Цель: содействовать формированию психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста посредством игровых взаимодействий с ними.
Организация пространства и оборудование к проведению мероприятию
Теоретический блок
Организуется и проводится в кабинете психолога либо в методическом кабинете ДОО.
Письменный стол, вокруг - стулья по числу участников встречи. На столе – набор карандашей в подставке, листы чистой писчей бумаги, настольная демосистема с буклетами, расширяющими тематику встречи:
- Играем с ребенком дома
- Особенности развития детей от 2 до 3 лет
- Игрушка в жизни ребенка
- Какие игрушки нужны детям?
- Пальчиковые игры с детьми 2-3 лет
- Игра и развитие речи
- Игра на кухне
- Игры малой подвижности
- Потребность ребенка в двигательной активности
Рядом – напольная вертикальная демосистема. С литературой, расширяющей тематическое направление встречи:
- Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей 2-5 лет. М., 2011.
- Богусловская З.М. Развивающие игры для младшего дошкольного возраста. М., 1991.
- Дыбина О.В. Игры для дошкольников с использованием нетрадиционного оборудования. М., 2011.
- Касаткина Е.И. Дидактические игры для детей раннего возраста. Метод. пособие. М., 2018.
- Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: метод. пособие. М., 2004.
- Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. М., 2011.
- Колдина Д.Л. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. М., 2014.
- Михайленко Н.Я. Как играть с детьми. М., 2001.
- Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: метод. пособие. М., 2018.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
Памятка для родителей, раскрывающая план игрового взаимодействия с детьми и содержание задач его частей (по количеству родителей-участников встречи).
Практический блок
Организуется в игровой зоне (ковролиновое пространство и зона двигательной активности) игровой комнаты группы детей младшего дошкольного возраста ДОО.
- Магнитола с записью музыкальных композиций к мультипликационному сериалу «Маша и Медведь»: «Про дружбу» («плюс» и «минус» музыкальной композиции), «Коньки» («минус» музыкальной композиции) и музыкальная композиция «Мы идем играть!» к одноименной передаче на телеканале «Карусель».
- Мягкая игрушка «Медведь» высотой 45см.
- Набор пластиковых шариков из сухого бассейна (15 шт. больших шариков красного и желтого цвета и 15 шт. маленьких шариков красного и желтого цвета).
- Две плетеные корзины, контрастные по величине: «большая» и «маленькая».
- Один большой пластиковый короб, своим объемом способный вместить 30 больших и маленьких пластиковых шариков одновременно.
- Набор из детских стульчиков, достаточно прочных и удобных для использования их взрослыми (по количеству родителей-участников игрового взаимодействия). Размещены по периметру зоны двигательной активности.
- Набор напольных ковриков диаметром 40 см, для обозначения места, где будет сидеть ребенок в ковролиновой зоне группы (по числу детей-участников взаимодействия).
- Набор из пяти кирпичиков одного цвета из детского напольного игрового строительного материала.
- Набор плоскостных фигурок-персонажей к сказке «Теремок» из шести штук, различающиеся по величине, с закрепленной с тыльной стороны швейной контактной лентой для крепления на коврографе.
- Плоскостной силуэт дома «Теремок» из ковролина с закрепленной с тыльной стороны швейной контактной лентой для крепления на коврографе. Силуэт с прорезями в виде дверей. Каждый «дверной проем» Теремка соответствует по габаритам одной фигурке-персонажу сказки.
- Натуральные яблоки по количеству детей-участников игрового взаимодействия.
Содержание мероприятия
Теоретический блок
Я играю, я играю, все на свете замечаю! Все ладошкой трогаю, ножкою я топаю, на зубочек пробую!..
Цель: формировать представления родителей об эффективной организации игровых взаимодействий с детьми, о педагогических возможностях игры в решении задач воспитания и развития ребенка.
Возраст ребенка до 3-х лет – самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком.
Выполнение игровых действий – первое, к чему созревает ребенок. Игра – ведущий вид деятельности ребенка от 1 года до 7 лет. Насколько творчески будет оформлена игра малыша, насколько прогрессивно будет развивающее влияние игры на ребенка, во многом зависит от заинтересованности в ней значимого для ребенка взрослого.
