Цель: создать условия для изучения общественно-политического устройства в а Афинах в период правления Перикла.
Задачи:
- обучающие: изучить направления преобразовательной деятельности Перикла в общественном и политическом устройстве Афин, их влияние на жизнь в афинском обществе;
- развивающие: способствовать формированию умений анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать простые выводы;
- воспитательные: на примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма; воспитывать интерес уважение к истории разных народов мира.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
I. Оргмомент
Приветствие учащихся.
II. Актуализация знаний учащихся
Устный опрос:
- Как называли афиняне управление в своём полисе? (Демократия).
- Что такое демократия в переводе с греческого языка? (Демократия – власть народа).
- Из кого состоял демос? (Мелкие земледельцы, ремесленники, строители, скульпторы, художники, мелкие торговцы, гребцы, матросы на военных и торговых кораблях).
- Кто и когда заложил основы демократии? (Основы демократии заложил Солон в 594 г. до н. э.).
- Какие преобразования Солона способствовали зарождению демократии? (Солон отменил долговое рабство, ввел регулярный созыв Народного собрания, принимать участие в котором могли все граждане Афин, каждый гражданин Афин по достижении 30 летнего возраста мог быть избран судьей, богатые выходцы из демоса могли быть избраны на должность архонта).
III. Переход к изучению новой темы
- Прошло несколько десятилетий и в Афинах появился новый государственный деятель по имени Перикл. Он 15 раз начиная с 44 3г. до н.э. выбирался на самую главную должность в Афинах должность - 1 стратега. Его женой стала одна из образованнейших женщин Эллады Аспасия. Среди его друзей были ученый Анаксагор, поэт Софокл, скульптор Фидий, "отец истории" Геродот. Современный ученые считают, что при нем афинская демократия достигла своего расцвета. Так ли это мы и постараемся выяснить на сегодняшнем уроке.
Проблемный вопрос: Действительно ли афинская демократия при Перикле является образцовой и не имеет недостатков?
IV. Изучение новой темы
План
- Управление государством при Перикле.
- Перикл, его друзья и враги.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (параграф 40, п.1, абзац 1, стр.191).
а) прочитайте первый абзац, ответьте на вопросы
- Кто принимал участие в Народном собрании?
- Как часто проходило Народное собрание?
- Какие вопросы решало Народное собрание? Как принимались решения?
- Кто не участвовал в Народном собрании?
б) составьте схему «Состав Народного собрания в Афинах».
в) составьте схему «Функции Народного собрания.
Ответ:
1. Выбирало стратега.
2. Принимало законы.
3. Объявляло войну.
4. Утверждало мирные договоры.
5. Распоряжалось казной.
- В Афинах, кроме должности стратега, было много должностей. Предположите, какие должности существовали? (Учащиеся высказывают свои предположения).
- Составление схемы «Должности в Афинах».
- Перикл пользовался доверием у демоса и стремился к тому, чтобы каждый гражданин Афин имел возможность принимать участие в управлении государством.
- Работая с текстом п.2 параграфа 40, определите, что нового привнес Перикл в демократическую систему. (По предложению Перикла был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, платили деньги из казны. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей).
- Как вы думаете, укрепило демократию в Афинах принятие этих решений? (Принятие таких решений способствовало тому, что демос стал охотнее выполнять обязанности выборных должностей, ведь за это платили деньги, но с другой стороны, знать была недовольна этими изменениями, т.к. это лишало их возможности занимать эти должности).
V. Динамическая пауза
Учитель называет утверждение. Учащиеся, если согласны с утверждением, остаются на своих местах, если не согласны – встают; один из учеников, в случае несогласия, называет правильный ответ.
- Театр в переводе с греческого языка обозначает – праздник в честь бога Диониса.(Нет, встают. Театр - место для зрелищ).
- Трагедия в переводе с греческого языка обозначает «песнь козлов». (Да, остаются на своих местах).
- Парфенон - храм в честь бога Зевса. (Нет, встают. Парфенон - храм в честь богини Афины в Афинах).
- Амфора - древнегреческий сосуд для хранения вина и масла. (Да, остаются на своих местах).
- Главная площадь в Афинах- Пникс. (Нет, встают. Главная площадь называлась агора).
VI. Продолжение работы по теме урока
- V в. до н.э. называют золотым веком афинской демократии или веком Перикла. Такой чести Перикл был удостоен потому, что был правителем, который укрепил афинскую демократию. Перикл заботился о благе государства, старался превратить родной город в центр культурной жизни. При Перикле был создан фонд для раздачи денег малоимущим гражданам денег на посещение театра, велось строительство Парфенона. Все в Афинах знали о безукоризненной честности Перикла. В Афинах у Перикла было много друзей, демос был предан и доверял Периклу. Но были и те, кто его ненавидел. Но враги Перикла – завистники и недоброжелатели из числа знатных – воспользовались тем, что на строительство и создание статуй были затрачены огромные деньги, взятые из казны. Первый стратег был обвинён в неумелой трате громадной суммы.
– Как Перикл сумел убедить Народное собрание в утверждении своих расходов? Об этом мы узнаем, прочитав рассказ.
Продуктивное чтение по ролям (один ученик читает от лица Народного собрания, другой-от лица Перикла).
Народное собрание: – Сколько денег потрачено зря!
Перикл: – Находят ли граждане, что истрачено больше, чем нужно?
Народное собрание: – Да! Да! Слишком много!
Перикл: – Хорошо. Я верну в казну всё, что было потрачено на строительство. Продам всё, что имею, но возмещу расходы. А когда это сделаю, то прикажу на каждой постройке, на каждой статуе написать: "Построено Периклом! Построено на деньги Перикла! Возведено Периклом!"
Народное собрание: – Ещё чего! Да не хотим мы этого! Постройки украшают наш город. Каждый, кто приезжает в Афины, первым делом идёт любоваться храмами и статуями. Это наши постройки, мы гордимся ими!
Перикл: – В таком случае утвердите мои расходы. Тогда все постройки и статуи будут ваши.
Народное собрание: – Мы согласны! Распоряжайся по своему усмотрению деньгами Афинской казны.
VII. Закрепление изученного материала
Игра «Да-нет»
1. В Афинах в 5 веке до н.э. гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – участвовал в управлении государством? (да)
2. Демократия - это народовластие? (да)
3. В Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)
4. Первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием? (нет)
5. Впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)
6. На всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)
7. Проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)
VIII. Подведение итогов урока
- Каковы различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте? (В Древнем Египте существовала деспотия - обожествление царя с целью укрепления его верховной власти. В Древних Афинах существовала система коллективного решения государственных вопросов, хоть и не для всех жителей государства. Должность первого стратега была выборной.)
- Вернемся к проблемному вопросу: Действительно ли афинская демократия при Перикле является образцовой и не имеет недостатков? (Нет, так как правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели и в управлении государством участия не принимали.).
- Вывод: В период правления Перикла Афины были самым могущественным ролисом Эллады, её культурным центром.
IX. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
Выставление оценок.
Домашнее задание:
- прочитайте параграф 40, ответьте на вопросы 1,2, 3,4,5 (стр.195);
- устно выполните задание рубрики «Опишите рисунок» (стр.195) устно.