Урок окружающего мира в 1 классе "Кто такие птицы?"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 1

Ключевые слова: птицы


Тема: «Кто такие птицы?»

Учебные задачи, направленные на достижение - предметных результатов:

  • познакомить учащихся с характерным признаком птиц, формировать умение отличать птиц от других животных;
  • развивать умение узнавать и называть изученных птиц по описаниям, рисункам, фотографиям;

Познавательные:

  • учить выявлять признаки данного вида животных;
  • отличать новое от уже известного,
  • продолжать обучение практическому исследованию предметов природы.

Регулятивные:

  • ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц;
  • использовать жизненный опыт;
  • работать с дополнительной литературой,
  • учить отличать верно выполненное задание от неверного.

 Коммуникативные:

  • умение работать в паре, вести учебный диалог;
  • формирование уверенности в себе;
  • учить оценивать свою работу и работу группы.

 Личностные:

  • воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим;
  • привлекать семью к проблеме помощи животным;
  • развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Прогнозируемые учебные результаты: первоклассники познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся определять птиц среди других животных, описывать их.

Учебные материалы и оборудование для учителя и учащихся:
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Окружающий мир» перья птиц, ножницы, стаканчик с водой, рисунки птиц.

Ход урока

I. Организационный этап. Мотивация

Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе.

Учитель.

- Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Посмотрите на гостей и поздоровайтесь с ними глазами.

- На уроке мы будем работать под девизом.

Наш девиз – не унывать, всё пройти и всё узнать!
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!

(Слайд 1 )

II. Присоединение.

Учитель.

- Сегодня вы маленькие учёные и вам предстоит сделать несколько важных открытий.

- Ответьте мне: «Кто такие учёные?» ( ответы детей) (Учитель знакомит учащихся с толковым словарём Ожегова и лексическим значением слова учёный.

(Слайд 2 )

Учёный – этоспециалист в какой-нибудь области науки - много знающий, образованный .

Учитель.

- Наш урок посвящён живой природе ,а именно тем, кто два раза родится: в первый раз гладкий ,а второй раз- мягкий. Кто это? (Птица)

- Предположите, о ком мы будем говорить на уроке ?

III. Этап актуализации знаний.

Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Птицы»; подготовить к восприятию новой темы.

Учитель.

- А каких птиц знаете? (дети называют)

IV. Этап изучения новых знаний.

Cоздание проблемной ситуации, знакомство учащихся с характерным признаком птиц.

1). Постановка цели и задач урока.

Учитель.- Прочитайте тему урока на стр.36 учебника. (Кто такие птицы?)

- Чему мы будем учиться на уроке?

- Прочитайте, какие учебные задачи мы будем решать на уроке? ( читающие дети читают стр.36)

(Слайд 3)

Учитель.

- Совершенно верно. Тема урока «Кто такие птицы».

Цели: познакомиться с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки птиц, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных.

2). Определение главного признака птиц.

Учитель- Ребята, кто из вас знает, как отличить птиц от других животных?

(Они умеют летать)

- Давайте понаблюдаем и скажем, действительно ли главным признаком птиц является умение летать?

( Слайд 4)

Рассказ Муравья Вопросика.

Однажды вечером он гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться.

За лесом на окраине деревни прокукарекал петух, созывал кур на насест.

Большая ночная бабочка пролетела над ним бесшумно взмахивая крыльями, с резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало животное, похожее на белку.
Какие разные животные подумал Муравей. Все они умеют летать. Наверное, все они – птицы?

- (Слайд 5 ) (летучая мышь, белка-летяга, бабочка)

Учитель.

- А вы как думаете, ребята?

- Давайте рассмотрим этих животных. Все ли они птицы?

- Знает ли кто-нибудь из вас похожее на белку животное, о котором сказал Муравей?

Это белка-летяга.

Птица ли она? А летучая мышь – птица?

Учитель.

- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать общий признак, который отличает их от других животных.

- Умение летать не подходит – мы знаем, что летают не только птицы, но и рыбы и насекомые, а вот курица летает плохо.

- Так чем птица отличается от других животных, вот это нам предстоит выяснить.

