Освоение лингвистических понятий как средство развития исследовательских умений младших школьников

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: лингвистические понятия


Современный этап развития общества характеризуется сменой образовательной парадигмы: от передачи суммы знаний, умений и навыков к развитию у учащихся способностей действовать в различных жизненных ситуациях. Учителя осознают тот факт, что результатом обучения является не само по себе знание, а личностное развитие, которое происходит в процессе обучения. Задача начальной школы – сформировать учебную деятельность младших школьников.
Интерес к новым впечатлениям, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения [4].

Развитие исследовательских умений младших школьников сейчас является еще более актуальным, когда фактически все познавательные устремления детей замыкаются средствами массовой информации, интернетом, компьютерными играми, окружением, определяя психологию, поведение, мировоззрение ребенка. В связи с этим, от педагогов требуется раскрыть перед детьми мир во всем своем широчайшем разнообразии, пробудить их интерес к познанию окружающего мира [5].

Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличие у субъекта специфического личностного образования – исследовательских умений.

Для раскрытия ключевого понятия «исследовательские умения» рассмотрим основные вспомогательные понятия «умения»:

  • умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы);
  • умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, умение определить методы исследования, умение осуществить поиск информации);
  • умение работать с информацией (иметь представления о видах информации и источниках информации, умение разделять на смысловые части, умение выделять главное, умение кратко излагать мысли, умение конспектировать и т.д.)
  • умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика);
  • оценочные умения (умения, связанные с анализом своей деятельности и оценочной деятельностью).

В качестве исследовательских умений младших школьников А.И. Савенков называет: умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, сравнивать, задавать вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, добывать информацию, давать определение понятиям, проводить самостоятельное исследование, структурировать материал, делать сравнения, давать оценку, составлять внутренний план действий, доказывать правильность точки зрения. [1, c. 14].

Для развития умения выдвигать гипотезу используются упражнение «Подумаем вместе» (деля предположения, используем слова «может быть», «предположим», «допусти»); упражнение, предполагающее обратное действие («При каких условиях эти предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?»); упражнение «Найти возможную причину события». Эти задания способствуют также развитию умения задавать вопросы.

Умение давать определения понятиям формируются с помощью игры «Трудные слова» и заданий «Как можно короче объясни слово», «Сочини загадку», «Отгадай кроссворд».

Развитию умения наблюдать и анализировать способствует упражнение «Я такой». Задача обучающихся – назвать как можно больше признаков какого – то предмета, например стола.

Важным исследовательским умением является умение работать с информацией. В этом плане очень полезным будет занятие «Мы в море информации»: откуда берем информацию, как с нею работать».

Неотъемлемой частью изучения в начальной школе предмета «русский язык» является усвоение учениками системы языковых понятий. Словами обозначаются конкретные предметы и понятия, выражают чувства и намерения. Современный русский язык располагает огромным словарным составом. Величайшее богатство народа – его язык. Ведь язык – основное средство общения, люди не могут без языка передавать и получать нужную информацию, воздействовать на окружающих.

Понятие, как известно, представляет собой форму мышления, в которой отражаются предметы и явления окружающего мира в их существенных признаках и взаимосвязях. В речеведческом понятии так же, как и в любом другом, отражены в обобщенном виде существенные признаки речевых явлений.

Мышление, как известно, может быть представлено разными формами: понятиями, умозаключениями, суждениями, выступающими отражениями материальной действительности.

Изучение русского языка в начальной школе – это первый этап обучения системы лингвистического образования учащихся, в процессе которого младшие школьники достигают новые для них лингвистические понятия, в том числе и речеведческие через развитие исследовательских умений.

Исследователи говорят о том, что процесс развития лингвистических понятий может происходить в двух направлениях:

  1. по пути углубления, уточнения прежних понятий, осознание которых поднимается на более высокий уровень обобщения;
  2. по пути отбрасывания прежних понятий, которые были ненаучными, возникновение вместо них новых понятий.

Для грамотной организации процесса усвоения лингвистических понятий в начальной школе важно рассмотреть, чем отличаются научное и учебное понятие [2, c. 528]. Формирование понятий и их развитие представляет собой достаточно сложный, противоречивый процесс, как в научном, так и в учебном познании. Изучение понятий начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе и продолжается в течение всего периода обучения. Младшие школьники овладевают понятием не сразу, они постепенно «осваивают» понятия: сначала осознают его содержание, объем, потом усваивают те связи и отношения, которые связывают эти понятия с другими понятиями. В процессе учебного познания формирование понятий у школьников происходит под руководством учителя, является результатом его целенаправленной работы, определяется содержанием учебных программ, учебных пособий, зависит от состояния теории и практики.

