Тема: «Кто такие птицы?»
Учебные задачи, направленные на достижение - предметных результатов:
- познакомить учащихся с характерным признаком птиц, формировать умение отличать птиц от других животных;
- развивать умение узнавать и называть изученных птиц по описаниям, рисункам, фотографиям;
Познавательные:
- учить выявлять признаки данного вида животных;
- отличать новое от уже известного,
- продолжать обучение практическому исследованию предметов природы.
Регулятивные:
- ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц;
- использовать жизненный опыт;
- работать с дополнительной литературой,
- учить отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные:
- умение работать в паре, вести учебный диалог;
- формирование уверенности в себе;
- учить оценивать свою работу и работу группы.
Личностные:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим;
- привлекать семью к проблеме помощи животным;
- развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Прогнозируемые учебные результаты: первоклассники познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся определять птиц среди других животных, описывать их.
Учебные материалы и оборудование для учителя и учащихся:
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Окружающий мир» перья птиц, ножницы, стаканчик с водой, рисунки птиц.
Ход урока
I. Организационный этап. Мотивация
Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе.
Учитель.
- Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Посмотрите на гостей и поздоровайтесь с ними глазами.
- На уроке мы будем работать под девизом.
Наш девиз – не унывать, всё пройти и всё узнать!
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!
(Слайд 1 )
II. Присоединение.
Учитель.
- Сегодня вы маленькие учёные и вам предстоит сделать несколько важных открытий.
- Ответьте мне: «Кто такие учёные?» ( ответы детей) (Учитель знакомит учащихся с толковым словарём Ожегова и лексическим значением слова учёный.
(Слайд 2 )
Учёный – этоспециалист в какой-нибудь области науки - много знающий, образованный .
Учитель.
- Наш урок посвящён живой природе ,а именно тем, кто два раза родится: в первый раз гладкий ,а второй раз- мягкий. Кто это? (Птица)
- Предположите, о ком мы будем говорить на уроке ?
III. Этап актуализации знаний.
Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Птицы»; подготовить к восприятию новой темы.
Учитель.
- А каких птиц знаете? (дети называют)
IV. Этап изучения новых знаний.
Cоздание проблемной ситуации, знакомство учащихся с характерным признаком птиц.
1). Постановка цели и задач урока.
Учитель.- Прочитайте тему урока на стр.36 учебника. (Кто такие птицы?)
- Чему мы будем учиться на уроке?
- Прочитайте, какие учебные задачи мы будем решать на уроке? ( читающие дети читают стр.36)
(Слайд 3)
Учитель.
- Совершенно верно. Тема урока «Кто такие птицы».
Цели: познакомиться с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки птиц, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных.
2). Определение главного признака птиц.
Учитель- Ребята, кто из вас знает, как отличить птиц от других животных?
(Они умеют летать)
- Давайте понаблюдаем и скажем, действительно ли главным признаком птиц является умение летать?
( Слайд 4)
Рассказ Муравья Вопросика.
Однажды вечером он гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться.
За лесом на окраине деревни прокукарекал петух, созывал кур на насест.
Большая ночная бабочка пролетела над ним бесшумно взмахивая крыльями, с резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало животное, похожее на белку.
Какие разные животные подумал Муравей. Все они умеют летать. Наверное, все они – птицы?
- (Слайд 5 ) (летучая мышь, белка-летяга, бабочка)
Учитель.
- А вы как думаете, ребята?
- Давайте рассмотрим этих животных. Все ли они птицы?
- Знает ли кто-нибудь из вас похожее на белку животное, о котором сказал Муравей?
Это белка-летяга.
Птица ли она? А летучая мышь – птица?
Учитель.
- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать общий признак, который отличает их от других животных.
- Умение летать не подходит – мы знаем, что летают не только птицы, но и рыбы и насекомые, а вот курица летает плохо.
- Так чем птица отличается от других животных, вот это нам предстоит выяснить.
Выдвижение гипотезы (2 мин) (Слайд 6)
Рассказ о строении тела птицы на примере голубя, гуся или утки.
Учитель.-Чем они все похожи?
