Тип урока – первичное усвоение новых предметных ЗУНов и УУД.
Цель (дидактическая задача) – организация совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением образовывать родственные слова с помощью приставки.
Задачи:
предметные:
- организовать деятельность учащихся по знакомству с понятием «приставка» как часть слова, стоящая перед корнем, с помощью которой образуются новые слова;
- организовать деятельность учащихся по распознаванию родственных слов с приставками;
- формировать умение составлять слова с помощью приставки;
метапредметные:
- регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, работать по совместно составленному плану, способствовать развитию навыков самоконтроля;
- коммуникативные – формировать умения договариваться и распределять обязанности при работе в парах, в группах;
- познавательные (информационные) - способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию;
- познавательные (общеучебные) - способствовать формированию умения пользоваться инструкцией, умению обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы и умению использовать знаково-символические модели (схемы) для обозначения частей слов;
личностные:
- организация участия в парной работе по данной теме, учёт позиции собеседника.
Оборудование:
- учебник 2 класса (1 часть) С.Иванова, А.Евдокимовой и др.
- печатная тетрадь
- презентация
- проектор
- ноутбук
- интерактивная доска
- карточки
План урока
1. Организационной этап
Дорогие дети! Я рада видеть вас на уроке русского языка. Улыбнитесь друг другу, чтобы мы могли начать урок с позитивной ноты. Проверьте свою готовность к уроку:
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
2. Мотивация к учебной деятельности
(Слайд 2)
Работа мастера боится!
- Прочитайте предложение на доске.
- Что это? (пословица)
- Как вы её понимаете? (Если хорошо потрудишься, справишься с любым делом)
- Какое отношение она имеет к уроку русского языка? (Ответы детей).
- Ребята, пусть пословица помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность, вы уже знаете, что русский язык - удивительный и очень интересный предмет, полный тайн и загадок. И сегодня вам предстоит самостоятельно открыть еще один секрет русского языка. Кто готов к новым открытиям? Тогда в путь!
- А с чего мы начинаем работу на уроке? (Ответы детей: записи даты и вида работы, с повторения необходимых знаний)
- Запишите дату и вид работы.
3. Актуализация знаний и пробное учебное действие
- Давайте вспомним материал прошлых уроков. С помощью сигнальных кругов проверим, как вы освоили эти темы.
1. Учитель проводит игру «Верно или неверно».
(У детей двухцветные прямоугольники: красный цвет обозначает «неверно», зеленый - «верно»).
- Окончание - это изменяемая часть слова? (Верно)
- Окончание служит для образования новых слов? (Неверно)
- Бывает ли у слова нулевое окончание? (Верно)
- Суффикс находится за корнем? (Верно)
- Суффикс служит для образования новых слов? (Верно)
- Корень - это главная часть слова? (Верно)
- Слово может быть без корня? (Неверно)
- У родственных слов одинаковый корень? (Верно)
- Приставка находится за корнем? (Неверно)
- Приставка служит для образования новых слов? (Верно)
2. Назовите, все изученные части слова. (Приставка, корень, суффикс, окончание)
- Что мы повторили? (Состав слова)
(Слайд 3)
- Перед вами модель, которую мы вместе создалина предыдущих уроках.
(На доске:
- измени слово и выдели окончание
- подбери однокоренные слова и выдели корень
- выдели суффикс (если есть)
- выдели приставку (если есть)
- Что мы проверили этим заданием? (алгоритм разбора слов по составу)
- Как вы оцените свои знания по пройденной теме? (оценивание по сигнальной карте)
3. Запись и разбор слов по составу на доске и в тетрадях: море, моряк, морской.
- Как называются эти слова?
- С помощью, какой части слова образовались новые слова? (Суффикса)
- Как называется такой способ словообразования? (Суффиксальный)
4. Постановка учебной задачи
(Слайд 4)
Игра «Помогите Маше и Мише»
- Сейчас мы поможем Маше и Мише образовать новые слова при помощи приставок.
