Историческая игра за семью печатями "От дружины до Вооружённых сил: история одного героя"

Разделы: История и обществознание

Классы: 7, 8

Ключевые слова: история, защитники Отечества, игра-конкурс


Предмет: Истоки. 7 класс.

Базовый учебник: А.В.Камкин. Истоки. 7 класс. Издательский дом «Истоки»: Москва, 2012 год.

Раздел: Воинство.

Цель урока: Сформировать у обучающихся представление о священном служении защитников нашего Отечества.

Задачи урока:

  • Углубить знания детей об истории русского воинства, о традициях, связанных с ним, формировать уважительное отношение к героям войн.
  • Показать отношение русского воина к своему Отечеству.
  • Продолжить духовно-нравственное воспитание учащихся, прививая уважение к своей Родине, к её защитникам, способствовать воспитанию патриотических чувств.
  • Развивать общение в группе, ориентацию на взаимопонимание.

Тип урока: урок-игра.

Необходимое оборудование: мультимедиапроектор, презентация к уроку, видеофрагменты , рабочие листы к уроку.

Критерии достижения цели урока:

  • Предметные: знать, что относится к атрибутам воинства; знать историю и традиции, связанные с атрибутами русского воинства.
  • Личностные: проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; осознавать и проявлять себя гражданином России, чувствовать гордость за свою Родину, народ и историю; чувствовать связь поколений, примерять на себя социальную роль защитника Отечества.
  • Регулятивные: формулировать тему, ставить учебные задачи, планировать; вести дискуссию, осуществлять самоконтроль, саморегуляцию.
  • Познавательные: находить (в учебниках и др. источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; уметь воспринимать информацию из разных источников (словари,...) владеть смысловым чтением; уметь анализировать, обобщать, классифицировать.
  • Коммуникативные: излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;организовывать работу в группе; уметь слушать и понимать речь других, умение приходить к общему решению, учитывая позицию партнёра

Ход игры «За семью печатями»

Ведущий: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Вот и настал тот добрый час, который всех нас снова собрал на игру. Итак, в хорошем настроении, с добрыми мыслями мы продолжаем путешествовать по истокам. Мы с вами недавно прошли еще одну главу нашего курса, которая называется «Воинство», где изучали историю создания российской армии, познакомились с атрибутами воинства, Воинскими заповедями. Сегодня мы с вами обобщаем нашу главу, и пройдет оно в форме игры. Игра называется «За семью печатями». Как известно, время понятие относительное, поэтому за отведенный для игры период перед вами пройдет целая жизнь известного человека. Над ним время не властно, имя его знают все, но от нас оно скрыто за семью печатями. И чтобы узнать имя этого человека, нам предстоит провести целое историческое расследование.

Участвовать в нашей сегодняшней игре будут три команды. По условиям игры нашим командам необходимо представиться. Прошу Вас.

(Идет представление участников.)

А теперь, правила нашей игры. В процессе исторического расследования мы с моим помощниками рассказываем о человеке имя которого вам хорошо знакомо, но вслух его имя сможет назвать только та команда которая наберет наибольшее количество баллов, в нашей игре - это печати. Печати вы получаете за правильные ответы на наши вопросы, которых всего семь. Ответ необходимо записать в послужной формуляр. Рядом лист тайного формуляра, в которую команды будут записывать предполагаемое имя нашего героя, чтобы не запутаться в своих выводах. Если же несколько команд наберут одинаковое количество печатей, победителем станет команда быстрее ответившая на блиц-вопросы.

А сейчас у нас борьба, команды к ней готовы? Замечательно, мы начинаем расследование.

Время первой печати

Век ХVIII, в котором появился на свет этот человек, чрезвычайно богат на события и выдающихся личностей. В области искусства это время таких гениальных творцов мировой классической музыки как Иоганн Себастьян Бах и Йозеф Гайдн, Людвиг Ван Бетховен и Вольфганг Амадей Моцарт. В Российской истории этот век называют веком преобразований, как политических и экономических, так и социально-культурных. В области науки, это эпоха Ньютона и гения Ломоносова, которые под влиянием просвещенного абсолютизма, обращались к так называемым вечным проблемам человеческого бытия.

Родился наш герой в семье дворянина, в Москве у Никитских ворот. По родословной легенде наш герой  происходит от древней шведской благородной фамилии. Предок их выехал в Россию в 1622 году и принял российское подданство. Это было время, когда наша страна пережила Смуту и потихоньку восстанавливалась из разрухи, происходит восстановление централизованной власти в стране. Были уже подписаны мирные договоры с Речью Посполитой и со Швецией.

Внимание, вопрос первой печати: Как звали царя, который правил в России в это время?

Включен хронометр на 60 сек.

И так, команды, ваши версии (Команды озвучивают ответы по очереди).

Мушкетеры________________.

Гвардейцы________________.

Дружина__________________.

Мы послушали ответы наших команд, а теперь посмотрим на экран и узнаем правильный ответ.

Ответ игроков: Михаил Федорович Романов.

У нас есть ___ правильных ответа, и эти команды ответившие правильно получают печать.