Выдвижение гипотезы (2 мин) (Слайд 6)

Рассказ о строении тела птицы на примере голубя, гуся или утки.

Учитель.-Чем они все похожи?

(У них у всех есть перья.)

3). Возвращаемся к рисункам.

- Чем покрыто тело летучей мыши (шерстью).

- А крылья у неё перепончатые.

- Летяга тоже покрыта шерстью. Перьев у них нет. Значит они не птицы.

Учитель.

-Найдите среди всех животных птицу. (Курица).

-Курица летает плохо, но её учёные так же как и вы относят к группе птиц. Почему?

-Мы знаем, что есть птицы, которые вообще не умеют летать. (Слайд 6)

-Так можно ли сказать, что все, кто летают – птицы? Или у птиц есть какой-то другой отличительный признак? (ответы)

(потому что самый главный признак этой группы – перья)

Учитель.

- Кто же такие птицы?

- Правильно ли мы думаем? Согласится ли с нами Мудрая Черепаха? Посмотрите на других птиц.

-Чем похожи птицы? (Все покрыты перьями)

Учитель.

- Это животные, тело которых покрыто перьями. Не случайно птиц называют «пернатые»!

- Важный ли признак для птиц - умение летать? ( Нет)

- Какой же главный признак птицы? ( Перья). (Слайд 7)

- Птицу узнают по перьям. Это вполне справедливо, поскольку из всех живых существ только птицы имеют перья, за что их и называют пернатыми. (Слайд 8)

-Давайте познакомимся со строением птицы.

4). Строение птицы.

(Слайд 9)

Учитель

- Посмотрите, что это за птица? (Голубь)

- Дети, назовите все части тела птицы.

( Туловище, ноги, крылья, хвост, шея, голова, клюв.)

- Поработайте в паре: рассмотрите картинку стр.36, покажите друг другу, из каких частей состоит тело голубя? (голова, шея, туловище, хвост, крылья, ноги, клюв)

 - А теперь проверим. Правильно ли вы назвали части тела птицы (проверка по слайду 9 )

- Обратите внимание на форму тела птицы. Какая она? (Гладкая, обтекаемая.)

-Для чего нужна птице такая форма тела? (Форма тела помогает птице преодолевать потоки воздуха и быстро летать)

-Эту особенность формы тела птиц люди давно подсмотрели у природы и по её образу и подобию создали машину. Какую? (Самолёт) (Слайд 10)

5). Знакомство со строением перьев. Практическая работа. (Слайд 11)

Учитель.

- Мы сейчас с вами будем настоящими исследователями. А цель нашего исследования узнать:

  • как устроены перья;
  • значение перьев.

- А вы держали в руках перо птицы? А кто-нибудь задумывался о его свойствах?

-А чтобы больше узнать о свойствах перьев, что мы можем сделать? (нужно его рассмотреть, исследовать).

-А если рассмотреть перо, то о чем мы можем узнать? (зачем оно нужно птице)

(Слайд 11).

-У вас на партах в файлах лежат разные перья. Достаньте их.

-Рассмотрите их внимательно. Сравните перья.

-Чем различаются? Чем похожи? (Формой, цветом, размером)

- Найдите вот такие жёсткие и упругие перья. Это полётные или маховые перья.

С их помощью птицы летают. (Слайд 12).

-Маленькие и пушистые-это кроющие перья. Они покрывают тело птицы (Слайд 13)

и одновременно сохраняют тепло самого нижнего слоя – пуховых перьев. (Слайд 14).

- Для чего же нужны перья птице? (летать, сохранять тепло)

Физминутка.

Лебеди летят, крыльями шумят. (Дети шагают, машут руками)

Прогнулись над водой, качают головой. (Наклоняются вперёд, кивают головой в разные стороны)

Прямо и гордо умеют держаться (выпрямляются, стоят ровно)

И очень бесшумно на воду садятся. (садятся за парты)

(Слайд 15)

V. Практическая работа

Учитель.

- Несмотря на то, что перья отличаются друг от друга, они имеют общие особенности. Проведём научное исследование.

- Возьмите любое перо и рассмотрите его.

- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера. Покажите его.

- Найдите бородки, покажите их

-Обратите внимание на то, как прочно они соединены.

