Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка, что под Сталинградом. Совсем не из семьи музыкантов, она начала играть раньше, чем читать. Сначала ее учил играть отец, не имея музыкального образования, он был очень талантливым и способным человеком. Заметив способности Сашу стали возить на занятия в Сталинградскую городскую музыкальную школу. Поездка была не ближняя, нужно было добираться на поезде за 18 километров, 2-3 раза в неделю.
22 июня 1941 года в сталинградском городском театре был назначен концерт лучших учеников музыкальной школы. Он начался в 10 часов утра, и одной из первых, на нём выступила ученица 4-го класса Александра Пахмутова, с пьесами собственного сочинения. А в 12 часов концерт был прерван тревожным сообщением правительства по радио: началась война.
В 1943 году девочка поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Осуществилась её давняя мечта. Школа эта славилась на всю страну, о ней писали в газетах. В ней учились музыкально одарённые дети.
…Комиссия педагогов, прослушав новенькую, написала своё заключение. «Александра Пахмутова, — говорилось в нём, — обладает отличным слухом, чувством формы. Она отстает от своих сверстников по технической подвинутости, но должна быть зачислена ввиду отличных перспектив».
Учиться было нелегко: пришлось жить без родных (девочку взяли к себе близкие друзья родителей Пахмутовой), догонять ушедших вперёд сверстников-москвичей. Аля с первого же месяца решила добиваться по всем музыкальным дисциплинам только пятёрок и это требование к себе выполняла строго. И.В.Васильева педагог по классу фортепиано, руководители кружка юных сочинителей — композиторы В.Я.Шебалин и Н.И.Пейко приучали учеников беречь каждую минуту, находить для занятий музыкой время и в воскресенье, и в праздники. Не забывайте, это были трудные военные годы. Время страданий и голода. Александра Николаевна вспоминает, что в интернате их кормили хорошо, даже усиленно, так руководство страны заботилось о талантливых детях, понимая их дальнейшую важную роль в развитии страны.
…За два года Аля Пахмутова полностью вернула выданный ей при поступлении в школу «аванс доверия». В 1945 году на экраны вышел документальный фильм «Юные музыканты». Режиссер картины Вера Строева без лишних умилений перед «вундеркиндами» запечатлела в этой скромной ленте главное — упорный труд одаренных ребят и ту заботу, которой окружило их Советское государство. Для съёмки в фильме были отобраны лучшие ученики. В число лучших попала и Аля. Это была самая первая встреча композитора со своими слушателями и самая первая встреча нас с композитором. Маленькая, но очень шустрая, девочка с косичками важно уселась за рояль и сыграла среднюю часть своей Сонатины для фортепиано.
Фрагменты из этого фильма увидели телезрители со всех каналов и новостных программ в ноябре этого года. Накануне было много встреч, телевизионных репортажей с известным российским композитором Александрой Пахмутовой. Причина тому - День рождения Александры Николаевны, 9 ноября ей исполнилось 90 лет! Творческие концерты, флешмобы, посвященные юбилею замечательного композитора прошли по всей России. Финальным аккордом стал Большой юбилейный концерт в зале Большого театра. Президент В.В.Путин наградил Александру Николаевну Пахмутову очередной наградой - орденом Андрея Первозванного.
За свою творческую жизнь Пахмутова написала более 400 песен. Многие песни Александры Пахмутовой за последние годы как-то незаметно вошли в нашу жизнь, став неотделимой её частью. Они звучат как на официальных народных празднествах, так и на небольших дружеских вечеринках. Их любят напевать люди среднего и старшего возраста. Их исполняют в самодеятельности, и включают в свои программы профессиональные певцы. Они любимы самыми разными категориями слушателей - от тех, кто впервые благодаря этим песням приобщается к миру музыки, до меломанов-любителей, которые могут потягаться в знании музыки с искушёнными специалистами.
Композитрор и её соавторы-поэты умеют отыскать тему, волнующую сердца людей, тему, в которой есть над чем поразмыслить. Тексты её песен (их авторами в большинстве случаев являются поэты Николай Добронравов и Сергей Гребенников) легко воспринимаются и запоминаются. Главное же - стихи в этих песнях прекрасно сочетаются с музыкой, образуя единый музыкально-поэтический образ.
Большое значение композитор придает теме и сюжету песни. За сюжетами, рассказывает автор, отправлялись в экспедицию к геологам, плыли по Ангаре к Усть-Илиму, путешествовали в Сибирь за песнями. Авторы (Пахмутова, Гребенников и Добронравов) рассказали об экспедиции а Сибирь в своей книге, которая так и называлась «В Сибирь, за песнями».
