти полвека назад написал первое стихотворение «Геофизический вальс», его песни запели геологи и летчики, альпинисты и моряки. Все, кто любит жизнь. Стихотворение «Атланты» стало неофициальным гимном нашего города.
Вывод (после обсуждения): Первая справка включает хронологические периоды жизни поэта. Вторая- делает упор на достижения(профессиональные и литературные) и ближе к публицистическому стилю. Обе справки содержат необходимые сведения для изучения биографии поэта. Нет повторов. Следовательно, следует объединить обе справки, что позволит увеличить информационный материал о поэте.
Соглашаюсь с ребятами, советую познакомиться с сайтом А.Городницкого, который содержит сведения не только биографического характера, но и библиографию, фильмографию поэта.
Задание 3.
Работа в группах. Комментарий учителя: каждая группа работает над предложенным стихотворением. Следует после ознакомления со стихотворением ответить (после обсуждения в группе) на вопросы.
Группа I. Стихотворение «Монолог маршала».
- Прочитайте внимательно стихотворение. Подготовьте чтеца.
- О каком маршале идет речь? Почему в стихотворении 8 раз звучит местоимение «Я»?
- Найдите антитезу в первой строфе. Объясните ее.
- Попробуйте найти кульминацию стихотворения. В чем раздвоенность душевного состояния лирического героя?
- Сопоставьте стихотворение Городницкого с с отрывком из стихотворения И. Бродского «На смерть Жукова»:
Сколько он пролил крови солдатской
В землю чужую! Что ж горевал?
Вспомнил ли их, умирающий в штатской
Белой кровати? Полный провал.
Что ж он ответит. Встретившись в адской
Области с ними? «Я воевал».
После обсуждения в группе напишите развернутый ответ: как поэт изображает двойственность в характере маршала, внутреннюю борьбу? Кто из двух поэтов-Бродский или Городницкий выступает «грозным судией»?
МОНОЛОГ МАРШАЛА
Я- маршал, посылающий на бой
Своих ушастых стриженых мальчишек.
Идут сейчас веселою гурьбой,
А завтра станут памятников тише.
В огонь полки гоню перед собой
Я маршал, посылающий на бой.Я славою отмечен с давних пор,
Уже воспеты все мои деянья.
Но снится мне зазубренный топор,
И красное мне снится одеянье,
И обелисков каменная твердь.
Я – маршал, посылающий на смерть.Пока в гостях бахвалится жена,
один бреду я по своим хоромам,
И звякают негромко ордена
Неугомонным звоном похоронным,
И заглушить его мне не суметь.
Я – маршал, посылающий на смерть.Не знающему робости в боях.
Немало раз пришлось мне нюхать порох.
Но странный я испытываю страх
В пустых соборах и на школьных сборах.
И объяснить его мне не суметь.
Я- маршал. Посылающий на смерть.
И мне не крикнуть совести: «Не сметь!»
Я маршал, посылающий на смерть. 1967
Ответ (после обсуждения в группе и чтения вслух одним из студентов)
Речь идет о маршале Г.К.Жукове, который «выиграл» войну, как говорили солдаты. Это монолог, поэтому 8 раз звучит «Я», попытка разобраться со своей совестью.
Антитеза-«идут сейчас веселою толпой, а завтра станут памятников тише».
Сразу представляешь документальные кадры, на них мобилизованные, они еще не знают, что их ждет, что многие не вернутся…, превратившись в камень.
Кульминация в трех последних строчках:
Я- маршал. Посылающий на смерть.
И мне не крикнуть совести:» Не сметь!»
Я –маршал, посылающий на смерть.
Раздвоенность в том, что он вынужден это делать. Он не убийца. Это война. Спустя годы пришло осознание. Кто знает, может без приказа : Ни шагу назад мы бы не выиграли войну?