На каждом этапе развития малыша, в развитии его игровых способностей, важна определенная степень участия взрослого. Взрослому важно умело лавировать степень своего участия в ней. Не всегда участие взрослого в игре с малышом должно быть ведущим. В зависимости от ситуации и обстоятельств игровых взаимодействий с ребенком, взрослый может выполнять роль:
- Источника ресурсов (пространства, времени, средств).
- Организатора предметной игровой среды.
- Пассивного наблюдателя.
- Активного наблюдателя.
- Помощника в затруднительных ситуациях.
- Партнера по общению в ходе игры.
- Партнера по игре.
- Инициатора игры.
- Руководителя игры.
- «Проектировщика» игры.
Но в любом случае, участие взрослого в играх ребенка формирует предпосылки к переходу на следующий, качественно новый этап развития детской игры, а соответственно, и к переходу на следующий уровень своего общего развития.
Периоды возникновения различных видов детской игры:
- 1,5 -2 мес. – игра-исследование, окружающего мира и своих физических возможностей – сенсомоторная игра;
- 9-11 мес. – игра-подражание, многократное повторение действий окружающих;
- 14 – 18 мес. – символическая игра, действия с различными игрушками, изображающими различные события;
- 20 мес.-2,5 года – связанные последовательности игровых действий – конструктивная игра;
- 3-4 года – развивается способность к участию в сюжетно-ролевой игре;
- 3,5 – 5 лет – формируется способность ребенка подчиняться правилам в игре – игра с правилами.
Для ребенка до 3-х лет взрослый – носитель жизненной информации об условиях существования в окружающем мире. Ребенок получает эту информацию от взрослого, а затем, чтобы ее лучше усвоить, проигрывает в своих играх. После того, как усвоение практической информации укоренилось в сознании ребенка, происходит ее применение в практической жизни.
Основополагающей задачей развития ребенка от 1 года до 3 лет является сенсомоторное развитие. Для ее реализации необходимо ориентироваться в понятиях, составляющих этот вектор развития.
Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – сочетанная координация развития сенсорных и моторных компонентов деятельности.
Сенсорное развитие – это формирование двух тесно связанных между собой психических процессов – ощущения и восприятия.
Ощущение – это отражение свойств предметов, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Принято говорить об ощущениях зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных, осязательных.
Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающее в сознании человека при непосредственном воздействии физических раздражителей на его органы чувств.
Значение сенсорного развития:
- составляет основу интеллектуального развития ребенка;
- упорядочивает хаотичные впечатления ребенка, получаемые им из внешнего мира;
- формирует важнейшее качество человека – наблюдательность;
- позитивно влияет на формирование эстетического чувства;
- составляет основу для развития воображения.
Развитие восприятия ребенка 2-3 лет может осуществляться в следующих направлениях:
Развитие зрительного восприятия (различение и узнавание):
- основных цветов;
- пространственного положения предметов;
- предметов по их динамическим свойствам;
- эталонных форм предметов и их величины.
Развитие слухового восприятия (различение и узнавание):
- некоторых источников звуков;
- простых сочетаний звуков.
Развитие тактильного и мышечного восприятия (различение и узнавание):
- предметов по их тактильным и барическим свойствам;
- простых сочетаний тактильных свойств.
Другая сторона понятия «Сенсомоторное развитие» - это «моторика», то есть способность человека к осуществлению движений. Степень их интенсивности определяется понятием «Двигательная активность».
Двигательная активность – необходимое условие динамичности и активности развития ребенка.
Значение двигательной активности для развития ребенка в физической области личности ребенка развиваются:
- правильная осанка;
- органы дыхания;
- опорно-двигательный аппарат;
- координация движений;
- гибкость;
- скоростные и силовые качества;
- выносливость.
в психической области личности ребенка развиваются:
- ощущение и восприятие;
- произвольное внимание;
- ориентировка во времени, пространстве и ситуации;
- волевые качества;
- смелость и решительность;
- умение принимать решения;
- способность к сотрудничеству.
Потребность ребенка в двигательной активности – естественная потребность растущего организма. Направляя развитие ребенка в оптимальное русло, взрослый, взаимодействующий с ребенком, может предлагать следующие формы реализации ребенком своего двигательного потенциала. Так как предпосылки развития ребенка 2-3 лет в онтогенезе указывают на его способность овладения ими.
