Физическое воспитание – неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически здорового молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться, переносить повышенные нагрузки. Физическое воспитание способствует выработке у молодёжи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Основоположником системы физического воспитания в нашей стране по мнению историков физической культуры является П.Ф.Лесгафт.
В основе его педагогической системы лежит учение о единстве духовного и физического развития человека. Основной целью его системы является «гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма», под которым он понимал умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание.
Установкой на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются:
- крепкое здоровье;
- хорошее физическое развитие;
- оптимальный уровень двигательных способностей;
- знания и навыки в области физической культуры;
- мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность [2].
Одним из вариантов оптимизации физического воспитания является концепция личной физической культуры, постулирующая возможность существенного влияния на проблему формирования привычек ведения учащимися здорового образа жизни.
Разработка концепции личной физической культуры может осуществляться по двум основным направлениям. Первое – это преимущественная социализация личности учащихся общеобразовательной школы, учитывающая в первую очередь потребности государства и направленная на максимальную адаптацию ребёнка в обществе. Второе направление ориентировано на максимальное раскрытие индивидуальных способностей и задатков ребёнка, учитывает индивидуальные особенности, основные интересы и уровень развития психофизических показателей. Оба подхода в настоящее время активно разрабатываются и имеют как положительное, так и отрицательные стороны [4].
Здоровый ребёнок - это комплексная государственная задача и проблема не только медицинская, но и социально-гигиеническая, а также психолого–педагогическая. Здоровый ребёнок–главная проблема ближайшего и отдалённого будущего нашей страны, так как весь потенциал и экономический, и творческий, все перспективы социального и экономического развития, высокого уровня жизни, науки и культуры–всё это является итогом уровня достигнутого здоровья детьми, физической и интеллектуальной их работоспособности. Именно здоровые и потенциально здоровые дети сегодня должны быть основной проблемой, заботой и основным содержанием ежедневной практической деятельности. Сегодня мы имеем строго обоснованные исследования и суждения о решающем влиянии организации среды, питания и воспитания детей на конечные показатели их здоровья и работоспособности, адаптации к неблагоприятным внешним условиям. Речь идёт не только о сохранении здоровья, но и его расширении, когда следует разрабатывать методы определения «количества» здоровья. По определению, принятому еще в 1948 г. Всемирной организацией здравоохранения, здоровье–это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений.
Не менее важным направлением «строительства» детского здоровья является двигательное воспитание ребёнка, начиная с самого раннего возраста на основе современной методики индивидуализации подхода и нормирования нагрузки. Это настолько важно, что можно с полным правом относить ребёнка с низкими, т.е. невоспитанными двигательными возможностями и навыками к детям с низким уровнем здоровья, детям, инвалидизированным с раннего возраста. Ясно, что проблема двигательного воспитания не может решаться только силами медицинских работников. Это проблема и общей культуры населения, и образа жизни в целом. Она касается и общественности, и профсоюзных организаций, но пропаганда двигательной культуры и двигательного воспитания детей, разъяснение методов этого воспитания целиком ложатся на специалистов здравоохранения, просвещения, физической культуры и спорта.
Человек всегда стремится к укреплению своего здоровья, мечтая об увеличении силы, ловкости, выносливости и на развитие этих качеств, влияют социально–экономические, биологические, генетические, расовые, социально–бытовые и другие факторы [3].
В жизни ребёнка двигательная деятельность является фактом активной биологической стимуляции, фактом совершенствования механизмов адаптации, главным фактом физического развития. Гармоничность физического развития один из показателей здоровья. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Движение – это признак жизни. Роль движения особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма – в детском и подростковом возрасте. В особые чувствительные периоды развития ребёнка и подростка средовые факты в основном определяют овладение двигательными координациями, расширяют резерв адаптации функциональных систем, создают волевой настрой на напряжённый тренировочный и соревновательный режим [5].
Двигательную нагрузку необходимо дозировать с учётом индивидуальной чувствительности организма к ней, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, а также климато–географических и социальных факторов. Таким образом, научно обоснованное и правильно организованное физическое воспитание детей должно благотворно влиять на молодой организм: оно должно способствовать гармоничному физическому и психическому развитию; расширять двигательные возможности; повышать защитно – приспособительные реакции и усиливать устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешних факторов; вырабатывать у детей и подростков оптимизм и бодрость; регулярные тренировки в детском возрасте должны расширять резервы организма, способствовать увеличению здоровья, что в сочетании с меньшей заболеваемостью будет способствовать в зрелом возрасте повышению работоспособности и производительности труда, - всё это имеет огромное социальное значение.
Дальнейшие научные исследования в области физической культуры и поиски путей в подготовке учителей должны быть направлены на разработку дифференцированного физического воспитания.
Считается, что только при условии комплексного обследования можно правильно оценить степень физического совершенствования школьника и обеспечить дифференцированное физическое воспитание.
В настоящее время учителя физической культуры и врачи располагают программой комплексного обследования физического развития, уровня развития двигательных качеств, физической подготовленности и функционального состояния организма школьников, что отрицательно сказывается на постановке учебной и внеклассной работы по физкультуре. Поэтому школьный учитель или преподаватель физкультуры вуза должны знать о влиянии социально–гигиенических и бытовых факторов на уровень физического развития, двигательных способностей и формирование опорно–двигательного аппарата [1].
В заключении следует высказать критические замечания по проблемам современного физического воспитания подрастающего поколения. Дело в том, что существующая система физического воспитания в дошкольных и школьных учреждениях всё ещё далека от совершенства и не так эффективна, как того требуют интересы нашего общества и государства. Причин много: недостаточно у нас законченных фундаментальных научно–исследовательских работ по возрастным проблемам двигательной деятельности с привлечением данных генетики, эндокринологии, иммунологии, антропологии, физиологии, биохимии, биофизики, медицины, психологии и педагогики; мало ещё квалифицированных педагогических кадров, ставящих перед собой не только образовательные, но и оздоровительные задачи; недостаточна материальная база, оснащённая современными приборами для экспрессдиагностики эффективности тренировочного процесса, не уделяется должного внимания оздоровительной и адаптивной физической культуре детям, имеющим различные отклонения в состоянии здоровья, в том числе и отстающим в физическом развитии.
Список использованной литературы
1. Вишневский В.А. Системный подход к организации оздоровительной работы в образовательном учреждении / В.А.Вишневский // Теория и практика Физической культуры. – М.: Академия, 2003. − №4. − С. 39-44.
2. Дьякова Т.А. Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей / Т.А.Дьякова // Инструктор по физкультуре. – 2009. – №2. – С. 100-105.
3. Ладингтон Э. Ключи к здоровью / Э.Ладингтон, Г.Дейль, И.Гамлешко. − М.: Медицина, 1999. − 192 с.
4. Лубышева Л.И. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового стиля жизни детей младшего школьного возраста / Л.И.Лубышева, А.В.Шукаева // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. – 2007. - №3. – С. 2-5.
5. Симон Н.А. Оптимизация двигательной активности как основное направление физического воспитания учащихся младших классов / Н.А.Симон // Физическая культура и спорт в формировании здорового образа жизни населения России: Материалы межригион. научно-практической конф. / СибГУФК. – Омск, 2003. – С. 79-81.