(У них у всех есть перья.)
3). Возвращаемся к рисункам.
- Чем покрыто тело летучей мыши (шерстью).
- А крылья у неё перепончатые.
- Летяга тоже покрыта шерстью. Перьев у них нет. Значит они не птицы.
Учитель.
-Найдите среди всех животных птицу. (Курица).
-Курица летает плохо, но её учёные так же как и вы относят к группе птиц. Почему?
-Мы знаем, что есть птицы, которые вообще не умеют летать. (Слайд 6)
-Так можно ли сказать, что все, кто летают – птицы? Или у птиц есть какой-то другой отличительный признак? (ответы)
(потому что самый главный признак этой группы – перья)
Учитель.
- Кто же такие птицы?
- Правильно ли мы думаем? Согласится ли с нами Мудрая Черепаха? Посмотрите на других птиц.
-Чем похожи птицы? (Все покрыты перьями)
Учитель.
- Это животные, тело которых покрыто перьями. Не случайно птиц называют «пернатые»!
- Важный ли признак для птиц - умение летать? ( Нет)
- Какой же главный признак птицы? ( Перья). (Слайд 7)
- Птицу узнают по перьям. Это вполне справедливо, поскольку из всех живых существ только птицы имеют перья, за что их и называют пернатыми. (Слайд 8)
-Давайте познакомимся со строением птицы.
4). Строение птицы.
(Слайд 9)
Учитель
- Посмотрите, что это за птица? (Голубь)
- Дети, назовите все части тела птицы.
( Туловище, ноги, крылья, хвост, шея, голова, клюв.)
- Поработайте в паре: рассмотрите картинку стр.36, покажите друг другу, из каких частей состоит тело голубя? (голова, шея, туловище, хвост, крылья, ноги, клюв)
- А теперь проверим. Правильно ли вы назвали части тела птицы (проверка по слайду 9 )
- Обратите внимание на форму тела птицы. Какая она? (Гладкая, обтекаемая.)
-Для чего нужна птице такая форма тела? (Форма тела помогает птице преодолевать потоки воздуха и быстро летать)
-Эту особенность формы тела птиц люди давно подсмотрели у природы и по её образу и подобию создали машину. Какую? (Самолёт) (Слайд 10)
5). Знакомство со строением перьев. Практическая работа. (Слайд 11)
Учитель.
- Мы сейчас с вами будем настоящими исследователями. А цель нашего исследования узнать:
- как устроены перья;
- значение перьев.
- А вы держали в руках перо птицы? А кто-нибудь задумывался о его свойствах?
-А чтобы больше узнать о свойствах перьев, что мы можем сделать? (нужно его рассмотреть, исследовать).
-А если рассмотреть перо, то о чем мы можем узнать? (зачем оно нужно птице)
(Слайд 11).
-У вас на партах в файлах лежат разные перья. Достаньте их.
-Рассмотрите их внимательно. Сравните перья.
-Чем различаются? Чем похожи? (Формой, цветом, размером)
- Найдите вот такие жёсткие и упругие перья. Это полётные или маховые перья.
С их помощью птицы летают. (Слайд 12).
-Маленькие и пушистые-это кроющие перья. Они покрывают тело птицы (Слайд 13)
и одновременно сохраняют тепло самого нижнего слоя – пуховых перьев. (Слайд 14).
- Для чего же нужны перья птице? (летать, сохранять тепло)
Физминутка.
Лебеди летят, крыльями шумят. (Дети шагают, машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой. (Наклоняются вперёд, кивают головой в разные стороны)
Прямо и гордо умеют держаться (выпрямляются, стоят ровно)
И очень бесшумно на воду садятся. (садятся за парты)
(Слайд 15)
V. Практическая работа
Учитель.
- Несмотря на то, что перья отличаются друг от друга, они имеют общие особенности. Проведём научное исследование.
- Возьмите любое перо и рассмотрите его.
- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера. Покажите его.
- Найдите бородки, покажите их
-Обратите внимание на то, как прочно они соединены.
(показывают)
- Что случится, если сейчас подует ветерок?
