Урок русского языка в 4 классе "Время глагола"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: УМК «Школа России»


Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Цель урока: найти и усвоить способы определения времени у глаголов, актуализировав знание о временных формах глагола.

Задачи:

  • повторить о глаголе как о части речи, вспомнить временные формы глагола;
  • способствовать развитию умения определять и различать временные формы глагола и правильно их употреблять в речи;
  • воспитывать в учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Слайд 1. Презентация

- Ребята, какой сегодня прекрасный день! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте наших гостей. Пусть этот урок подарит вам радость открытия новых знаний и радость общения.

II. Словарная работа

- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.

1) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета.)

2) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата.)

3) Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины,
И питается бензином! (Автобус.)

4) На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (Горох )

5) Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец.)

6) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене –
Найдётся сразу дело мне. (Лестница.)

Проверка с проговаривание орфограмм: безударный непроверяемый гласный. Все орфограммы такие? (Нет. В последнем слове - непроизносимый согласный). Света Сухорукова.

III. Подготовка к изучению нового материала

- А теперь загадку прочитайте на слайде.

Слайд 2. На экране:

Оно и б__жит, оно и л__тит,
Оно и быстротечно, оно и бесконечно.

- Какая орфограмма пропущена? (Проверяемая безударная гласная)

- Как ее проверить? (Поставить слово так, чтобы на нее падало ударение. Худынин Егор подберёт проверочные слова.)

- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. Запишите предложение с экрана, вставьте пропущенные буквы.

- Что общего в словах, в которых пропущена орфограмма? (Это глаголы)

- А кто догадался, о чем идет речь в этой загадке? (О времени)

- А что такое время? (….)

- Поработайте в группах и найдите определение этого слова в толковом словаре учебника.

- Готовы? (Нет такого определения на с.156)

- Прочитайте, пожалуйста, определение времени из толкового словаря Ожегова, который у нас в классе всегда стоит в шкафу.

ВРЕМЯ - многозначное слово.

1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.
2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени (который час).
3. Промежуток той или иной длительности, в к-рый совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени.
4. Определённый момент, в который происходит что-н. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.
5. Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые времена).
6. Пора дня, года. Вечернее в. В. детское (взрослым ещё рано ложиться спать; разг.).
7. Подходящий, удобный срок, благоприятный момент. Не в. сидеть сложа руки. Самое в. обедать.
8. Период или момент, не занятый чем-н., свободный от чего-н. Свободное в. Есть в. поговорить. Нет времени для прогулок.

- Какие пословицы со словом время вы знаете? (Делу время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть, сложа руки. Всему своё время.)

- Как вы понимаете пословицу: Всему своё время?

IV. Постановка проблемы и формулирование целей урока

- Где мы встречаемся с понятием время? (В быту, в математике)

- Может ли это понятие относится к русскому языку? Как вы думаете, что может связывать эти два понятия глагол и время?

- Каким образом? Докажите на примере глагола бежать.

(Спортсмен бежит по дорожке стадиона. Спортсмен бежал по дорожке стадиона. Спортсмен побежит по дорожке стадиона.) Чем похожи эти стихотворения? Чем отличаются? (В предложении говорится об одном и том же. Но в первом случае описывается действие, которое уже произошло, во втором - действие, которое происходит в данный момент, в третьем - действие, которое будет происходить).

- Определите тему урока? (Что такое время глагола?) (Тему открыть на доске)

- Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.

- Определим цель урока, продолжите предложение:

Слайд 3. На доске:

ЦЕЛЬ: научиться ...(определять время глаголов)

- Для достижения цели ставим перед собой задачи:

1. Повторить….. (знания о глаголе как части речи)

2. Выяснить …. (как отличить глаголы по временам, составить алгоритм определения времени глагола)

- То, что еще необходимо нам выяснить по теме, мы с вами узнаем, выполнив следующее задание.

V. Актуализация опорных знаний

Работаем в группах по рядам.

КАРТОЧКА №1

- Вспомним, что мы знаем о глаголе.

- Прочитайте предложения. В скобках, после каждого предложения, поставьте знак. Объясни свой выбор. Дай правильный ответ.

Слайд 4.

  • + - уже знаю
  • – - думаю иначе (есть ошибка)
  • ? - есть вопрос (не знаю)

Глагол – это часть речи. ( )

  1. Глагол обозначает признак предмета. ( )
  2. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( )
  3. В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. ( )
  4. Глаголы изменяются по числам: в единственном числе глагол обозначает действие одного предмета, во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов. ( )
  5. Глаголы изменяются по временам и выделяют три времени, которые отличаются вопросами. ( )

- Как только вы будете готовы ответить, просигнальте классу. (Учащиеся показывают руки домиком.)

- Проверяем по цепочке, по вопросу на группу. (Читает вопрос – дает ответ.)

(По ходу заполняется таблица)

Слайд 5.

Знаю

Хочу

Узнал

Часть речи…

Цель: Научиться определять время глагола.

 

Что обозначает…

Задачи: Повторить глагол как часть речи.

 

Вопросы…

Выяснить: как изменяются глаголы по временам, составить алгоритм определения времени глагола, употребить временные формы глагола.

 

Изменяется по ….

Член предложения…

- В каком предложении появился вопрос? Что нам необходимо выяснить?

Зарядка для глаз.

