Метод проектов. О значении метода для развития дошкольников (из опыта профессионального участия в образовательном проекте ДОУ)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, метод проектов


Одним из ведущих методов организации образовательного процесса в системе образования сегодня признан метод проектов. Педагоги консервативных взглядов ставят под сомнение эффективную значимость данного метода для развития учащихся и воспитанников.

Представленный в данной статье опыт доказывает качественную эффективность познавательной и творческой деятельности воспитанников ДОУ, сформированной рамками образовательного проекта для развития их интеллектуальных способностей.

В ходе организации проекта «Классическая музыка в детском саду», проводимого образовательной организацией, детям предоставлялся большой объем интересной и познавательной информации о музыкальных инструментах. Ребята с огромным интересом и энтузиазмом принимали участие в любом организуемом педагогами мероприятии. В итоге они много обсуждали впечатлившую их информацию со сверстниками в группе, делились разнообразными впечатлениями от мероприятий, участниками которых они являлись, со взрослыми и со сверстниками вне детского сада.

Однако обращал на себя внимание характер впечатлений, которые выражали дети в повседневной жизни по поводу проводимых мероприятий. Одни много рассказывали о музыкальных инструментах, как о предметах, которые имеют визуальные характеристики: форму, цвет, величину, материал из которого изготовлен инструмент и мало о главном свойстве, способности воспроизводить звук, мелодично звучать. Других детей больше впечатляло звучание инструмента, они меньше рассказывали о форме, о том, из чего он сделан. Часто дети испытывали трудности с запоминанием названий незнакомых инструментов, с соотнесением изолированного восприятия визуального образа с особенностями их звучания.

Все это говорило о том, что дети, участники проекта, демонстрировали свои индивидуальные особенности восприятия информации об окружающем мире. Кто-то из детей лучше усваивает визуальную информацию, кто-то аудиальную, а кто-то тактильно-кинестетическую.

Психологами выявлено, что у каждого человека от природы есть свой, ведущий принцип восприятия окружающего мира:

  • если человеку больше нравится и понятнее получать информацию через орган зрения, через глаза, то его психологи называют визуалом,
  • если информация для человека наиболее воспринимаема и понятна через слух (звуки, мелодии, тембр), то для психологов человек с таким восприятием – аудиал,
  • если у человека наиболее развито и является ведущим восприятие через тактильные, вкусовые, обонятельные, двигательные ощущения, то это кинестетик.

Информация, преподносимая в рамках проекта, детям нравилась, впечатляла их, но… несколько односторонне. Эмоциональные впечатления детей о музыкальных инструментах были несколько скуднее, чем хотелось бы.

Эмоциональный отклик в душе ребенка получит только та информация, которая, с одной стороны, созвучна особенностям его восприятия. А значит, ребенок качественнее ее воспринимает, лучше осмысливает и рефлексирует, понимает: нравится эта информация ему или не нравится, пробуждает ли она в нем положительный комплекс чувств и эмоций или нет.

С другой стороны, эмоциональный отклик в душе ребенка об объекте знакомства будет богаче и разностороннее только там, где сочетаются эмоциональный опыт ребенка, его эмоциональная память со знаниями об этом объекте.

Поэтому, с целью достижения в рамках проекта формирования у детей эмоционального отклика на познавательную информацию, важно было суметь обеспечить гармоничность сочетания качества и своеобразия восприятия познавательной информации с их эмоциональным опытом. Для этого мною, как психологом, было рекомендовано педагогам в своих развивающих взаимодействиях с детьми, использовать дополнительные средства и методы.

Было предложено уделять особое внимание соотнесению непосредственно внешнего вида музыкального инструмента с образами, эмоциональные представления о которых уже существовали в опыте детей (по принципу «На что похоже?»):

  • внешний вид музыкального инструмента и … сказочный персонаж, например. …И какое-то животное, …и какой-то предмет быта;
  • набор музыкальных инструментов и сказочный сюжет;
  • особенность звучания инструмента и тембр голоса животного;
  • музыкальное произведение в исполнении музыкального инструмента и повадки животного, поведенческие особенности какого-то персонажа сказки, литературного произведения;
  • или фантазии на тему: «На какое природное явление похоже» музыкальное произведение в исполнении музыкального инструмента.

Было также рекомендовано в процессе НОД, использовать опыт художников-иллюстраторов, которые, используя образ какого-либо предмета из окружающего мира, дополнив его какими-то элементами, «оживляли» его статический образ, и получался какой-то персонаж со своей манерой поведения, характером, со своими повадками.

В процессе НОД, педагогам также было рекомендовано знакомить детей с новыми художественными образами, которые затем можно было бы соотннести с образом (звук, форма) музыкального инструмента.