Пахмутова не только запечатлевает яркие образы людей с профессиями выдающимися, героическими - лётчиков, моряков, бойцов-пограничников… «Усталая подлодка», «Бурейские огни», «Норильский никель», «Товарищ ЧТЗ». Она воплощает в музыке облики людей с очень мирными, очень земными профессиями, такими как «Песня трактористов», «Машинист», «Геологи», «Книгоноша», с её простодушными, детски наивными интонациями (слова В.Кузнецова).
Пахмутовой дороги характеры её соотечественников. Ее привлекают именно характеры, выражающие себя в героических, смелых делах, в поступках, требующих мужества, воли, уверенности в себе. О таких сложили песни: «Герои спорта», «Команда молодости нашей», «Трус не играет в хоккей».
Из ее песен многие услышали о знакомых и незнакомых городах: «Город мой, Воркута» (ст. В.Кузнецова), «Дилижан» (ст. Н.Добронравова), «Киев-красное солнышко» (ст. Н.Добронравова), «На Смоленщине» (ст. В.Фирсова), «Новороссийские ветра» (ст. Н.Добронравова), «Одесситы (ст. Б.Яроцкого), «Песня о Воронеже» (ст. Н.Добронравова), «Песня о Ярославле», «Песня об Ангарске (ст. С.Гребенникова и Н. Добронравова), «Юрмала».
Важным в репертуаре является тема Родины и России. Она представлена песнями: «Русь», «Голос Родины, голос России» (ст. Н.Гребенникова и Н.Добронравова), «В земле наши корни», «Где ты, где ты, отчий дом?» (сл. С.А.Есенина), «Горькая моя Родина» (сл. Н.Н.Добронравова), «Песня о тревожной молодости» (сл. Л.И.Ошанина), «Русский вальс», «Надежда» (сл. Н.Н.Добронравова), и многие другие.
Центральной линией по всему творчеству проходят песни о Великой Отечественно войне, ее смелых героях и трудной, долгожданной победе: «Если отец герой» (сл. С.Т.Гребенникова и Н.Н.Добронравова), «Малая земля», «Ах, печаль, ты моя печаль», «Никто не забыт», «Последний край» (сл. Н.Н.Добронравова), «Песня-сказ о Мамаевом кургане» (сл. В.Ф.Бокова), «Мы на огненных мчались конях» (сл. С.Т.Гребенникова), «Сигнальщики-горнисты» (сл. Н.Н.Добронравова), «Песня о пионерах-героях» (сл. С.Т.Гребенникова и Н.Н.Добронравова) «Где-то под Бекетовкой» (сл. Г.Киреева), «В честь Победы», «Весна сорок пятого года» (сл. Е.Долматовского), «Горячий снег», «Поклонимся великим тем годам» (сл. М.Львова), «Неизвестный солдат» (сл.Е.Евтушенко» и др.
Заслуженный успех, конечно, и у песен о простых человеческих чувствах: это область задушевной, искренней песни-исповеди, песни-беседы, песни-размышления, пронизанных русскими народными интонациями и ритмикой. «Говорили-балакали», «Да разве сердце позабудет», «Добрая сказка» (сл. Н.Н.Добронравова), «Зачем меня окликнул ты?» (сл. Л.И.Ошанина), «Мелодия», «Нежность», «Нам не жить друг без друга», «Ты — моя надежда, ты — моя отрада», ««Я не могу иначе» (сл. Н.Н.Добронравова), «Старый клён», «Хорошие девчата» (сл. М.Л.Матусовского), «Слушай, тёща» (сл. Н.В.Дружининского).
Роль творчества Александры Пахмутовой в истории песенного жанра трудно переоценить. Двадцатые, тридцатые, сороковые годы в массовом песенном жанре нашли своих «Орфеев», воспевших подвиги и будни нашей страны в её нелегком походе. Пятидесятые и шестидесятые годы, вызвав новый подъём сил, новую волну патриотического движения молодёжи, вспоили музыкальную фантазию Пахмутовой. Именно ей посчастливилось стать одним из запевал песенного жанра в XXI веке, посчастливилось стать благодаря песенному искусству нужной, необходимой народу. Может ли быть более счастье для художника?
Список литературы
1. Википедия, ru.wikipedia.org
2. Генина Л.А. Предисловие к сборнику «Песни на стихи С.Гребенникова и Н.Добронравова». «Советский композитор», Москва, 1972. – С 3-56.
3. Добрынина Е.А. Александра Пахмутова. Журнал «Музыкальная жизнь». – Москва, 1961 №5. – С. 22-23
4. Квасникова Л. Дорогами песен Александры Пахмутовой. Музыка. – Москва, 1979. - 56с.