Основные виды движений основные виды движений:
- осложненные виды ходьбы (приставной, а затем приставной шаг по ступенькам, при перешагивании, спуск по скату горки);
- ритмичные движения под музыку;
- бег по прямой и в разных направлениях;
- простые виды прыжков;
- простые приемы бросания, катания и ловли;
- простые приемы ползания и лазания.
овладение простыми спортивно-игровыми техниками:
- простые упражнения без отягощений;
- несложные подвижные игры с различными предметами;
- различные виды передвижений на простых спортивно-игровых средствах.
Реализовывать потребность ребенка в двигательной активности, развивая его, можно и средствами развития мелкой моторики и ручной умелости.
Развитие мелкой моторики - то развитие движений пальцев рук, обеспечивающих возможность тонких и точных манипуляций руками.
Развитие ручной умелости - это развитие способностей к использованию разнообразных «инструментов», необходимых для продуктивной деятельности.
Развитие зрительно-моторной координации - это формирование связи «глаз-рука», обеспечивающей размеренные пластичные и экономичные движения рук.
Развитие мелкой моторики:
- раскладывание и сбор предметов различной формы, величины, цвета;
- нанизывание 2-3 предметов на различные предметы;
- подбор крышек различной формы и величины для различных емкостей;
- сборка двухместных и трехместных предметов;
- выполнение начальных приемов лепки;
- выполнение начальных приемов работы с бумагой;
- простые упражнения пальчиковой гимнастики.
Развитие ручной умелости:
- использование в ходе игр предметов, имитирующих орудия труда;
- выполнение отдельных игровых действий с песком и водой.
Для того чтобы инициатива взрослого поиграть с малышом, вызывала бы в нем активный интерес и эмоциональный отклик, чтобы процессе взаимодействия с ним принес свои эффективные плоды, необходимо учитывать следующие моменты:
- активное взаимодействие одного тематического направления с ребенком 2-3 лет не должно превышать 15 минут;
- если некоторые малыши отказываются принимать участие в игре – не навязывайте ее им. Стоит начать игру с другими детьми, и очень скоро эти дети захотят присоединиться;
- будет лучше период взаимодействия с малышами поделить на части, так, что средняя его часть была бы посвящена развитию двигательной активности ребенка;
- в начале взаимодействия необходимо вызвать у детей желание к выполнению совместных действий. Для этого важно эмоционально подготовить малышей, создать игровое настроение с помощью сюрпризного момента;
- речь взрослого должна быть четкой, эмоционально окрашенной и неторопливой;
- важно, чтобы взрослый принимал непосредственное участие во всех играх детей;
- необходимо быть доброжелательным и уважительным к детям;
- похвала – прекрасный стимул для дальнейшего развития ребенка. Не стоит акцентировать внимание на неудачах ребенка. Лучше подбадривать ребенка на достижение успеха, который вот-вот свершится.
Рассмотрим все рассмотренные выше аспекты организации игровых развивающих взаимодействий с детьми раннего возраста на примере предстоящего взаимодействия с детьми, запланированного нами сегодня в практической части нашей встречи.
Будем, будем мы играть, и про смысл не забывать!
Цель: содействовать становлению осознанного отношения родителей к необходимости анализа игровой среды и характера игрового взаимодействия с ребенком; способствовать формированию умений рефлексии организации и содержания игрового взаимодействия.
Психолог рассказывает родителям о ходе предстоящего игрового взаимодействия с детьми, побуждает сформулировать развивающие задачи, которыми нагружена каждая из его частей, дополняет их ответы.
Развивающее игровое взаимодействие родителей с детьми «Большие и маленькие»
Организационный момент
Раз, два, три, четыре, пять – мы идем играть! (2 мин.)
Задачи: организовать детей, вызвать у них интерес к игровой инициативе взрослого посредством яркой, ритмичной музыкальной композиции к детской телевизионной передаче «Мы идем играть» ТК «Карусель».
Организация момента. Родители сидят на стульчиках, предназначенных для них по периметру зоны двигательной активности группы. Перед родителями на стульчиках сидят дети.
