Каждый день мы сталкиваемся со множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Логическое мышление необходимо нам для того, чтобы вовремя проанализировать и применить ранее полученную информацию. Оно позволяет отделять главное от второстепенного, находить взаимосвязи и полностью анализировать ситуацию.
Современная школа в условиях ФГОС должна подготовить человека думающего, чувствующего, интеллектуально развитого. Если ранее первостепенной задачей школы считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками, то сегодня на первый план выходит формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться.
На учителе начальных классов лежит большая ответственность, так как младший школьный возраст является наиболее продуктивным в развитии логического мышления. Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.
Целесообразнее развивать логическое мышление в русле предмета математика. Объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию у ученика умения формулировать чёткие определения, обосновывать суждения, развивать логическую интуицию.
В своей работе мы учитываем специфику детского возраста. Понимая, что желание учиться и желание играть мирно сосуществуют друг с другом, уделяем особое место дидактическим играм, игровым разминкам, поисково-логическим задачам и пр. Различные задания занимательного характера эмоционально воздействуют на детей, активизирует их внимание и участие на уроке.
Приемы формирования логического мышления
I. Сравнение
Сравнение — операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.
Работу по формированию у детей логического приема сравнения лучше начать с первых уроков математики, в качестве объектов можно сначала использовать предметы или рисунки с изображением предметов, хорошо знакомых, в которых они могут выделить те или иные признаки, опираясь на имеющиеся у них представления.
Задание.
1. Что вы можете рассказать о предмете?
2. Что вы можете сказать о размерах (формах) этих предметов?
Умение выделять признаки и, ориентируясь на них, сравнивать предметы ученики переносят на математические объекты.
3. Назови признаки:
а) выражение 3+2 (числа 3,2 и знак «+»);
б) выражение 6-1 (числа 6,1 и знак «-»).
4. В чем сходство и различие:
а) выражений: 6+2 и 6-2;
б) чисел: 32 и 45; 1 и 11;
г) сравнение текстов задач.
В обучении младших школьников большая роль отводится упражнениям, которые связаны с переводом «предметных действий» на язык математики. В этих упражнениях они обычно соотносят предметные объекты и символические.
5. К какому рисунку соответствует записи 2*3, 2+3
II. Анализ и синтез
Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств. Синтез - это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое. В мыслительной деятельности человека анализ и синтез дополняют друг друга.
На уроках мы предлагаем учащимся выполнить задания следующего вида:
1. Из каких цифр состоят числа? Расскажите все, что вы знаете и о них.
95 46 58
2. Прочитай по-разному выражения 16 - 5 (16 уменьшили на 5, разность чисел 16 и 5, из 16 вычесть 5).
Конечно, не следует стремиться к тому, чтобы каждый ученик произносил этот монолог, но, ориентируясь на него, можно предлагать детям, вопросы и задания, при выполнении которых они будут рассматривать данный объект с различных точек зрения.
III. Прием аналогии
В процессе обучения математики мы часто говорим детям: «Сделайте по аналогии» или «Это аналогичное задание». Обычно такие задания даются с целью закрепления тех или иных действий.
Предлагаем задания следующего вида:
1. Вставьте пропущенное слово.
123452 |
|
РАКЕТА |
321452 |
|
? |
2. Поставьте нужное слово вместо знака вопроса.
ПОРТРЕТ |
4 |
ПОРТ |
ЛЕСКА |
3 |
? |
IV. Прием обобщения
Обобщение – это выделение существенных признаков математических объектов, их свойств и отношений.
Предлагаем задания следующего вида:
1. Рассмотри рисунок и попробуй быстро подсчитать, сколько окон в доме.
(Дети могут предложить следующие способы: 3+3+3+3; 4+4+4 или 3∙4=12; 4∙3=12)
Мы предлагаем сравнить полученные равенства, выявить их сходство и различие.
2. Сравни выражения, найди общее в полученных неравенствах и сделай соответствующие выводы:
2+3 ... 2∙3 |
|
4+5 ... 4∙5 |
3+4 ... 3∙4 |
|
5+6 ... 5∙6 |
Список литературы
- Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в нач. классах. - М.: Просвещение, 1984. - с. 234.
- Боричевская В.И. Развитие самостоятельности мышления учащихся. // Нач. школа. - 1992. - № 1 - с. 2-3.
- Волкова С.И., Столярова Н.К. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики. // Нач. школа. - № 7-8 - с. 27-32.
- Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1985. - с. 64.
- Липина И.А. Развитие логического мышления на уроках математики. // Нач. школа. - 1997. - № 3 - с. 46-47.
- Мельник Н.В. Развитие логического мышления при изучении математики. // Нач. школа. - 1997. - № 5 - с. 63-67.