Что значит раскрыть или объяснить понятие? Раскрыть понятие – это значит указать его существенные признаки, т.е. такие признаки, которые составляют содержание этого понятия, выражают природу данного языкового явления и отличают от других языковых явлений.

Опыт работы учителей показал, что лишь целенаправленная работа над содержанием понятия приводит к запоминанию терминов, в то время как упор на словарную работу без должного объяснения не приводит к хорошим результатам.
Большое значение в освоении научной терминологией имеет строго логическая подача учебного материала, так как от этого в значительной мере зависит ход и характер мыслительной деятельности учащихся. Введение термина на начальном этапе формирования нового понятия целесообразно как эффективный прием лишь в том случае, если значение термина легко осознается на основе словообразовательного анализа, исторического комментария или сам термин – исходная предпосылка для раскрытия содержания понятия [3, c. 464].

Качество усвоения научного языка разных предметов связано с системой терминологической работы, состоящей из следующих действий [6]:

  • Использование наглядности (показ предмета, иллюстрации или действия). Наглядность не только облегчает познавательную деятельность учащихся, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания.
  • Семантический приём (словообразовательный анализ), на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. В начальных классах обычно задаётся вопрос: «от какого слова образовано это понятие?» или «почему так назвали: подосиновик, уравнение?». Такой приём, кроме того, позволяет осуществить связь словарной работы с правописанием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных.
  • Этимологический приём как анализ происхождения слов – понятий служит важным средством объяснения значений терминов, относящихся к природоведческим, общественно-политическим, нравственным и эстетическим понятиям;
  • Приём логического определения нередко помогает раскрыть значение слова через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков
  • Объяснение значения понятия через конспект. Прочтение отрывка «высвечивает» значение понятий; учащиеся легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления, сочетаемость и выразительность;
  • Выяснение значение нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения. В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями, топонимическими и т.д.
  • Способ подбора синонимов (в том случае, если дети уже частично знакомы с изученным понятием) является также одним из самых универсальных и часто применяемых приёмов.
  • Приём подбора антонимической пары.

Так каким же образом можно определить значение следующих понятий: местоимение, портрет, конфликт? Почему их назвали именно так? Проведем этимологический анализ.

Слово местоимение. Заимствовано из старо – славянского языка, где оно является словообразовательной калькой греч. antonymia, cложно – суф. производного на базе anti«вместо», onyma«имя».

Слово портрет. Заимствовано в Петровскую эпоху из франц. яз., где portrail–страдат. прич. от portraire«рисовать, выставлять». Портрет буквально – «нарисованное, выставленное».

Слово конфликт. Заимствованное в середине XIXв. из нем. яз., где konflikt<лат. сonflictus, суф. Производного от сonfligere «сражаться, биться». Конфликт –буквально – «столкновение, бой».

Можно сделать вывод, что исследовательское обучение в современное время понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Развитие исследовательских умений учащимся дает: возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин; возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся; возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом. Таким образом, необходимо уделять особое внимание освоению учащимися лингвистическими понятиями и терминами, так как без понятий, терминов невозможна никакая наука. Учителю необходимо грамотно управлять процессом формирования языковых понятий, и правильно организовать познавательную деятельность младших школьников. Педагог должен четко представлять, что такое лингвистическое понятие, каковы особенности процесса освоения им, какие сложности испытывают дети при изучении лингвистических понятий. При изучении новых лингвистических понятий должна стоят цель не только их запоминания, но и осмысления, целесообразного, обдуманного использования этих слов в речи.

Список литературы:

  1. Бордовский, В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе: Учебно – методическое пособие. – СПб.: Изд – во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 14 с.
  2. Золотова Г.А. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Изд-во МГУ, 2011. – 528 c.
  3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2009. 464 с.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.-2-е изд., исправл. и дополн.-Самара : издательство «Учебная литература»,-2006
  5. Концепт. Научно – методический электронный журнал: К вопросу об исследовательских умений умениях младших школьников [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://e-koncept.ru/2017/770288.htm
  6. З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Лингвистические словари и работа с ними в школе.- М.: Просвещение, 2007г.