(показывают)

- Что случится, если сейчас подует ветерок?

( Перья полетят. Они лёгкие. )

-Давайте проверим ваше предположение. Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него.-

-Что случилось? (Они лёгкие, поэтому полетели.)

- Как вы думаете, а что находится внутри перьев?

-Давайте проверим , возьмите ножницы и среднее перо разрежьте. Что вы видите внутри? (Ничего.Внутри пусто, поэтому они очень лёгкие)

Учитель (приглашает 3 человека)

- Они будут проводить наблюдение по инструкции:

- Опустите перо в воду.

- Выньте перо и посмотрите, изменилось ли оно? Намокло ли перо? Что происходит с капельками воды?

- Попробуйте сделать вывод: от чего перья защищают птицу?

- Опустите перо в воду. Выньте перо и посмотрите, изменилось ли оно? (нет)

- Намокло ли перо? (нет)

-Что происходит с капельками воды?

( Нет, вода скатилась капельками.)

- Попробуйте сделать вывод: от чего перья защищают птицу? (Перья защищают птицу от воды и сырости .)

Вывод. Действительно, перья защищают птицу от воды и сырости.

Учитель.

Есть такая поговорка: Как с гуся вода. Как понимаете смысл высказывания?

-Спасибо за помощь (дети садятся за парты)

-Может, вы знаете, почему у птиц перья не намокают от воды? (ответ детей)

(Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают)

Учитель.

- Для чего нужны птицам большие перья?

( Чтобы летать.)

Учитель.

- Для чего нужны маленькие пёрышки?

(Для тепла.)

- Итак, для чего же птице нужны перья? (Летать, сохранять тепло, украшать)

- Итак, мы выяснили, что тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие перья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу.

 - Обратите внимание. Почему на слайде перо нарисовано рядом с чернильницей?

(Перьями раньше писали.)

- Да, много лет назад не было ручек, и люди писали гусиным пером. А.С.Пушкин писал свои сказки таким пером.

VI. Закрепление изученного материала (до 15 минут)

Учитель .

- Ребята, пока вы исследовали перья, к нам пришла электронная почта. ( Слайд 17 )

«Внимание! Наши маленькие друзья! Срочно нужна помощь! Живем рядом с вашей школой, нам голодно!»

Подпись: Синички, воробьи, снегири и другие птички.

Учитель.

-Птицы нас просят о помощи. Поможем птицам? Да!

-А прежде, давайте подслушаем их разговор. (О чем же они говорят).

 VII. Инсценировка .(Диалог птиц)

- Холодно нам птицам зимой.

- Да и не хватает корма.

- Мы, ласточки, скворцы питаемся насекомыми и улетаем в теплые края. А сейчас насекомых нет – они спят.

- А вот нам воробьям, синицам и холодно, и голодно.

- А ты знаешь, что мы возвращаемся опять туда же, откуда улетали.

- Это как?

- Ну, с нашего города мы улетели сюда же в наш город мы и прилетаем.

- Но есть одно но… Мы возвращаемся в том случае если к нам отношение бережное, встречают нас, делают нам искусственные гнезда, которые называются скворечники.

- А зимой нас надо подкармливать и делать нам кормушки.

Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их не счесть!
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучайте птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

-Корма, который подходит птицам в природе мало, поэтому сейчас мы можем встретить птиц рядом с жильем.

Учитель.

- А мы сделали для птиц кормушки и знаем, чем птиц кормить.

Рассказы детей о корме и кормушках. (Слайд 18)

Птиц, постоянно живущих в данной местности, называют оседлыми. Это такие птицы, как галки, воробьи, снегири.

Зимой снегиря можно подкармливать семенами растений.

Дятла – семенами сосны, семенами растений.

Синицу – салом.

Воробьев– пшеном, крошками хлеба, сырыми семечками подсолнуха.

Кормушки.

Подкормку птиц начинают с появлением первого снега. Практичная кормушка – это домик. Для синиц – жердочка из проволоки, на которую нанизываются кусочки сала.

2гр. Рассказ о птицах.