( Перья полетят. Они лёгкие. )
-Давайте проверим ваше предположение. Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него.-
-Что случилось? (Они лёгкие, поэтому полетели.)
- Как вы думаете, а что находится внутри перьев?
-Давайте проверим , возьмите ножницы и среднее перо разрежьте. Что вы видите внутри? (Ничего.Внутри пусто, поэтому они очень лёгкие)
Учитель (приглашает 3 человека)
- Они будут проводить наблюдение по инструкции:
- Опустите перо в воду.
- Выньте перо и посмотрите, изменилось ли оно? Намокло ли перо? Что происходит с капельками воды?
- Попробуйте сделать вывод: от чего перья защищают птицу?
- Опустите перо в воду. Выньте перо и посмотрите, изменилось ли оно? (нет)
- Намокло ли перо? (нет)
-Что происходит с капельками воды?
( Нет, вода скатилась капельками.)
- Попробуйте сделать вывод: от чего перья защищают птицу? (Перья защищают птицу от воды и сырости .)
Вывод. Действительно, перья защищают птицу от воды и сырости.
Учитель.
Есть такая поговорка: Как с гуся вода. Как понимаете смысл высказывания?
-Спасибо за помощь (дети садятся за парты)
-Может, вы знаете, почему у птиц перья не намокают от воды? (ответ детей)
(Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают)
Учитель.
- Для чего нужны птицам большие перья?
( Чтобы летать.)
Учитель.
- Для чего нужны маленькие пёрышки?
(Для тепла.)
- Итак, для чего же птице нужны перья? (Летать, сохранять тепло, украшать)
- Итак, мы выяснили, что тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья на крыльях помогают птицам летать, маленькие перья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу.
- Обратите внимание. Почему на слайде перо нарисовано рядом с чернильницей?
(Перьями раньше писали.)
- Да, много лет назад не было ручек, и люди писали гусиным пером. А.С.Пушкин писал свои сказки таким пером.
VI. Закрепление изученного материала (до 15 минут)
Учитель .
- Ребята, пока вы исследовали перья, к нам пришла электронная почта. ( Слайд 17 )
«Внимание! Наши маленькие друзья! Срочно нужна помощь! Живем рядом с вашей школой, нам голодно!»
Подпись: Синички, воробьи, снегири и другие птички.
Учитель.
-Птицы нас просят о помощи. Поможем птицам? Да!
-А прежде, давайте подслушаем их разговор. (О чем же они говорят).
VII. Инсценировка .(Диалог птиц)
- Холодно нам птицам зимой.
- Да и не хватает корма.
- Мы, ласточки, скворцы питаемся насекомыми и улетаем в теплые края. А сейчас насекомых нет – они спят.
- А вот нам воробьям, синицам и холодно, и голодно.
- А ты знаешь, что мы возвращаемся опять туда же, откуда улетали.
- Это как?
- Ну, с нашего города мы улетели сюда же в наш город мы и прилетаем.
- Но есть одно но… Мы возвращаемся в том случае если к нам отношение бережное, встречают нас, делают нам искусственные гнезда, которые называются скворечники.
- А зимой нас надо подкармливать и делать нам кормушки.
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их не счесть!
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучайте птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
-Корма, который подходит птицам в природе мало, поэтому сейчас мы можем встретить птиц рядом с жильем.
Учитель.
- А мы сделали для птиц кормушки и знаем, чем птиц кормить.
Рассказы детей о корме и кормушках. (Слайд 18)
Птиц, постоянно живущих в данной местности, называют оседлыми. Это такие птицы, как галки, воробьи, снегири.
Зимой снегиря можно подкармливать семенами растений.
Дятла – семенами сосны, семенами растений.
Синицу – салом.
Воробьев– пшеном, крошками хлеба, сырыми семечками подсолнуха.
Кормушки.
Подкормку птиц начинают с появлением первого снега. Практичная кормушка – это домик. Для синиц – жердочка из проволоки, на которую нанизываются кусочки сала.
2гр. Рассказ о птицах.
Воробей. (Слайд 19)
Очень прожорлив. Воробьи делали налеты на поля и уничтожали урожай. Крестьяне им кричали «Вора бей»! Так их и назвали «воробей».
