Автор:
Кайтукова Эмма Юрьевна
ученица 4 класса
Научный руководитель:
Газзаева Альбина Резикоевна,
учитель начальных классов
Введение
Война – самое страшное слово на всех языках мира. Каждый может дать определение войне. Но только тот, что видел её и пережил её, знает, что такое настоящая война. Мы - поколение, не знающее войны. У нас от одного произношения этого слова замирает сердце, потому что о страшных последствиях войны мы знаем из телепередач, книг и рассказов взрослых.
Ежегодно 9 мая мы празднуем День Победы Советского народа в Великой Отечественной войне самой страшной и жестокой войне за всю историю человечества.
Что помогло нашему народу выстоять в той великой войне? Не сломаться перед армадой фашистов? В чем причина этой стойкости, мужества и героизма защитников нашей Родины? Какова роль моих предков в великой победе над фашисткой Германией?
Ответы на эти вопросы я попыталась найти в ходе моей исследовательской работы, в ходе исследования истории моей семьи, моего рода.
А заинтересовала меня эта тема так.
В прошлом году моя бабушка показала мне старенький альбом, а в нём очень интересные фотографии. Мы должны были отобрать фотографию для шествия «Бессмертного полка», который проходит каждый год на День победы. С неё на меня смотрел молодой мужчина, лет 20-ти. Это мой прадедушка Ахсарбек Александрович Ходов.
Ахсарбек Александрович был одет в тёмный костюм и серую рубашку. Как пояснила бабушка, на этот момент он работал в колхозе, поэтому такая одежда для него была привычной. На его лице выражение безмятежности. Он строил планы на будущее. И все было бы хорошо, если бы не страшная Великая Отечественна война.
Ещё одна фотография, которая была сделана в 1943 году. На этой фотографии прадедушка был одет в военную форму. Я обратила внимание на его лицо. Оно выражало боль, тревогу, неизвестность. Он переживал, как сможет его семья выстоять без поддержки в трудные годы войны.
На груди у прадеда награда медаль «За отвагу». Бабушка сказала, что это была не единственная награда. Я поняла, что я мало знаю о судьбе и подвигах своего прадедушки. Знание истории своей страны и родного края очень важно, но не менее важно знать историю своей семьи, гордиться ею, брать хорошие примеры и опыт своих предков, чтобы строить будущее. История семьи – это корни, без которых человек не может существовать.
Вот так я решила глубже узнать о моём прадедушке, о том, какой вклад внесла моя семья в победу над фашистской Германией, и рассказать об этом всем. Началась моя исследовательская деятельность.
Тема моей исследовательской работы «Славный путь моего прадеда – участника Великой Отечественной войны».
Я выдвинула гипотезу: мой прадед принимал участие в Великой Отечественной войне, был защитником Родины и внес посильный вклад в Великую Победу.
Цель работы: проследить боевой славный путь моего прадеда Ахсарбека Александровича Ходова показать его вклад в Победу над фашистской Германией.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с историей Великой Отечественной войны.
2. Собрать, систематизировать и проанализировать документы, фронтовые письма, семейные фотографии семьи Ходовых.
3. Узнать, как жили мои предки во время Великой Отечественной войны, какой вклад они внесли в приближение Победы.
4. Оценить роль и место моего прадеда в истории страны в годы Великой Отечественной войны.
5. Выяснить судьбу моего прадеда и его семьи в послевоенные годы.
Объектом исследовательской работы является судьба моего прапрадедушки А.А.Ходова.
Предмет исследования: вклад прадеда в победу над фашистской Германией; устные и письменные источники, отражающие историю моей семьи: фотографии, документы, воспоминания, фронтовые письма прадеда.
Практическая значимость работы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма школьников, уважении к предшествующим поколениям.
В ходе работы я использовала следующие методы:
1. Опрос учащихся о жизни и участии их родственников в ВОВ.
2. Опрос родственников о жизни моего прадедушки.
3. Анализ документов, фотографий из архива моей семьи, газетного материала, воспоминаний и их расположение в хронологической последовательности.
4. Обобщение и обработка полученной информации.
