Особенности внеучебных интересов младших школьников с разным типом темперамента

Разделы: Классное руководство


Проблема индивидуального подхода в обучении рассматривается давно. Настойчивыми пропагандистами вдумчивого изучения индивидуальности детей были Л.Н.Толстой и К.Д.Ушинский, многие другие отечественные и зарубежные педагоги и психологи.

Понятие «темперамент» истолковывается как сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волевую стороны её поведения. Большинство учёных пришли к мнению, что темперамент является врождённым, следовательно, его изменить нельзя. Значит, необходимо простраивать воспитательно-образовательный процесс с учётом личностных особенностей каждого обучающегося. Таким образом, тема изучения особенностей темперамента младших школьников остаётся чрезвычайно актуальной.

Тип нервной системы определяется именно сочетаемостью силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.

Передо мной возник вопрос: каковы особенности внеучебных интересов обучающихся с разным типом темперамента?

Цель моего исследования: выявить особенности внеучебных интересов младших школьников с разным типом темперамента.

Задачи:

  • Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме внеучебных интересов младших школьников;
  • Изучение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования темперамента;
  • Изучение методов диагностики внеучебных интересов младших школьников и темперамента;
  • Формулирование методических рекомендаций по учёту темперамента младших школьников в воспитательно-образовательном процессе.

Предварительные выводы

  • Существуют возрастные особенности темперамента.
  • В младшем школьном возрасте наблюдаются следующие особенности темперамента:
  • дети обладают более слабой нервной системой; что в равной мере относится к процессам возбуждения и торможения;
  • слабость процесса возбуждения проявляется прежде всего в малой выносливости нервной системы, быстром утомлении и легком возникновении охранительного торможения;
  • пониженной работоспособности и выносливости сопутствует повышенная возбудимость;
  • многие исследования показывают, что именно к концу младшего школьного возраста исчезают большие различия в работоспособности нервной системы между детьми и взрослыми;
  • наблюдается неуравновешенность при преобладании силы возбуждения, ребенок своим поведением в известном смысле напоминает холерика;
  • преобладание возбуждения над торможением проявляется в импульсивности и взрывном характере поведения ребенка; типичен пониженный контроль за ситуационно обусловленным поведением;
  • Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу темперамента.

Практическая значимость работы заключается

  • в подборе диагностик для изучения темперамента обучающихся,
  • составлении удобных для использования карт-характеристик типов темперамента,
  • описании достоинств и слабых мест типов темперамента,
  • составлении психолого-педагогических рекомендаций для проведения занятий с учетом особенностей темперамента младших школьников.

Изучение особенностей внеучебных интересов младших школьников с разным типом темперамента – это первый этап работы. В перспективе планируется изучение вопроса построения индивидуального образовательного маршрута как средства личностного развития младшего школьника, исходной точкой которого также считаю изучение личностных особенностей обучающихся.