К сожалению, Бродский в стихотворении «На смерть Жукова» выступает «грозным судией». Дело в том, что Бродский был подростком во время войны, он не воевал, возможно воспоминания отца- фронтовика сформировали такое осуждающее отношение к Жукову. И последние слова :Я воевал» звучат как оправдание.
Группа 2. Стихотворение «Очередь»
Подготовьте чтеца. Вдумайтесь в название стихотворения. Рождаются ли у вас какие- то ассоциации с этим словом?
- Свой творческий вечер в библиотеке «Старая Коломна» (март 2015 год) А.Городниций начал именно с этого стихотворения. Подумайте, почему.
- Какие приметы того времени и топонимику, указывающую на район Коломны, мы находим в стихотворении?
- Отрывок из стихотворения Ахматовой:
Я была с моим народом там,
Где мой народ ,к несчастью, был.
Найдите строки в стихотворении Городницкого, в которых та же жизненная позиция. Объясните ее.
- Стихотворение названо привычным для того времени словом. Как бы вы, люди из другого поколения, назвали его?
(Справка: Коломной до сих пор старые петербуржцы называют отдаленный район в центре города , бывшая окраина– конец Фонтанки, канала Грибоедова (Екатерининский канал)
ОЧЕРЕДЬ
Я детство простоял в очередях,
За маслом, керосином или хлебом,
В том обществе, угрюмом и нелепом,
Где жил и я, испытывая страх.
Мне до сих пор мучительно знаком
Неистребимый запах керосина,
Очередей неправедный закон.
Где уважают наглость или силу.
Мне часто вспоминаются во сне
Следы осколков на соседнем доме
И номера, записанные мне
Карандашом чернильным на ладони.
Тот магазин. Что был невдалеке.
В Фонарном полутемном переулке,
Где карточки сжимал я в кулаке.
Чтоб на лету не выхватили урки.
Очередей унылая страда.
В дожди и холода
назябнув за день,
Запоминать старался я всегда
Того, кто впереди и сзади.
Голодный быт послевоенных лет
Под неуютным ленинградским небом,
Где мы писали на листках анкет:
«Не состоял, не привлекался, не был».
Но состоял я, числился и был
Среди голодных, скорбных и усталых
Аборигенов шумных коммуналок.
Что стали новоселами могил.
И знаю я – какая ни беда
Разделит нас, народ сбивая с толка,
Что вместе с ними я стоял всегда
И никуда не отходил надолго.
Работа группы.
Слово «очередь» - это наша городская особенность. Родители рассказывали, как отоваривали талоны в очередях в 90-е годы. Мы в очереди стоим только в супермаркетах. Поэт начал свое выступление этим стихотворением потому, что 2015 год – это семидесятилетие со дня Победы.
Топонимика- Фонарный переулок, ленинградское небо.
Приметы времени- запах керосина, осколки на соседнем доме, урки, номера на ладони, аборигены коммуналок, листки анкет (все требует комментария).
Ахматовская мысль звучит в последних строчках:
И знаю я – какая ни беда
Разделит нас, народ сбивая с толка.
Что вместе с ними я стоял всегда
И никуда не отходил надолго.
Ответ на последний вопрос- «Очередь», «Вспоминая детство».
Группа 3. Стихотворение «Матюшкин»
- Подготовьте чтеца. Найдите в поисковой системе сведения о лицейских приятелях Пушкина (краткая справка).
- В стихотворении «19 октября 1825 года » найдите строки, посвященные Матюшкину.
- Внимательно перечитайте стихотворение Городницкого. Что значит: »дальновиднее из них был мореплаватель Матюшкин»? Какую роль играет отрицательная частица «НЕ» в стихотворении?
- В каких строчках звучит пушкинский парафраз? Почему автор к нему прибегает?
- Какие черты Матюшкина близки лирическому герою стихотворения?
- Проследите смену настроения в стихотворении. Объясните ее.
- Объясните слово «секстант».