VI. Совместное «открытие» новых знаний. Поиск решения

- Теперь, давайте, поработаем исследователями. Сейчас мы проведем исследовательскую работу в парах по плану. Слайд 6.

КАРТОЧКА №2

План.

  1.  Прочитайте. Подчеркните глаголы.
  2.  Запишите вопрос к глаголу.
  3.  Определите, когда происходит действие.
    - после момента речи (вчера)
    - в момент речи (сейчас)
    - до момента речи (завтра)
  4. Как называют это время?

1. На озёрах треснул лёд.

Действие происходило __________ Это время называют _________

2.Солнце ласково смеётся.

Действие происходит ___________ Это время называют _________

3. Засвищут скоро соловьи.

Действие произойдет__________ Это время называют ___________

- Как только вы будете готовы ответить, просигнальте классу. (Руки домиком.)

- Свой вывод по первому предложению сделает пара № 2. (один объясняет – другой на доске выбирает слова и прикрепляет).

ТРЕСНУЛ

ЧТО СДЕЛАЛ?

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ

- Свой вывод по второму отрывку сделает пара № 8. (один объясняет – другой на доске выбирает слова и прикрепляет).

СМЕЕТСЯ

ЧТО ДЕЛАЕТ?

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

- Свой вывод по третьему отрывку сделает пара № 10. (один объясняет – другой на доске выбирает слова и прикрепляет).

ЗАСВИЩУТ

ЧТО СДЕЛАЮТ?

БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ

ВЫВОД: - Какие времена глаголов существуют?

- Как определить время глаголов?

- Давайте прочитаем правило на слайде 7. Самостоятельно про себя.

- Как изменяются глаголы?

- Сколько временных форм?

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (что делает?)

- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? (что делал, делала?)

- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? (что сделает?) (что будет делать?)

- Выполняя это задание, какую задачу мы выполнили?

VII. Первичное закрепление

Слайд 8.

А) РАБОТА В ГРУППАХ

Приложение

- Я раздаю 3 карточки для трёх групп по рядам. Прочитайте, определите время глагола.

Карточка 1. Летит, пилит, считает, рисует, думает.

Карточка 2. Защитила, сказал, увидел, написала, светило.

Карточка 3. Позвонит, расскажет, увидит, будет петь, получит.

- Встаньте у кого глагол прошедшего времени. Прочитай – докажи.

- У кого настоящего времени. Прочитай - докажи.

- У кого будущего. Прочитай - докажи.

ФИЗМИНУТКА

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка в присядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.

Б) РАБОТА В ТЕТРАДИ И НА ДОСКЕ

Упр. 146 с. 71 в учебнике прочитайте самостоятельно стихотворение в упражнении и задания к нему.

- О чём стихотворение? Как узнали? (Прочитает вслух Артамонов Данила).

- Расскажите о выделенных глаголах по предложенному в учебнике плану.

Выпишите в тетради глаголы по заданию. У доски это задание сделает Костенко Валерия.

Слайд 9.

В) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫБОРУ.

«Найди лишнее слово»

  • Трещит, дует, скрипит, воет, скулил, сверкает. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
  • Встречает, приносила, визжал, поскрипывал, дули. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
  • Прочитает, запишет, нарисует, удивил, погладит. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)

Слайд 10.

Самопроверка по экрану. Самооценка.

Вывод: - Чему научились, выполняя это задание? (научились правильно определять время у глаголов).

Г) ВЫБОРОЧНОЕ ПИСЬМО.

- Запиши глаголы в три столбика в зависимости от времени.

Буря мглою время кроет…
То как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя. (А.Пушкин)

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел.

Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана. (С.Михалков)

п.в.

 н. в.

 б. в.

сидел

 кроет

 заплачет

глядел

 печёт

 завоет

утонули

 течёт

 

Слайд 11. Самопроверка по экрану. Самооценка.

VIII. Итог урока. Рефлексия

Работа с таблицей.

- Тема урока?

- Цель урока? Цель урока достигнута?

- Задачи урока? Задачи урока выполнены?

Слайд 12.

Знаю

Хочу

Узнал

Часть речи…

Цель: Научиться определять время глагола.

Повторил знания о глаголе, как о части речи. Узнал, как определить время глагола.

Что обозначает…

Задачи: Повторить глагол как часть речи.

Выяснил, как отличить глагол в определённом времени.

Вопросы…

Выяснить: как изменяются глаголы по временам, составить алгоритм определения времени глагола, употребить временные формы глагола.

Составил алгоритм определения времени глагола.

Изменяется по ….

Член предложения…

Слайд 13.

1) Продолжи предложения:

  • Я – знаю…
  • запомнил …
  • смог…
  • научился …

2) Оцените себя на волшебной линеечке достижений:

  • на самом верху – кто понял тему урока и может рассказать другому.
  • посерединке - кто понял, но выполнял с ошибками.
  • в самом низу – кто ничего не понял, кому нужна помощь.

3) - А теперь выберите свое настроение – нарисуйте солнышко или тучку.

- Стало по-весеннему светло и тепло от такого количества солнышек.

- Вы очень хорошо поработали, и я ставлю вам за урок следующие оценки ……

IX. Домашнее задание

  • 1 уровень – с.71 упр. 147.
  • 2 уровень - Составить небольшой текст о весне (3-4 предложения), используя глаголы разных временных форм.

Слайд 14.

- Урок окончен. Всем спасибо за активную работу!