Содержание. Звучит музыка, психолог приглашает детей в зону активной двигательной активности и предлагает детям вместе с ним выполнять ритмичные движения под музыку.
Сюрпризный момент
Что за гость стучится к нам? (2 мин.)
Задачи: концентрация внимания, погружение в игровой замысел, развитие воображения, абстрактно-образного мышления.
Организация момента. Родители остаются на своих местах, дети продолжают взаимодействовать с психологом.
Содержание. В дверь стучат. Дети встречают гостя – медведя Мишу с большой и маленькой корзинками в лапах. В большой корзине большие красные и желтые яблоки. В маленькой корзине – маленькие. Яблоки представлены шариками. Внимание детей фиксируется, что в большой корзине – большие яблоки. В маленькой – маленькие.
Родителям на заметку: В играх дома предлагайте детям использовать предметы-заместители: кубик – это кусок мыла, палочка – ложка, ножик, листочек – тарелочка. Это очень полезно для интеллектуального развития малыша.
Часть 1
«Поможем Мише яблочки собрать!» (2 мин.)
Задачи: развивать координацию движений; способность ориентироваться в пространстве; развивать быстроту реакций; формировать произвольность поведения; бесконфликтно взаимодействовать со сверстниками, выполняя одно общее задание, проявляя терпимость друг к другу; формировать чувство эмоциональной отзывчивости, эмпатии, к знакомому сказочному персонажу.
Организация момента. Родители остаются на своих местах, дети продолжают взаимодействовать с психологом. По возможной необходимости, родители могут предложить детям свою помощь. По окончании выполнения задания родители с детьми занимают свои места.
Содержание. Медведь «случайно» роняет из лап корзинки с яблоками. Яблоки рассыпаются по всей игровой комнате (зона двигательной активности группы). Медведь просит о помощи – собрать яблоки в один большой общий для всех яблок контейнер.
Часть 2
«Шагаем, корзинки наполняем» (5 мин.)
Задачи: формировать способность соотносить предметы по величине (большие – к большим, маленькие - к маленьким), развивать глазомер; совершенствовать способность дифференцировать предметы по контрастным величинам, независимо от прочих их качеств; развивать координацию движений; развивать способность к удержанию равновесия в условиях усложненной ходьбы; развивать двигательную активность, моторные навыки; продолжать формировать произвольность поведения, следуя правилу очередности выполнения игрового задания.
Организация момента. Родители сидят на стульчиках для родителей по краю зоны двигательной активности группы. Перед ними на стульчиках дети. Родители вместе с детьми слушают задание Медведя.
Перед участниками игры выложены в ряд кирпичики из напольного игрового строительного материала с интервалом 20 см. В начале дорожки – контейнер с большими и маленькими желтыми и красными шариками. В конце дорожки – большая и маленькая корзинки.
Задание выполняется участниками под звучание «минуса» музыкальной композиции «Коньки».
Задание выполняется каждой парой родитель-ребенок 1 раз.
Родители помогают детям дождаться своей очереди, помогают вовремя начать выполнение задания в соблюдении очередности, оказывают помощь по ходу выполнения задания, особо в момент перешагивания через препятствия. В момент соотнесения величины «яблока» с величиной корзинки, предоставляют самостоятельную инициативу ребенку. При необходимости родители задают вопрос: «Яблоко» большое или маленькое? Ему подойдет большая или маленькая корзинка?» Постараться дождаться от ребенка ответа словом. Только потом, если ребенок затрудняется в выполнении задания, подсказать ему нужный вариант выбора/ответа.
После выполнения задания родители с детьми возвращаются на места.
Содержание. Медведь просит детей снова о помощи. Нужно взять из «короба» по 1 «яблоку» в каждую руку, пройти с ними по дорожке, перешагивая через кочки очередным шагом. В конце дорожки положить «яблочки» в подходящую корзинку. Большое «яблоко» – в большую корзину. Маленькое – в маленькую.
Часть 3
Расскажем Мишке сказку «Кто в теремочке живет?» (5 мин.)
Задачи: стимулировать речевую активность детей; развивать память; развивать мускулатуру кистей рук; развивать координацию движений; развивать пространственное восприятие, способность ориентироваться на вертикальной плоскости.