(Выходят к доске девочка и мальчик. Девочка помогает Маше (девочка Маша и мальчик Миша на слайде) образовывать новые слова с помощью приставок от слова лепить. А мальчик помогает Мише от слова крепить. Мальчики помогают Мише, а девочки - Маше. (по очереди стилусом подставляют приставки к глаголам, в классе записывают, приставки выделяют)
- Как образовались получившиеся слова? (с помощью приставок)
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Образование слов при помощи приставок)
- Кто догадался, как называется такой способ образования новых слов?
- Чему нужно научиться? (Узнать, как называется новый способ образования слов, уметь анализировать слова, образованные этим способом)
5. Усвоение новых знаний и способов действий
1. Рубрика «Давайте подумаем».
- Откройте учебники на странице 155, прочитайте пары слов.
- При помощи, каких частей слова образовались выделенные слова?
- Как называется способ образования новых слов?
2. «Тайны языка».
(если никто не озвучил название способа, то учитель предлагает самим найти эти сведения в учебнике)
- Прочитайте информацию рубрики «Тайну языка».
- Совпадает наше предположение с выводом в учебнике?
- Как в русском языке называется новый способ?
- Почему этот способ так назвали?
- Приведите пример словообразования приставочным способом.
(Слайд 5)
Физминутка. Кинезиологические упражнения «Ленивые восьмёрки».
6. Первичное осмысление и закрепление
1. Работа в паре.
Упр.1 стр.156..
- Прочитайте задание и поднимите руки те, кто его понял.
- Спрогнозируйте свой результат. Те, кто уверен, что справится с заданием, поднимите зелёную сигнальную карточку, если не уверены – красную.
(для тех, кто не уверен, предлагаются слова, от которых надо образовать новые с помощью данных приставок)
- В случае сомнения в написании слов, проверяйте орфограммы в корне или спросите у меня.
- Проверим слова, которые у вас получились.
- Каким образом вам удалось образовать новые слова? (С помощью приставки)
- Как называется такой способ образования слов? (Приставочный)
- Зачем вам необходимо было выполнить это задание? (Чтобы научиться образовывать родственные слова с помощью приставок, т.е. приставочным способом)
- Молодцы! Как много интересных слов вы составили!
2. Фронтальная работа.
- Ребята, а вы готовы не останавливаться на достигнутом и идти к новым открытиям. Тогда давайте выполним следующее задание.
Упр.2 стр.156.
- Чтобы быть уверенным, что слово образовано приставочным способом, необходимо находить слово, от которого оно образовалось.
(Выполняется устная фронтальная работа)
- Каким образом вам удалось образовать новые слова? (С помощью приставки)
- Как называется такой способ образования слов? (Приставочный)
7. Закрепление знаний и способов действий
- Сейчас вы сможете попробовать свои силы самостоятельно.
Упр.3 стр.156
(Читают задание к упражнению)
- Какие рекомендации вы можете дать друг другу, по выполнению упражнений? (Дают советы: чтобы определить образовано ли слово приставочным способом, нужно найти слово, от которого оно образовано и выяснить использовалась ли для его образования приставка)
- Выполните самопроверку. (Один ученик зачитывает слова). Внесите исправления.
- Кто справился без ошибок?
- Кто нашёл и исправил ошибки. Молодцы!
- Есть слова, которые вы не выписали? Объясните почему? (Называют слова: победить, начать, запасать, они не образованы приставочным способом)
(Слайд 6)
8. Этап информации о домашнем задании
Дифференцированное задание в рабочей тетради «Пишем грамотно № 1» упр. 3 с. 84 или упр.4 с.156 учебника.
9. Итог урока. Рефлексия. Самооценка детей
- Расскажите, что вы сегодня на уроке узнали нового? Для ответа можно пользоваться опорными словами:
(Слайд 7)
- Я узнал…
- Я научился находить …
- Я научился образовывать …
(Слайд 8)
- Молодцы, ребята! Хорошо поработали! Вы решили все поставленные задачи, на уроке были активны и внимательны. К нам в гости заглянуло солнышко, но у него не хватает лучиков. Давайте оживим его. Кто доволен своей работой и кому было интересно на уроке, прикрепите лучики к солнышку.
10. Выставление оценок за работу на уроке
- Спасибо всем за работу на уроке!