- Почему наш современник героем стихотворения делает приятеля Пушкина, человека из другой эпохи? (развернутый коллективный ответ)
МАТЮШКИН
Вольховский, первый ученик,
Князь Горчаков и гений Пушкин…
Всех дальновиднее из них
Был мореплаватель Матюшкин,
Что поручив себя волнам,
Сумел познать все страны мира,
И жаль, что он известен нам
Лишь как лицейский друг поэта.
Не дал он (не его вина)
Законов мудрых для державы,
За стол багряного сукна
Не приглашал его Державин,
но вне покинутой земли
Такие видел он пейзажи,
Каких представить не могли
Ни Горчаков, ни Пушкин даже.
Жил долго этот человек
И много видел ,слава Богу,
Поскольку в свой жестокий век
Всему он предпочел дорогу.
И к новым нас зовя местам,
От всех сомнений панацея,
Зеленый бронзовый секстант
Пылится в комнатах лицея 1977
Ответ.
Горчаков Александр Михайлович – по окончании лицея был награжден малой золотой медалью, Дипломат, канцлер Российской империи, именно Горчаков был тем «несчастным», по словам Пушкина, кому пришлось праздновать день Лицея в одиночестве, дожил до 1883 года (пережив всех лицеистов).
Вольховский Владимир Дмитриевич, при выпуске из Лицея был награжден большой золотой медалью. Блестящий офицер, участник сражений на Кавказе, награжден золотой шпагой «За храбрость».
Пушкин Александр Сергеевич – великий русский поэт.
Матюшкин Федор Федорович – приятель Пушкина, единственный из лицеистов стал мореплавателем. Отрывок из стихотворения «19 октября 1825 года»:
Счастливый путь!
С лицейского порога
ты на корабль перешагнул шутя,
И стой поры в морях твоя дорога
О, волн и бурь счастливое дитя.
Отрицательная частица указывает, что можно не быть дипломатом, как Горчаков («законы мудрые»), не быть поэтом, как Пушкин (Державин присутствовал на переводном экзамене и был в восторге от стихов пятнадцатилетнего поэта )
«В свой жестокий век восславил я свободу» . У Городницкого – дорогу. Матюшкин тоже нашел себя в жизни- он стал великим мореплавателем, вместе с Врангелем исследовал Северно-Ледовитый океан, сделал открытия. Городницкому, исследовавшему тайгу и океан, это очень близко. Он сожалеет, что потомки вспоминают Матюшкина, так много сделавшего для науки, только как лицейского приятеля Пушкина. Об этом напоминает хранящийся в лицейском классе секстант (прибор для измерения высоты солнца над горизонтом).
Настроение меняется так: в начале стихотворения оно ровное, повествовательное, мы вспоминаем тех, кто оставил след в культуре и истории России. Затем поэт с восторгом говорит о том, что ему очень близко- «такие видел он пейзажи», «и много видел», «предпочел дорогу». Заканчивается стихотворение грустью, сожалением, что прибор в музее напоминает нам об этом сподвижнике.
Группа 4.
Стихотворение »Памятник».
- Подготовьте чтеца. Вспомните традицию создания в русской поэзии стихотворения с таким названием. Объясните ее.
- Внимательно прочитайте стихотворение. Подготовьтесь к выразительному чтению.
- В чем автобиографизм стихотворения? Соберите материал о лирическом герое.
- В какой строке автор вступает в полемику с Пушкиным в одноименном стихотворении? (воспользуйтесь текстом пушкинского стихотворения). Объясните этот спор.
- О какой «господней милости» просит автор?
ПАМЯТНИК
Я обошел все континенты света,
А город мой все тот же с давних пор,
Там девочка, склонясь у парапета,
Рисует мост, решетку и собор.
Звенят трамваи, чаек заглушая.
Качает отражения вода.
А я умру, и «часть меня большая»
Не убежит от тлена никуда.
Моих стихов недолговечен срок.
Бессмертия мне не дали глаголы.