Предлагалось также побуждать детей к сравниванию музыкальных инструментов между собой по материальным и звуковым характеристикам.

Итоги такого рода развивающих взаимодействий с детьми ярко и содержательно иллюстрируют творческие работы детей с повышенной познавательной активностью. Среди них был проведен опрос, целью которого было выявить перечень наиболее запомнившихся музыкальных инструментов по результатам ознакомительной работы в рамках проекта. Ими стали семь инструментов:

  • балалайка, потому что русский народный инструмент и воспроизводит задорную плясовую музыку;
  • гусли, потому что связаны с впечатлениями детей от знакомства с русским национальным эпосом, былинами, сказаниями, имеющими древнерусские корни: богатыри, былины, Соловей Разбойник, Змей Горыныч;
  • скрипка, как самый популярный и известный инструмент в симфонических оркестрах, самый мелодичный и напевный инструмент;
  • труба, как музыкальный инструмент, наиболее часто используемый военными, солдатами в военных действиях (зовет в бой), на парадах. У трубы громкий, призывный звук;
  • арфа впечатлила детей своими размерами, глубиной и волшебностью звука. Она детям запомнилась тем, что сочетает в себе большой размер и глубокое мелодичное звучание. Все дети как один сравнивали его с перекатами волн на море;
  • флейта, как, казалось бы, простой на вид инструмент (дети вначале называли ее просто дудочкой), но какой легкий, нежный и воздушный издает звук! Этим она детям и запомнилась;
  • лира. Если флейта была выбрана за счет своего звучания, то лира была выбрана исключительно благодаря своему внешнему виду. Дети отмечали, что звук у этого музыкального инструмента не очень привлекательный, но внешний вид вызвал у детей ассоциации с образом цветка, хвостом птицы, которая под тем же названием в природе действительно существует.

Далее, детям было предложено сделать выбор наиболее понравившегося из семи представленных инструментов, и изобразить его на листе бумаги так, чтобы можно было понять впечатление, которое получает человек от знакомства с этим инструментом.

Тема рисования звучала так: «Музыкальный инструмент и впечатление, которое дарит он».

В данном творческом процессе на технике рисования акцент не делался намеренно, так как важно было графически, несколькими средствами рисования изобразить истинное, общее впечатление ребенка от образа инструмента. Цвет и средство изображения ребенок должен был выбрать сам, так как в этом также проявлялся характер отношения к изображаемому образу. В качестве выбора средств рисования детям были предложены гуашевые и акварельные краски, сангина.

Таким образом, итоги рисования по данной теме выглядели следующим образом:

1. Балалайка

Все дети однозначно сделали акцент на бодром звучании балалайки, ее плясовом задоре.

Интересно гафически выразила свое впечатление о звучании музыкального произведения в исполнении балалайки Милана.

2. Гусли

Многие дети отмечали, что под звук гуслей хочется о чем-то рассказывать, сочинять. Не спеша и напевно. Много вспоминали былины, русских богатырей.

3. Лира

Дети просто любовались инструментом, он пробуждал в их фантазии сказочные образы «Волшебный сказочный цветок», «Волшебная Жар-птица».

Алиса С. провела интересную аналогию образа этого музыкального инструмента с образом птицы (павлин): оба они имеют привлекательный внешний вид, но издают некрасивые звуки.

Алиса же провела сравнение двух в чем-то похожих внешне инструментов – гуслей и лиры. Но при этом девочка отметила, что гусли звучат намного привлекательней лиры.

4. Скрипка

Скрипка у детей большей частью ассоциировалась с женским образом, с опытом ребенка, связанным с взаимодействием с мамой.

Звуки скрипки рождали в детях приятные чувства, воспоминания.

5. Флейта

Трем девочкам понравилось звучание флейты, и все трое ассоциировали ее звучание с порханием бабочек, птичек, легкостью, воздушностью.

Ульяна и Ира сравнили звуки флейты с весенними явлениями в природе.

6. Арфа

Интересный факт: арфу выбрали дети с более высоким развитием интеллектуальных способностей (это было отмечено по результатам изучения уровня их подготовленности к обучению в школе). Напомню, ребят изначально впечатлило сочетание размера инструмента и приятного звучания.

Соответственно, и образы в их сознании возникли более сложные и интересные.

Таня Р. говорила об обволакивающем аромате весенних цветов: «Сегодня, кстати, - говорила она, - если пройти мимо кустов сирени, то можно вспомнить звучание арфы».

Ваня Ф. говорил о мечтах, о желании мечтать.

Мария Ф. пребывала в ожидании волшебства, поэтому в ее рисунке много недосказанного: «Что-то будет, но что – таится под волнами звуков арфы?..».