1. Основная часть
1.1. Довоенная жизнь моего прадеда
Мой прадедушка Ахсарбек Александрович Ходов родился 12 августа 1920 года в селении Старый Батакаюрт. Нашу семью очень хорошо знали и уважали в селе.
Семья была большая дружная и трудолюбивая: отец Аксо и мать Зокка воспитывали шестерых сыновей и двух дочерей. Их звали Езетхан, Ахсарбек, Хаджимусса, Андрей, Таймураз, Маирбек, Захар и Раиса. Мой прапрадедушка Аксо к этому времени был уже немолодым, но работал не покладая рук в родном колхозе, потому что нужно было прокормить большую семью. Время было тяжелое. Жили трудно, много работали, но не голодали. Дети все помогали отцу.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. На фронт уходили все, кто мог и не мог. Из села, в котором родились и выросли мои родные люди, в котором до сих пор живут мои родственники, на фронт ушло 250 человек. 137 человек из них не вернулось. Село Батакоюрт дало Родине трёх Героев Советского Союза: дважды героя Советского Союза, Героя Монгольской Народной Республики, прославленного генерала армии Иссу Александровича Плиева, Ходова Константина Елизбаровича и Бзарова Георгия Николаевича.
Моему прадеду в начале войны было двадцать лет. Он сразу принял решение идти на фронт и пошел в военкомат с заявлением. Но в селе нужны были крепкие работники, и ему было отказано. Он много трудился в колхозе в тяжелых условиях, выполняя непосильную работу от зари до зари. А ещё в здании сельской школы Батакаюрт был оборудован медсанбат, где оказывали первую помощь раненным красноармейцам истребительского батальона 317-й стрелковой краснознамённой Будапештской дивизии, штаб которой располагался в селе. Бойцы дивизии воевали на территории Малгобекского района и защищали дорогу ведущую к каспийской нефти. Прадед принимал активное участие в транспортировки раненных солдат в медсанбат.
Вскоре в районе был создан истребительный батальон, куда пошёл служить мой прадедушка. С оружием в руках он охранял колхоз от врагов. Много раз ему приходилось отбивать от них колхозный скот.
Таким образом, свой вклад в Победу мой прадед внёс ещё в свои довоенные годы.
1.2. Фронтовой славный путь моего прадедушки
В 1942 году мой прадедушка всё, же добился, чтобы его призвали на фронт.
Вначале он был отправлен на южный Урал, в чкаловскую пулеметную школу, прошел обучение, затем попал на фронт. Он принял присягу на верность Родине и не жалея своей жизни защищал ее до самой Победы. Всегда помнил наказ отца беспощадно уничтожать фашистов и освободить родную землю.
Боевое крещение Ахсарбек Александрович принял, участвуя в тяжелом сражении на Малой Земле под городом Новороссийском в составе легендарной 18 армии Черноморского флота. Героические сражения здесь продолжались 225 дней и завершились 16 сентября 1943 года освобождением Новороссийска.
Я читала статью боевого товарища моего прадеда, Хасана Георгиевича Хумарова, о боевых действиях на Малой Земле, написанную в 1985 году в местной газете «Жизнь Правобережья». Он вспоминал о прадедушке: «Ахсарбек храбро сражался в бою. Уничтожив 10 фашистов, и, будучи сам раненым, спас товарища, вытащив его с поля боя».
За проявленные мужество и героизм в битве на Малой Земле прадедушка был награжден орденом Славы. Именно эту награду я и видела на его груди, на старой военной фотографии.
Пролечившись после осколочного ранения в бою на Малой Земле, мой прадед Ахсарбек Александрович вернулся в часть и продолжил свой славный боевой путь за освобождение Западной Украины в составе Житомирского полка 1-го Украинского фронта. В 1943 и 1944 годах он освобождал города Киев, Львов, Житомир.
Мой научный руководитель познакомил меня с сайтами «Подвиг народа» и «Память народа» Центрального Архива Министерства Обороны РФ (ЦАМО), не имеющим аналогов в мире.