Негромкий незапомнившийся голос
Сотрут с кассет, предпочитая рок.
Прошу другого у грядущих дней,
Иная мне нужна Господня милость,-
Чтобы одна из песен сохранилась,
Став общей безымянной, не моей.
Чтобы в глухой таежной стороне,
У дымного костра или под крышей,
Ее бы пели, голос мой не слыша
И ничего не зная обо мне.
Ответ.
Традиция берет начало с творчества Г.Р.Державина и А.С.Пушкина(«Памятник»). Это тема поэта и поэзии. Лирический герой- путешественник, ученый, был на всех материках, даже в Антарктиде. Но город он называет «своим», вспоминает мост, решетку (Летнего сада, а может Сан-Галли?)
Мы слышим пушкинские и державинские отголоски-(«тлен, часть меня большая не убежит», «милость»).
У Пушкина уверенность: »Весь я не умру…». Городницкий как человек науки, понимающий, что все станет тленом, спокойно говорит, что умрет, что исчезнет голос с кассет, что бессмертие ( в отличие от Пушкина ) он не заслуживает, слишком скромен его «стихов слог».
Милость, о которой он мечтает, чтобы его песни, его мысли, его открытия (не научные!) звучали в любимой обстановке: в тайге, в горах, у костра. И знать его имя совсем не обязательно…
IV.Особенности поэтики (результат работы на уроке, обобщение.)
- Поэт часто повторяет: текст важнее мелодии, песни- одно, а стихи – другое. Песни – это то, «что со всеми вместе».
Стихи – это то, «что наедине с собой!»
Не владея ни голосом, ни гитарой, он не поет свои произведения на концертах. Тем не менее, большинство текстов стали песнями. По словам Льва Аннинского, эти песни бежали по стране «магнитной лентой», их пели у костров, в уютных квартирах интеллигентов, в поездах, чередуя с песнями – бардов: Б. Окуджавы, Ю.Визбора. Вам следует ответить, в чем притягательность лирики поэта? ( Ответ – лирика, обращенная в драму). - Главной темой лирики Городницкого является Российская история. Он, ученый с мировым именем, не мог представить свое существование ни в одной благополучной стране мира. Выбрана Россия: «И все- таки с детства люблю я, хоть плачь, проселки и серое небо над ними. И эту любовь у меня не отнимет ни пьяный погромщик, ни Бог, ни палач».
- В его творчестве произошла трансформация исторического факта в поэтическую идею («Кладбище Сен – Женевьев –де – Буа», «Матюшкин, «Теркин в Чечне», «Донской монастырь». Он, по словам. Л.Аннинского», поднимает из гробов русское дворянство» и пред нами выстраивается Россия Пушкина, Чаадаева, Дельвига, Батюшкова, Матюшкина, Карамзина, Кюхельбекера , Пущина. Почему поэт считает их современниками?
- Стихи о нашем времени наполнены героическим романтизмом («Песня полярных летчиков», «Пиратская», «Тени тундры» «Шотландская песня», «Теркин в Чечне». «В его судьбе сошлись две линии: мечта и опыт, бунт против внутреннего рабства, понимание, сколь глубоко заложено оно в душу» (Аннинский). Не случайно, именно А.Городницкий стал первым обладателем премии Булата Окуджавы.
- Композиционно поэт выстраивает стихотворение, прибегая к повествованию (рассказ), кульминация или открытие как последний аккорд звучит, как правило, в последней строфе.
V. Познакомьтесь с отрывками из интервью с корреспондентом газеты «Аргументы недели» Сергеем Рязановым.
Методика проведения: можно заранее подготовить двоих студентов, учеников, которые проведут диалог. Остальные – слушают. На доске- задание:
Какой из вопросов- ответов вы считаете
- открытием;
- разговором с интересным современником;
- продолжением «вечного» диалога с поэзией?
- предложите свою формулировку
По окончании прослушанного диалога выбирают один из вариантов (а, б,в) Могут предложить свою формулировку.
