Тест как форма контроля качества обучения является актуальной и значимой. Именно тестовый контроль повышает мотивацию, развивает личность, самостоятельность ученика. В тоже время назначение тестов – не только контроль и оценка, но и диагностика проблем, возникающих у обучающихся на каждом этапе изучения программного материала.
Задача учителя уже в начальной школе сформировать определённые навыки работы учеников с тестовыми заданиями, при этом учитель использует педагогический тест – это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
В переводе с английского «тест» — испытание, проба, исследование. Впервые тест как метод измерения и сам термин «test» (задание) были введены в 90-е годы ХIХ в. английским психологом Д.Кэттелом [1, 119].
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:
1. Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная функция тестирования.
2. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
3. Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Тестирование можно использовать на различных этапах урока.
Вводное тестирование – получение сведений об исходном уровне знаний обучающихся.
Текущее тестирование – ликвидация пробелов и коррекции умений и знаний.
Итоговое тестирование – систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформулированные знания и умения. С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ, удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конкретный результат, а тест позволяет установить его причину, благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.
Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствует обучению младших школьников процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», даёт возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.
Выполнение тестов вырабатывает навыки критического мышления: умение самостоятельно анализировать учебный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа. Тесты – это стандартизированные задания с вариантами ответов, среди которых даются верные и неверные. Нередко в содержании закладывается не только содержание ответа, но его форма.
В МАОУ СОШ № 102 многие педагоги в своей работе используют портал ЯКласс. Статистика по школе следующая: в ТОПЕ по стране МАОУ СОШ №102 занимает 141 место, в Топе региона – 10 место, активных пользователей среди учеников 789 человек, с ЯКлассом работают 44 учителя.
«ЯКласс» — образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей. ЯКласс - это замечательный электронный тренажёр с огромным банком всевозможных заданий и вопросов, генератор которого сам в произвольном порядке выдает тесты для учащихся. Успешное решение тестов дает возможность ученикам получить уверенность в собственных силах и создает ситуацию успеха, что не маловажно для учеников начальной школы. Технологическая простота и вариативность встраивания в учебный процесс на школьных и самостоятельных занятиях, а так же значительная разгрузка педагога от рутинной работы (проверка тетрадей) значительно увеличивает привлекательность использования ресурса ЯКласс для педагога [2].
Тест, как правило, отражает информацию в обобщенном виде, поэтому способствует развитию умений обобщать знания, четко формулировать ответ. По одному и тому же учебному материалу могут быть составлены тесты разной степени трудности, что расширяет возможности реализации личностного подхода в обучении младших школьников, а ученику позволяет успешно проявить себя на уровне своих возможностей.
В начальной школе используют следующие типы заданий в тестовой форме:
закрытый
- задания альтернативных ответов
- задания множественного выбора
- задания на восстановление соответствия
- задания на установление правильной последовательности
открытый
- задания свободного изложения
- задания-дополнения.
Наши педагоги наиболее часто используют задания множественного выбора: из представленных ответов нужно выбрать правильные. Требованиям развивающего обучения наиболее полно отвечает тип тестов, предусматривающий включение заданий на умения учащимися решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений. Таким образом, тесты наряду с другими методами, являются эффективным средством контроля.
Например, по теме «Умножение на двузначное число» (математика, 4 класс) можно увидеть задания различных уровней сложности.
Базовый уровень: Найди значение произведения чисел с помощью распределительного закона умножения относительно сложения:
14 · 32= · (30+ ) = · + · = + = .
Повышенный уровень:
Найди значение выражения:
915 · 79+817 · 96= .
Высокий уровень:
С одной станции одновременно в противоположных направлениях отошли два состава с древесиной. Один из них должен доставить древесину на комбинат для изготовления бумаги. Его скорость — 84 км/ч. Другой состав, скорость которого на 3 км/ч больше, везёт древесину на фабрику, изготавливающую карандаши. Через 13 часа(-ов) составы пришли на станции назначения. Найди расстояние между комбинатом и фабрикой.
Ответ: км.
Учителя начальной школы составляют тесты самостоятельно, на основании пройденного учебного материала. Но также разработчики ЯКласса предлагают базовые тесты, составленные по основным УМК, используемым в большинстве школ России.
В начале работы с тестами нет необходимости заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. В дальнейшем желательно каждому ученику готовить задания. Чтобы процесс усвоения алгоритма работы шёл эффективнее необходимо использовать оценочное суждение. Задача учителя на этом этапе – научить ребёнка оценивать свои действия, результаты своё продвижение вперёд. Когда проверка домашней либо проверочной работы на ЯКласс завершена, следует обратить внимание на то, что в отчёте по данной работе у каждого учащегося будет подсчитан процент набранных им за работу баллов. Перевод баллов в отметку разработан методистами ЯКласс и размещен в таблице, представленной на сайте портала в разделе КПК «цифровая образовательная среда». Система ЯКласс предоставляет учителю свободу решать, чем пользоваться: таблицей либо выработанными самим учителем критериями оценивания.
Что еще хотелось бы отметить положительного в использовании портала ЯКласс? Это, конечно же, эффективность использования для разных категорий учащихся: ребят с отсутствием мотивации к обучению, детям с ОВЗ, одаренным детям. Кроме того, повышаются результаты качества обучения всех категорий учащихся. Важна и быстрота поверки выполненной работы; оценка достаточно большого количества учащихся; возможность проверки теоретического материала; проверка большого объема материала малыми порциями; объективность оценки результатов выполненной работы.
Следует особо подчеркнуть: чтобы тестовый способ контроля знаний дал положительный результат, учащиеся должны к нему привыкнуть. Мы начинаем работу с порталом ЯКласс с 1 класса, на уроках русского языка и математики. Ребята с интересом принимают участие в решении и прохождении тестовых заданий. После того как ученики осваиваются на портале, тесты постепенно вводятся как элемент домашнего задания. Прежде чем давать школьникам тестовые задания, необходимо обучить их технике работы с ними.
На протяжении нескольких лет я наряду с традиционными формами использую тестовый контроль и могу сказать, что он позволяет активизировать учебный процесс. Тестовые задания вызывают интерес у большинства детей. Ребята ждут новых заданий. Постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей, усиливается стремление к творческой активности. Улучшается и общий психологический климат в классе: учащиеся не боятся ошибок, анализируют их и стремятся исправить.
Список использованной литературы
- Нохрина Н.Н. Тест как общенаучный диагностический метод // Социол. исследования. 2005. № 1. С. 118–126.
- Презентация цифрового образовательного ресурса ЯКласс URL: https://ykl-upl.azureedge.net/upload/files/2016-presentation-yaklass.pdf