Как мне стало известно из архивных документов, полученных на портале ЦАМО, в бою за город Коростышев 27 декабря 1943 года мой прадед Ходов Ахсарбек Александрович участвую в блокировке дзота на противоположном берегу реки Тетерев первым достиг дзот и броском гранаты уничтожил двух немцев и крупнокалиберный пулемёт. А 31 декабря 1943 года в бою за село Калиновка действуя в разведке один уничтожил троих немецких солдат. За проявленное мужество и отвагу в боях за освобождение Коростышева Ходов Ахсарбек был награжден орденом Красной Звезды. После освобождения в результате очень упорных боев от немцев города Коростышева стало возможным освобождение Житомира. Житомир являлся центром снабжения всех войск вермахта на Украине.
Из сети Интернет я узнала, что в боях за освобождение Житомира участвовала 2-ая гвардейская кавалерийская дивизия, командиром которой был легендарный человек, наш земляк Хаджи-Умар Мамсуров.
О следующей награде, которую мой прадед получил на ЦАМО есть следующая информация. «Автоматчик взвода 9 стрелковой роты гвардии красноармеец Ходов Ахсарбек Александрович участвуя в бою за село Бураки Виницкой области 9 января 1944 года в числе первых достиг окраины села и ворвавшись в дом огнём автомата уничтожил трёх немецких солдат, а затем увлёк за собой личный состав взвода на выполнение боевой задачи». За отвагу и мужество был награжден ещё одной наградой - орденом Славы III степени.
Третью награду прадед Александр Ходов получил чуть позже 1 февраля 1944 года мужество и отвагу. Именно эту награду я и видела на его груди, на старой военной фотографии.
Эти награды свидетельствуют о том, что мой прадед был отважным воином и, принимая участие в каждом сражении, он вносил свой вклад в победу над фашистами. Наша семья бережно хранит все награды и всё, что связано с памятью прадедушки: фотографии, военный билет, удостоверения к медалям, его личные вещи.
Его подчиненный Саламджери Бокоев позже после войны рассказывал, каким смелым и отважным воином был мой прадедушка, как он смело шел в разведку и добывал ценную военную информацию. В составе Красной армии мой прадедушка прошел всю Польшу, участвовал в боях у реки Висла, воевал за освобождение Чехословакии. К этому времени он командовал взводом. Войну Ахсарбек Александрович Ходов закончил в чехословацком городе Прага.
1.3. Послевоенные годы жизни прадеда
На родину, в родное село Старый Батакоюрт вернулся в октябре 1945 года, где его ждала семья. В 1947 году он встретил ту единственную девушку Ирину, которая покорила его своей добротой и нежностью. Через год сыграли свадьбу. На свадебном столе стояла каша пшенная да картошка, больше ничего и не было. Родились у них четверо детей, а вместе с ними и новые заботы.
Ахсарбек Александрович стал учителем в сельской школе, активно трудился в родном районе, обучал детей военному делу.
Исследую жизненный путь прадеда, я была удивлена, узнав, что в суровые военные и послевоенные годы мой прадедушка писал стихи. Познакомившись с его творчеством, я отметила для себя, как сильно прадедушка любил свой народ, свою Родину, как он ценил жизнь.
Послание Иристону |
Вольный перевод |
Тæхуды, мæ хъуызгæ мæ уарзон |
О, как бы хотелось мне краешком глаза увидеть хоть раз |
Мой прадед Ахсарбек Александрович Ходов прожил 68 лет и умер в июле 1988 году. Похоронен в Беслане. Он был добрым, отзывчивым, скромным и жизнерадостным человеком, любящим свою семью, пользующимся уважением окружающих. Ничто не смогло изменить его характера. А тяжелые годы войны лишь закалили его, научили радоваться каждой мелочи: весеннему солнцу, мирному небу над головой, детской улыбке.
Был честным, добросовестным и ответственным работником, отдающим всего себя служению Отечеству, с честью выдержавшим все испытания, настоящим патриотом своей Родины!
Ахсарбек Александрович оставил о себе добрую память своими делами, своими поступками. Мы помним его, любим и гордимся им. Всегда его светлый образ, частица его души, сердца всегда будут жить в нашей памяти.