Воробей. (Слайд 19)

Очень прожорлив. Воробьи делали налеты на поля и уничтожали урожай. Крестьяне им кричали «Вора бей»! Так их и назвали «воробей».

Ласточки. (Слайд 20)

Птицы воздуха. Они редко спускаются на землю, даже воду пьют на лету. Если ласточки летают низко – будет дождь.

3 гр. Чув. легенды. Ласточка вьет гнездо у бога под столом. В чув. вышивке используют швы, которые называются ласточкин хвост и лапки \/ \/ \/, а петушок любимый сказочный герой.

Все эти птицы нам знакомы. Они живут с нами рядом.

Есть птицы, о которых вам предстоит узнать много нового и интересного.

Соловей (Слайд 21 )

Про соловья говорят, что он лучший певец. О чем же он поет. Сидит он в листве, неприметный и то щелкает, то рокочет, то трелью рассыпается, да так звонко и красиво, как ни одна другая птица не умеет.

Песней птицы подзывают друг друга, отгоняют врагов. Они даже ругаться могут – послушай, как ссорятся воробьи, отнимая друг у друга хлебную корку. (Звуки)

- А самые красивые песни птицы поют для своих невест и жен. Если пересказать соловьиную песню человеческими словами, то получится примерно так:

- Я пою лучше всех соловьев, а моя жена – самая красивая соловьиха во всем лесу.

Под этим кустом мы совьем гнездо, и если какой-нибудь чужак попробует тут поселиться, я его прогоню – потому что я храбрый и сильный.

Учитель.

-Вот он о чем поет.

-Соловей образовано от слова «соло» - один.

-Есть такое понятие и в музыке «соло» - это исполнение произведения одним человеком-музыкантом.

(Исполнение музыкального произведения на флейте)

VIII . Рассказ о декоративных птицах.

-Перья спасают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары. В природе много птиц. В лесу, на лугу – везде живут птицы. Мир птиц очень красочный и разнообразный. Птицы очень красивые и нарядные. Каждая птица красива по-своему. Красивое оперенье у павлина, колибри, райской птицы, попугая.

Колибри(Слайд 22)

Птица – муха. Самая маленькая птичка в мире. Питается нектаром с цветов. Гнездо величиной с грецкий орех.

Учитель.-Об одной из них я вам расскажу

- А какая птица говорит о себе так?

И петь не пою,
И летать не летаю
За что же тогда
Меня птицей считают?
(страус) (Слайд 23)

Тело страуса покрыто перьями. Страус не умеет летать.

- Зачем же ему крылья? ( крылья служат ему для украшения)

В нашей местности есть люди, которые занимаются разведением страусов.

Учитель.

- А какие птицы ещё не умеют летать? (пингвины) (Слайд 24)

- А почему они не умеют летать?

Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым непромокаемым оперением. Чтобы выжить, этим птицам не нужно подниматься в воздух. Поэтому они не летают, а их крылья выполняют другую функцию. (Слайд 25 )

Учитель.

- Ребята, а вы знаете, что о птицах написано много рассказов?

Муравей – Вопросик советует вам прочитать рассказы В. Бианки. (показать портрет В. Бианки)


IХ. Рефлексия. Итог урока (2-4 мин)

Учитель.

- Сегодня на уроке вы были маленькими учёными.

- Какие важные для себя открытий вы сделали на этом уроке?

- Понравился ли вам урок? С каким настроением вы работали?

– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

– У вас на столе птички. Оцените цветом свою работу на уроке.

– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – возьмите жёлтую птицу.

– Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – оранжевую птицу.

- Какое задание на уроке было самым интересным?

- Было ли трудно?

- Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей.

Тысячи лет шумят для нас леса – слышим ли?
Тысячи лет радуют нас стихи и горы – ценим ли?
Тысячи лет поют для нас птицы – не напрасно же?
Можно ли представить себе землю без птиц?
Море без чаек. Степь без жаворонков, горы без орлов
Или лес без кукушки. Скучно станет, неинтересно, мертво и глухо.
Так давайте будем оберегать природу сейчас и всегда.

Учитель.

- Спасибо за работу. Молодцы! А дома, по желанию, нарисуйте самую любимую вашу птицу. Расскажите родителям, что интересного вы узнали на уроке.