Время второй печати

Отец нашего героя, генерал русской армии, был крестником первого Российского императора и автором первого русского военного словаря.  Для России годы правления этого императора явились временем масштабных реформ. Он значительно расширил территорию государства, построил прекрасный город Санкт-Петербург, невероятно поднял экономику. Кроме того он первым из российских правителей стал перенимать у западных стран их лучшие идеи, провел военную реформу, создал регулярную армию, победил одну из сильнейших армий Европы, прорубив окно в Европу.

Внимание вопрос второй печати: Назовите имя императора. О какой военной реформе идет речь?

Включается хронометр.

И так, команды, ваши версии (Команды озвучивают ответы по очереди).

Мушкетеры________________.

Гвардейцы________________.

Дружина__________________.

Мы послушали ответы наших команд, а теперь посмотрим на экран и узнаем правильный ответ.

Ответ ведущего: Петр I. Рекрутский набор.

У нас есть ___ правильных ответа, и эти команды получают печать.
(За правильные ответы помощник ведущего – хранитель печати, проставляет печати в формуляры игроков).

Время третьей печати

Назван наш герой в честь новгородского князя. Этот князь принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед. Ему выпало править Русью в тяжелейшей, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера (“на Узмени, у Вороньего камня”) произошла битва, вошедшая в историю как Ледовое побоище, где были уничтожены немецкие крестоносцы. Ледовое побоище имело огромное значение для судеб не только Новгорода, но и всей России. На льду Чудского озера была остановлена крестоносная агрессия. Русь получила мир и стабильность на своих северо-западных границах.

Внимание, вопрос третьей печати: О каком князе идет речь. И какие слова он произнес после победы в названом сражении.

Включается хронометр.

Итак, команды, ваши версии (Команды озвучивают ответы по очереди).

Мушкетеры________________.

Гвардейцы________________.

Дружина__________________.

Мы послушали ответы наших команд, а теперь посмотрим на экран и узнаем правильный ответ.

Ответ ведущего: Александр Невский. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

У нас есть ___ правильных ответа, и эти команды получают печать.

(За правильные ответы помощник ведущего – хранитель печати, проставляет печати в формуляры игроков).

Время четвертой печати

Мать нашего героя — Авдотья (Евдокия) Феодосьевна, в девичестве Манукова. О ней сохранилось крайне мало сведений. По наиболее распространённой версии, её отец, Феодосий Семёнович, принадлежал к старинному роду московского служилого дворянства, который берет начало с времен Ивана Грозного, который В Московском уезде разместил более 1000 провинциальных дворян, которые должны были составить опору царя. Надо помнить, что дворяне (помещики) в отличие от князей и бояр не могли полностью распоряжаться своей землей – поместьем. Они пользовались ею до тех пор, пока несли службу.

А теперь, вопрос четвертой печати: Как называлась эта военная организация.

Включается хронометр.

Итак, команды, ваши версии (Команды озвучивают ответы по очереди).

Мушкетеры________________.

Гвардейцы________________.

Дружина__________________.

Мы послушали ответы наших команд, а теперь посмотрим на экран и узнаем правильный ответ.

Ответ ведущего: Дворянское ополчение, «Избранная тысяча».

У нас есть ___ правильных ответа, и эти команды получают печать.

(За правильные ответы помощник ведущего – хранитель печати, проставляет печати в формуляры игроков).

Время пятой печати

В 1742 году наш герой стал мушкетером Семеновского полка. Через 6 лет, получив офицерский чин, приступил к действительной военной службе. В это время юноша совершенствовал знания, посещая занятия корпуса кадетов Санкт-Петербурга и изучая иностранные языки. На заре военной карьеры случилось знаменательное событие. Когда он стоял в карауле в Петергофе, мимо проходила царица Елизавета Петровна. Императрица подошла к солдату и, узнав, чей он сын, протянула юноше серебряный рубль. Но тот отказался, объяснив, что устав не велит часовому брать деньги. Елизавета Петровна похвалила ретивого часового и положила рубль на землю, сказав, чтобы тот забрал после службы. Монету наш герой хранил всю жизнь.

А теперь, вопрос пятой печати: Как называлась армия мушкетеров, которую создал Иван Грозный в 1550 году?

Включается хронометр.

Команды, ваши версии (Команды озвучивают ответы по очереди).

Мушкетеры________________.

Гвардейцы________________.

Дружина__________________.

Мы послушали ответы наших команд, а теперь посмотрим на экран и узнаем правильный ответ.

Ответ ведущего: Стрелецкое войско.

У нас есть ___ правильных ответа, и эти команды получают печать.

(За правильные ответы помощник ведущего – хранитель печати, проставляет печати в формуляры игроков).

Ответ ведущего: Стрелецкое войско.