Обращает на себя внимание еще и тот факт, что дети, сумевшие представить в своем рисунке достаточно богатый визуальный творческий образ музыкального инструмента, визуалами, при этом, являются не все. По их высказываниям становится понятным, что они являются и кинестетиками и аудиалами.

  • кинестетики, например, сравнивают звучание инструмента с ароматом цветов (Таня Р. о лире), с легкостью, воздушностью (Ира К. о свирели), с приятным процессом купания (та же Ира К. о скрипке);
  • аудиалы сравнивают звучание инструмента с голосом матери у колыбели (Катя К. о скрипке), с голосом птички (Катя К. о свирели).

Все дети, в своей творческой работе сумели воспроизвести более широкие эмоциональные впечатления о музыкальном инструменте, нежели у них получалось это делать в начале работы в рамках проекта. И данный факт позволяет сделать вывод, что работа педагогов, участвовавших в проекте, достигла максимально ожидаемого результата, который оказал благотворное развивающее воздействие на детей.

Ведь кроме расширения кругозора, развития эмоциональной чувствительности детей, с помощью деятельности педагогов в рамках проекта «Классическая музыка в детском саду» дети получили возможность средствами творческой деятельности, воображения расширить и обогатить свои интеллектуальные способности:

  • ассоциативное мышление, а это высшая форма логического мышления;
  • наглядно-образное мышление (Катя К., Алиса С. о лире);
  • наглядно-образное мышление и способность к анализу информации (Алиса С. о лире, гуслях и арфе). Девочка строит логические умозаключения, делает выводы (соотносит звучание и внешний вид инструментов);
  • абстрактно-образное мышление (Милана К. о балалайке (звук), Ваня Ф. об арфе (мечты), Таня Р. об арфе (аромат)).

1. Балалайка

Ульяна Г., 6л.10м.: «Ее звучание зовет поплясать. Сразу праздничное, веселое настроение. Хочется веселиться без остановки».

Милана К., 6л.9м.: «Звучит как-то особенно. Как будто такие волнистые полосочки. Они быстро-быстро вьются. Они украшают музыку».

2. Гусли

Егор П., 6л.10м.: «Звучание гуслей напоминает мне о старинной России. Я сразу вспоминаю историю про богатыря, он освободил землю от Змея Горыныча. Змей этот жил на высокой горе».

3. Лира

Катя К., 6л.3м.: «Похожа на волшебный сказочный цветок. Он только-только появился на проталинке под лучами весеннего солнышка. Звучит лира, будто вокруг снег тает, и свои лепестки раскрывают цветочки».

Алиса С., 6л.10м.: «Лира похожа на хвост волшебной Жар-птицы. Лира – красивый инструмент, но звучит не очень красиво. Лира похожа на гусли. Как звучат гусли, мне нравится больше. Вот павлин – красивая птица, а поет не красиво».

4. Скрипка

Катя К., 6л.3м.: «Скрипка поет свою музыку, словно мама малышу поет колыбельную песенку на ночь. Скрипка похожа на женщину, на маму».

Лера Ш., 6л.6м.: «Музыка скрипки струится словно ручеек, нежно и легко. Ручеек переливается на солнце разными цветами. От такой музыки распускаются цветы и порхают бабочки».

Ира К., 6л.6м.: «Много-много приятных звуков. В музыке скрипки как будто купаешься. Музыка переливается разными цветами. От этого становится приятно».

5. Флейта

Катя К., 6л.3м.: «Звучит легко, будто бабочки порхают, будто птички щебечут, будто журчат струйки. Они получились из дождинок».

Ульяна Г., 6л.10м.: «Нежные звуки свирели похожи на весну. Солнышко пригревает, снег тает, появляются проталинки, распускаются первые цветы, просыпаются и порхают бабочки. Становится так хорошо!..».

Ира К., 6л.6м.:«Ее звучание похоже на бабочку. Она легко и нежно порхает в прозрачном весеннем воздухе после долгих зимних морозов. Это радость».

6. Арфа

Таня Р., 6л.11м.: «Музыка, звуки струн арфы как аромат весенних цветов. Наполняет все вокруг. Так, что голова может закружиться».

Ваня Ф., 6л.8м.: «Музыка арфы похожа на сказочный корабль с алыми парусами. Он плывет, покачивается на волнах моря. Его освещает восходящее солнце. На этом корабле живут мечты. Под музыку арфы мне хочется мечтать».

Мария Ф., 6л.7м.: «Музыка арфы – это море и перекаты волн на нем. Кажется, что из волн вот-вот появится что-то волшебное, волшебство какое-то».