1 вопрос: Вы избрали океан сферой научных интересов просто ради образа жизни?
Ответ: Да. Ради возможности плавать в океане, погружаться на дно. Океан – это колыбель жизни. Жизнь умрет на суше, но не в океане, и оттуда снова придет на сушу. Меня всегда поражал такой факт: у океанской воды и человеческой крови абсолютно одинаковый химический состав.
2 вопрос: что важнее- научный флот или свобода?
Ответ: свобода. Двух мнений для меня здесь быть не может. При наличии свободы рано или поздно появится научный флот.
3 вопрос: когда Бродского судили за тунеядство, он сказал: «Я работал – писал стихи». Достаточно ли быть просто поэтом?
Ответ: более чем достаточно. Если бы Эйнштейн не открыл теорию относительности, это сделал бы кто-нибудь другой. Наука движется поступательно. А вот за Бродского, Пушкина или даже за Батюшкова никто бы не написал так, как они. Поэтому искусство – самая благородная работа.
4 вопрос: У меня почему – то прежде всего вы ассоциируетесь со стихотворением «Я палил из карабина»
Ответ: Я много глупостей делал в жизни, но тот случай, слава Богу, не стал трагическим. В 1962 году под Игаркой мне при шлось защищать женщину от группового изнасилования пьяными блатарями. Я стрелял в них. Поэт не может стать убийцей, или он не поэт; исключений нет и быть не может.
5 вопрос: на Болотной площади очень не хватало «шестидесятников ». Вас не позвали на митинг?
Ответ: Я тогда не был в России. Да и вряд ли согласился бы. Да, были Дима Быков, Юра Шевчук. Но мое место как поэта – не на митинге. Главная проблема – изжить «рабский ген».
6 вопрос: а как его изжить?
Ответ: Все пройдет. «Оттепели и похолодания» могут чередоваться, но в целом Россия движется в правильном направлении.
Слушаем каждого! (равнодушных нет)
Назовите главный, с вашей точки зрения, ответ поэта А.Городницкого, нашего современника:
- поэт не может быть убийцей;
- изжить в себе раба;
- наука движется поступательно;
- океан-это колыбель жизни;
- у океанской воды и человеческой крови один химический состав;
- жизнь умрет на суше, но не в воде;
- атланты – символ нашего народа;
- жизнь все равно возродится;
- «не крикнуть совести :не сметь»
- Россия движется в поступательном направлении;
- искусство- самая благородная работа;
- «предпочти свою дорогу»
- уметь держать небо (все, что дорого)
Слово преподавателя:
Александр Моисеевич давно живет в Москве, но свой день рождения всегда отмечает в родном городе. Советую ребятам в марте следить за афишами. И ждать встречи с поэтом в библиотеках и театральных площадках города.
Использованная литература:
- Аннинский, Л.А.Горький дым [Текст]/Л.Аннинский // Аннинский Л.А.Барды.- М.: Согласие, 1999.-С.44-68
- Истомин, С.Знаменитые барды России [ Текст]/С. Истомин, Д.Денисенко .-М .: Вече, 2002 .- С. 191- 200
- Камша , В. Геофизика и лирика [Текст]/ В.Камша//Город - 2013.- №10.- С. 28-30.
- Городницкий А. Легенда о доме[Текст ]: Избранные стихотворения и песни / А. Городницкий.-СПб.: Азбука классики, 2010 .- 285с.
- Рязанов, С.Океан мысли[Текст ] /С. Рязанов//Аргументы недели.-2013-4 апр. (№13 (355)).-Океан мысли.
- Ляпина Л.Е Мир Петербурга в русской поэзии: аспекты исторической поэтики.- СПб.:РГПУ им. А.Герцена, 2018.-199с
- Городницкий А. Различие в возрасте :Избранные стихотворения и песни/А.Городницкий .-СПб.2018.-131с.
- www.gorodnitsky.com