Время шестой печати

Формирование этого человека как полководца выпало на век Екатерины Великой и две победные Русско-турецкие войны. Яркой победой военачальника стало стремительное взятие в декабре 1790 года турецкой крепости Измаил, которую считали неприступной. Битва прочно вошла в историю России, ее ставят в один ряд с Полтавским и Бородинским сражениями. Наш герой был не только блистательным военным, но и талантливым администратором. В мае 1778 года он был назначен императрицей Екатериной II главнокомандующим на полуостров, который вскоре присоединится к Российской империи. Главной задачей нашего героя в здесь стало нормализация жизни и недопущение турецкого вторжения, опасность которого к тому времени резко возросла.

Вопрос шестой печати: назовите полуостров, который вошел в состав России при Екатерине II в 1783 году и который повторно воссоединился с Россией в 2014 году, в результате всенародного референдума.

Включается хронометр.

Команды, ваши версии (Команды озвучивают ответы по очереди).

Мушкетеры________________.

Гвардейцы________________.

Дружина__________________.

Мы послушали ответы наших команд, а теперь посмотрим на экран и узнаем правильный ответ.

Ответ: Крымский полуостров.

У нас есть ___ правильных ответа, и эти команды получают печать.

(За правильные ответы помощник ведущего – хранитель печати, проставляет печати в формуляры игроков).

Время седьмой печати

Герой нашей игры создал новую военную доктрину. Основываясь на личном опыте боевых действий, разработал стратегию и тактику ведения войны. Написанное полководцем тактическое пособие «Наука побеждать» – являлся настольной книгой многих русских и советских военачальников. В том числе и легендарного советского полководца, маршала Советского Союза, который был одной из ключевых фигур Красной армии во время Великой Отечественной войны и впоследствии получивший в народе прозвище «Маршал Победы».

Внимание вопрос седьмой печати: назовите имя «маршала победы».

Включается хронометр.

Команды, ваши версии (Команды озвучивают ответы по очереди).

Мушкетеры________________.

Гвардейцы________________.

Дружина__________________.

Мы послушали ответы наших команд, а теперь посмотрим на экран и узнаем правильный ответ.
Ответ ведущего: Георгий Константинович Жуков

У нас есть ___ правильных ответа, и эти команды получают печать.

(За правильные ответы помощник ведущего – хранитель печати, проставляет печати в формуляры игроков).

А теперь, уважаемые команды, назовите пожалуйста количество печатей, которые вы получили за время расследования.

Мушкетеры________________.

Гвардейцы________________.

Дружина__________________.

Молодцы. У нас есть лидеры, которые получили максимальное число печатей.

Победитель определен. Это команда__________________.

Вряд ли будет преувеличением сказать, что нет такого человека, который бы не знал нашего героя. Джорж Байрон о нем писал:

Молясь, остря, весь преданный причудам,
То ловкий шут, то демон, то герой,
Он был необъяснимым чудом.

Так кто же он, скажите, наш герой?

Победители вы готовы назвать имя нашего героя?

Правильный ответ: Александр Васильевич СУВОРОВ.

Заключение

Да, его имя – Александр Васильевич СУВОРОВ, генералиссимус, граф РЫМНИКСКИЙ, КНЯЗЬ ИТАЛИЙСКИЙ. Автор военно-теоретических работ «Полковое учреждение», «Наука побеждать». Создал свою оригинальную систему взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и расстановки войск. ОН не проиграл ни одного сражения. Образ легендарного полководца воспринимается нашими современниками не с холодным почтением, а с гордостью и чувством глубокого уважения.

В начальный период советской истории его имя было не заслуженно забыто, только в годы Великой Отечественной войны имя выдающегося полководца заняло по праву видное место в патриотическом воспитании воинов. 7 ноября 1941 года, во время обороны Москвы, Сталин обратился к войскам, уходящим на фронт, и впервые за советскую историю напутствовал их именем Суворова. Имя А.В.Суворова было связано с созданием в 1942 году, накануне коренного перелома в войне, ордена 3-х степеней. Первым кавалером этого ордена стал величайший полководец 20 в., принимавший капитуляцию Германии, парад Победы в Москве - Герой советского Союза, маршал Г.К.Жуков. В 1943 году появляются первые суворовские училища для воспитания и подготовки будущих офицеров. Именно эти мальчишки из суворовских училищ слагали впоследствии славу советской армии.

Именно Суворов точно и понятно сформулировал истинный смысл воинского служения. Воинское служение многогранно. Каждый несет его на своем месте и выполняет то, к чему он призван Отечеством.

Рефлексия

А теперь, ребята, ответьте на несколько вопросов о сегодняшней игре.

- Сегодня на уроке я узнал…

- Теперь я могу…

- Было интересно…

- Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся…

Я надеюсь, что наши уроки и сегодняшняя игра не прошли для вас даром, хочется верить, что вы узнали много нового о воинском служении и вам удалось понять значимость воинского служения как для воинов, так и для граждан нашего государства. На какой бы должности не находился воин, какой бы воинский чин не носил, общим для всех было и остается одно: за их спиной Отечество, отчий край и родной очаг. А бывает, что в руках воинства оказываются и судьбы всего мира.

Время нашей игры заканчивается, но время вашей жизней продолжается, совершенствуйте себя, и мир вокруг вас станет совершенней.