Ласточки. (Слайд 20)
Птицы воздуха. Они редко спускаются на землю, даже воду пьют на лету. Если ласточки летают низко – будет дождь.
3 гр. Чув. легенды. Ласточка вьет гнездо у бога под столом. В чув. вышивке используют швы, которые называются ласточкин хвост и лапки \/ \/ \/, а петушок любимый сказочный герой.
Все эти птицы нам знакомы. Они живут с нами рядом.
Есть птицы, о которых вам предстоит узнать много нового и интересного.
Соловей (Слайд 21 )
Про соловья говорят, что он лучший певец. О чем же он поет. Сидит он в листве, неприметный и то щелкает, то рокочет, то трелью рассыпается, да так звонко и красиво, как ни одна другая птица не умеет.
Песней птицы подзывают друг друга, отгоняют врагов. Они даже ругаться могут – послушай, как ссорятся воробьи, отнимая друг у друга хлебную корку. (Звуки)
- А самые красивые песни птицы поют для своих невест и жен. Если пересказать соловьиную песню человеческими словами, то получится примерно так:
- Я пою лучше всех соловьев, а моя жена – самая красивая соловьиха во всем лесу.
Под этим кустом мы совьем гнездо, и если какой-нибудь чужак попробует тут поселиться, я его прогоню – потому что я храбрый и сильный.
Учитель.
-Вот он о чем поет.
-Соловей образовано от слова «соло» - один.
-Есть такое понятие и в музыке «соло» - это исполнение произведения одним человеком-музыкантом.
(Исполнение музыкального произведения на флейте)
VIII . Рассказ о декоративных птицах.
-Перья спасают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары. В природе много птиц. В лесу, на лугу – везде живут птицы. Мир птиц очень красочный и разнообразный. Птицы очень красивые и нарядные. Каждая птица красива по-своему. Красивое оперенье у павлина, колибри, райской птицы, попугая.
Колибри(Слайд 22)
Птица – муха. Самая маленькая птичка в мире. Питается нектаром с цветов. Гнездо величиной с грецкий орех.
Учитель.-Об одной из них я вам расскажу
- А какая птица говорит о себе так?
И петь не пою,
И летать не летаю
За что же тогда
Меня птицей считают?
(страус) (Слайд 23)
Тело страуса покрыто перьями. Страус не умеет летать.
- Зачем же ему крылья? ( крылья служат ему для украшения)
В нашей местности есть люди, которые занимаются разведением страусов.
Учитель.
- А какие птицы ещё не умеют летать? (пингвины) (Слайд 24)
- А почему они не умеют летать?
Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым непромокаемым оперением. Чтобы выжить, этим птицам не нужно подниматься в воздух. Поэтому они не летают, а их крылья выполняют другую функцию. (Слайд 25 )
Учитель.
- Ребята, а вы знаете, что о птицах написано много рассказов?
Муравей – Вопросик советует вам прочитать рассказы В. Бианки. (показать портрет В. Бианки)
IХ. Рефлексия. Итог урока (2-4 мин)
Учитель.
- Сегодня на уроке вы были маленькими учёными.
- Какие важные для себя открытий вы сделали на этом уроке?
- Понравился ли вам урок? С каким настроением вы работали?
– Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
– У вас на столе птички. Оцените цветом свою работу на уроке.
– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – возьмите жёлтую птицу.
– Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – оранжевую птицу.
- Какое задание на уроке было самым интересным?
- Было ли трудно?
- Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей.
Тысячи лет шумят для нас леса – слышим ли?
Тысячи лет радуют нас стихи и горы – ценим ли?
Тысячи лет поют для нас птицы – не напрасно же?
Можно ли представить себе землю без птиц?
Море без чаек. Степь без жаворонков, горы без орлов
Или лес без кукушки. Скучно станет, неинтересно, мертво и глухо.
Так давайте будем оберегать природу сейчас и всегда.
Учитель.
- Спасибо за работу. Молодцы! А дома, по желанию, нарисуйте самую любимую вашу птицу. Расскажите родителям, что интересного вы узнали на уроке.