Организация момента. Родители вместе с детьми на местах. Психолог достает из «Волшебной коробочки» животное персонажа сказки «Теремок», ребенок называет животное. Затем родитель, вместе с ребенком, по парам, перемещаются на «Зеленую травяную полянку» в ковролиновую зону игровой комнаты. Здесь вертикальная плоскость стен покрыта ковролином. Это коврограф. На коврографе закреплено контурное изображение Дома-Теремка с прорезями – дверьми. Здесь живут животные из сказки.
Когда все участники расположились на «Полянке», психолог вместе с Медведем тоже садится на травку послушать сказку.
Содержание. Психолог предлагает детям рассказать сказку «Теремок». Рассказывает о том, что звери построили новый, красивый дом: «…И стали в нем жить вместе и дружно»... По мере называния очередного животного, ребенок, в чьих руках это животное, выходит к домику и помещает его в проем двери Теремка.
Когда сказка рассказана, Медведь благодарит детей за сказочный подарок, и всех приглашает в хоровод.
Заключительная часть
Хоровод «Друг друга за руки возьмем, хоровод мы заведем!» (3 мин.)
Задачи: формировать координацию движений при ходьбе по кругу на равном удалении от партнеров; развивать пространственное восприятие; развивать чувство принадлежности к группе.
Организация момента. Все участники становятся в круг. Медведя тоже берут за лапы. Он тоже вместе с детьми водит хоровод под песню «Про дружбу» из м/ф «Маша и Медведь».
Когда все участники расположились на «Полянке», психолог вместе с Медведем тоже садится на травку послушать сказку.
Содержание. Медведь приглашает всех в хоровод. Водит с детьми и родителями хоровод. По окончании – благодарит всех за интересную игру, сообщает, что возвращается обратно в лес. Благодарит за помощь с яблоками и достает из корзинки настоящие яблоки, которыми угощает участников встречи.
Практический блок
Организация и проведение педагогом-психологом развивающего игрового взаимодействия родителей с детьми «Большие и маленькие»
Цель: обогащать опыт продуктивного и развивающего взаимодействия родителей и детей посредством осуществления игровых действий; содействовать созданию условий и эмоциональной атмосферы для позитивного и целесообразного сотрудничества в совместном игровом взаимодействии родителей и детей.
Организационный момент
Раз, два, три, четыре, пять – мы идем играть! (2 мин.)
Содержание. Звучит музыка, психолог приглашает детей в зону активной двигательной активности и предлагает детям вместе с ним выполнять ритмичные движения под музыку музыкальной композиции к детской телевизионной передаче «Мы идем играть» ТК «Карусель».
Сюрпризный момент
Что за гость стучится к нам? (2 мин.)
Содержание. В дверь стучат. Дети встречают гостя – медведя Мишу с большой и маленькой корзинками в лапах. В большой корзине большие красные и желтые яблоки. В маленькой корзине – маленькие. Яблоки представлены шариками. Внимание детей фиксируется на том, что в большой корзине – большие яблоки. В маленькой – маленькие.
Часть 1
«Поможем Мише яблочки собрать!» (2 мин.)
Содержание. Медведь «случайно» роняет из лап корзинки с яблоками. Яблоки рассыпаются по всей игровой комнате (зона двигательной активности группы). Медведь просит о помощи – собрать яблоки в один большой общий для всех яблок контейнер.
Часть 2
«Шагаем, корзинки наполняем» (5 мин.)
Содержание. Медведь просит детей снова о помощи. Нужно взять из «короба» по 1 «яблоку» в каждую руку, пройти с ними по дорожке, перешагивая через кочки очередным шагом. В конце дорожки положить «яблочки» в подходящую корзинку. Большое «яблоко» – в большую корзину. Маленькое – в маленькую.
Часть 3
Расскажем Мишке сказку «Кто в теремочке живет?» (5 мин.)
Содержание. Психолог предлагает детям рассказать сказку «Теремок». Рассказывает о том, что звери построили новый, красивый дом: «…И стали в нем жить вместе и дружно»... По мере называния очередного животного, ребенок, в чьих руках это животное, выходит к домику и помещает его в проем двери Теремка.
Когда сказка рассказана, Медведь благодарит детей за сказочный подарок, и всех приглашает в хоровод.