Повышение учебной мотивации на логопедических занятиях (из опыта работы)

Разделы: Логопедия

Классы: 1, 2

Ключевые слова: используемые приемы на логопедических занятиях


Известно, что полноценное развитие личности невозможно без воспитания правильной речи. Но, к сожалению, количество детей с различными нарушениями речи неуклонно растет. Не секрет, что в настоящее время в общеобразовательных учреждениях обучаются школьники с ОВЗ. В начальной школе большое количество детей данной категории имеют статус ТНР. Что же подразумевается под этим определением?

Давайте представим большой айсберг, где недостатки звукопроизношения – всего лишь маленькая верхушка, видная всем. А там, под толщей воды, скрывается нечто большее, страшное. Такие проблемы, как нарушения фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя и связной речи, письма и чтения! Они влекут за собой еще более суровые последствия: неуверенность в себе, замкнутость, стеснительность, низкую мотивацию учебно – практической деятельности, что влияет не только на успешное школьное обучение, но и на дальнейшую социализацию ребенка в будущем.

Поэтому работа школьного логопеда заключается не только в оказании специальной помощи детям в процессе коррекционно-развивающих занятий, но и в развитии самостоятельности успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большую возможность для этого представляет овладение учащимися надпредметными универсальными действиями (регулятивными, познавательными, коммуникативными).

П.Я.Гальперин считал, что «… главное в учении – это возбуждение познавательной деятельности, все большее укрепление и развитие познавательного интереса». Высокая познавательная мотивация может восполнить недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора. Учитель-логопед, способствуя освоению надпредметных универсальных действий, выполняет одну из задач коррекционно-развивающего обучения – стимулировать познавательную мотивацию учащихся с различными нарушениями речи.

Опыт работы в школе показывает, что наиболее высокая результативность коррекционно-развивающих занятий с обучающимися достигается благодаря включению традиционных и нетрадиционных форм, методов и приемов обучения.

Д.Б.Эльконин указывал на целесообразность и необходимость игровой деятельности в младшем школьном возрасте. «Игра влияет на формирование всех психических процессов, в том числе и на формирование правильной речи, вызывает неподдельный интерес».

К.Д.Ушинский отмечал «… дети легче усваивают новый материал в процессе игры».

Наблюдения подтверждают, что особую необходимость в игре испытывают младшие школьники с ОВЗ.

В игре ребенок познает новые области действительности. Игровой и познавательный мотивы взаимодействуют, постоянно меняя друг друга: новое знание инициирует игру, а развитие игры требует новых знаний.

В своей практической деятельности с целью повышения познавательной активности использую возможности различных игр.  

Например, игры на развитие связной речи: «Расскажи о животном» (составление рассказа по плану), «Рисуем картину» (рассказ по опорным словам); на формирование словарного запаса «Животные», «Профессии»; на развитие чтения и письма «Письмо с ошибками», «Использование букв и слов-вставок», «Узелки на память».

Любимые детьми игры на развитие психологической базы речи «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни - повтори», «Цепочка слов» и другие используются в коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического восприятия.

Широкое распространение получили настольно-печатные игры: «Лото», «Домино», «Лабиринты», которые носят соревновательный характер, игры – инсценировки: «Магазин», в которых дети выполняют определенные роли.

Очень нравятся детям игровые приемы с включением элементов соревнования: «Кто быстрее», «Кто первый», «Соревнование по командам», стимулирующие активность и инициативу.

В моей работе широкое применение находят загадки.  Формирование аналитико-синтетической деятельности происходит с применением загадок- ребусов, в которых отгадка «зашифрована», и ее можно увидеть в комбинации фигур, букв, символов. С этой же целью использую всевозможные шарады, метаграммы, «загадки- путаницы».

Наиболее доступным и любимым литературным жанром для младших школьников с ОВЗ является сказка. Организация логопедических занятий, построенных по сюжету знакомых сказок вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь, благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает чувственную основу.

Включение в такие занятия театральных кукол усиливает наглядность и тем самым повышает осознанность воспринимаемого материала.

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и речи активно использую ИКТ. Специально разработанные компьютерные программы «Домашний логопед», «Учимся говорить правильно» и другие представляют собой готовые наборы для использования в разных коррекционных направлениях, что позволяет задействовать всю анализаторную систему, организовать дифференцированный подход к обучению.

Кроме того, применение на занятиях презентаций облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков.

Благотворное влияние на повышение учебной мотивации оказывают кинезиологические упражнения. Они активизируют познавательные процессы; повышают работоспособность и снижают утомляемость; позволяют улучшить внимание, память, пространственные представления; способствуют улучшению почерка, так как развивают мелкую моторику рук; повышают способность к произвольному контролю.

На групповых и индивидуальных занятиях дети с большим интересом выполняют следующие кинезиологические упражнения:

- упражнения на координацию и глазодвигательные упражнения;

- упражнения для развития артикуляционной моторики и пальцев рук;

- упражнения для развития дыхания;

- самомассаж мышц головы, шеи, лица, рук.

Для самомассажа можно использовать различные массаажеры.

Кроме выше сказанного следует отметить, что высокую результативность занятия, выраженную познавательную активность учащихся можно достичь только на положительном эмоциональном фоне.

Организационный этап (или этап мотивации к учебной деятельности) – это та часть занятия, в которой задается эмоциональный фон. Именно здесь через использование различных методов и приемов (элементов психогимнастики, музтерапии, игрового момента и других) важно создать благоприятную атмосферу, положительный настрой на занятие для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс.

И, конечно же, оценочный мотив, который основан на потребности детей в социальном признании и одобрении взрослого. Как на протяжении занятия, так и на этапе рефлексии важна похвала педагога, которая является одним из наиболее эффективных стимулов активности младших школьников, помогает их самоутверждению и уверенности в собственных силах.