1.4. Вклад моих родственников в Победу
Собирая материалы о прадедушке, я узнала от моей двоюродной прабабушки Ходовой Раисы Аксоевны, что трое раненых солдат были и в доме моего прапрадедушки Аксо. Он их называл своими сыновьями. За ранеными ухаживали очень заботливо. Особенно внимательна к ним была моя двоюродная прабабушка Езетхан. Она помогала солдатам физически и морально поддерживала их. К сожалению, не все раненые солдаты выживали. Их хоронили всем селом на сельском кладбище и на территории школы. Уже потом после войны все они были перезахоронены в братской могиле во дворе правления колхоза.
Узнала, что двоюродный брат моего прадеда Ходов Константин Елизарович за мужество и героизм, проявленный в годы ВОВ был удостоен высшей наградой Героя Советского Союза.
Мой другой прадед Кайтуков Алексанедр Еналдикоевич был участником битвы за Севастополь. Был тяжело ранен и ему ампутировали ногу, после чего он был демобилизован из рядов Красной армии.
И сегодня, в мирное время, моя бабушка Надежда Афарини в составе поискового общества «Харон» отыскивает пропавших без вести солдат, связывается с их родственниками, организовывает встречи, проводит очень важную работу.
2. Практическая часть
2.1. Опрос
Мне стало интересно, а что знают о своих предках мои одноклассники. Я провела опрос. Задала вопрос: "Что вы знаете об участии ваших родственников в Великой Отечественной войне?".
В исследовании приняли участие 30 человек. Из них 12 человек (40%) – не владеют информацией вообще. 15 человек (50%) смогли назвать родственников - участников войны, но они не смогли рассказать об их подвигах. И только 3 человека (10%) знают подробности о том, какое участие принимали их родственники в военных событиях. Сделала вывод: не во всех семьях рассказы о воинах-родственниках передаются из поколения в поколение.
Считаю, что моя работа актуальна тем, что знание истории семьи во многом и воспитывает в нас детях патриотизм, мы берем пример со своих предков. А жизнь моего прадедушки может стать примером для подражания.
Заключение
Подводя итоги своей работы, я могу сказать, что мы достигли той цели, которую поставили в начале своей работы. В ходе исследования я узнала много нового о войне 1941 - 1945 гг, о родном мне человеке. Мы проследили фронтовой путь прадеда по семейному архиву и материалам, найденным в исторической литературе.
Мне очень интересно было узнать историю его жизни. Как капля в море, как песчинка в пустыне, так и моя семья – это одна из миллионов страниц очень интересной и увлекательной книги под названием История России. Теперь уже нет нашего старшего поколения, но история рода не обрывается, она продолжается в детях.
Но несмотря на трудности, я испытала огромное удовлетворение от проделанной работы, так как поняла, что историю можно лучше понять и прочувствовать, если она пройдет через тебя, твое сердце, твою душу. Узнав больше о прадедушке, я глубже узнала историю.
Я очень благодарна своей прабабушке за то, что она проводила со мной много времени, рассказывала мне, что она знает об Ахсарбеке Александровиче, отвечала на мои вопросы. Если бы не ее рассказы, я бы не узнала столько интересного о жизни моего прадедушки.
В своей работе я исследовала боевое прошлое моего прадеда. Моя работа содержит исследовательский материал, который можно использовать на уроках окружающего мира, классных часах, на факультативных занятиях.
В народе говорят: «Человек жив, пока о нем помнят». Мой прадед всегда будет жить в наших сердцах. Он сделал все, чтобы был мир на нашей земле, чтобы мы жили сейчас, учились, мечтали о будущем.
Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг – помнить о тех суровых днях и героях войны.
9 маяво время шествие Бессмертного полка я с гордостью понесу фотографию своего прадеда, участника Великой Отечественной войны.
Список использованной литературы
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: мультимедийное информационное электронное издание. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006.
- Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945. Краткая история / под ред. П.Поспелова, М.Минасяна, П.Богданоа, М.Долгих. – М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1967. – 623 с.
- Воспоминания о муже прабабушки Ирины Кубаловой-Ходовой.
- Воспоминания о семье прабабушки Ходовой Езетхан Александровны.
- Козлов А.П. Тревожная судьба / А.П.Козлов. – М.: Воениздат, 1973. – 263 с.
- Книга героев.