Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. Русская сказка создала замысловатый мир. Почти во всех волшебных сказках одним из героев является Баба Яга. Что в этом лихом существе такого, что пугает, и одновременно влечёт, притягивает? Баба Яга - спорный образ русских народных сказок.
С самого раннего детства мы сталкиваемся с этим образом. Существует огромное количество произведений с её участием, даже праздники без неё редко обходятся. Про Бабу Ягу написаны сказки, её рисуют художники, снимают фильмы с её участием. В разных произведениях она разная: то добрая, помогающая людям, то злая и жестокая, ворующая детей и даже пытающаяся их съесть. Почему? Именно поэтому мы решили разобраться, провести более углубленную работу по знакомству детей с одним из самых таинственных существ на Земле: известным сказочным и мифическим персонажем Бабой Ягой, и рассказать окружающим, кто такая Баба Яга.
Визитная карточка педагогического проекта
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №11, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, сотрудник детской городской библиотеки
Тип проекта:
- по характеру содержания – исследовательско-творческий;
- по числу участников – групповой;
- по времени проведения – краткосрочный;
- по характеру контактов – открытый проект
Мы взяли в 2018-2019 учебном году тему по самообразованию по второй годовой задаче, которая звучала так: «Развитие познавательной и творческой активности дошкольников в процессе конвергентного образования». Мы посчитали, что это наиболее актуально для детей, стоящих на пороге школы: учиться добывать знания самостоятельно, из разных источников, разными путями.
Нам хотелось показать детям, что не всегда, казалось бы всем известные факты, могут являться истиной в последней инстанции. Ведь, если проявить интерес и попробовать докопаться до истины, всегда можно узнать что-то новое.
Участником проекта помимо детей, педагогов и родителей стал наш социальный партнёр сотрудник детской городской библиотеки № 56 Морозова Елена Викторовна.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к сказочным, мифическим персонажам русской и зарубежной литературы на примере конкретного героя – Бабы-Яги.
Задачи:
- Дать детям объективное представление о Бабе-Яге, раскрыв её образ через мифы, художественную литературу, произведения художников и иллюстраторов, музыкальные произведения, мультфильмы и кинофильмы, театральные постановки.
- Развивать у детей элементарные естественнонаучные представления об одном из самых таинственных существ на Земле, известном сказочном персонаже - Бабе-Яге.
- Развивать познавательную и творческую активность, внимание, наблюдательность, мышление, воображение в процессе исследовательской деятельности.
- Воспитывать интерес детей к литературе, музыке, театру, изобразительному искусству.
- Формировать умение определять настроение и характер художественного образа Бабы-Яги посредством восприятия произведений изобразительного, музыкального и театрального искусства.
- Формировать у детей коммуникативные навыки в ходе общения со взрослыми и сверстниками.
- Поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательно-исследовательской деятельности.
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Планируемые результаты
После завершения проекта:
- у дошкольников сформируются:
- эмоциональное отношение к мифологии, литературе, музыке, театру, изобразительному искусству;
- умение разгадывать тайны мифических, сказочных образов на примере Бабы-Яги;
- представления о последовательности процесса познавательно-исследовательской деятельности (постановка проблемных вопросов, определение источников получения необходимой информации, анализ и обобщение полученных знаний, применение их для получения конечного продукта).
- педагоги смогут:
- расширить и оптимизировать предметно-развивающую среду для повышения качества воспитательно-образовательного процесса по формированию поисково-исследовательской деятельности у детей подготовительной к школе группы;
- установить эффективное сотрудничество между социальными партнёрами: ДОО, родителями, сотрудником детской городской библиотеки в вопросах конвергентного образования воспитанников старшего дошкольного возраста;
- привлечь внимание родителей и повысить уровень их компетентности в вопросах воспитания инициативы, активности, самостоятельности дошкольников в процессе получения знаний об окружающем мире в условиях современного мегаполиса.
- родители смогут:
- повысить компетентность членов семьи в вопросах формирования познавательной и творческой активности будущих первоклассников.
Традиционно в проекте можно выделить следующие основные этапы: подготовительный этап, мотивационный этап, этап разработки проекта, этап реализации проекта, презентация проекта.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
- подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактических игр, иллюстраций, пополнение видеотеки познавательных фильмов, мультфильмов и презентаций по теме проекта;
- подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности;
- подготовка справочно-информационного материала для педагогов и родителей;
- определение форм взаимодействия с детьми, родителями, представителями социума;
- определение мотивации для обеспечения активной позиции всех участников проектной деятельности.
Первый этап: мотивационный
Выбор цели, создание проблемной ситуации.
На одном из занятий по ознакомлению с художественной литературой мы представили детям весёлую приключенческую сказочную повесть о доброй и справедливой Маленькой Бабе-Яге немецкого писателя Отфрида Пройслера. Ребятам книга очень понравилась. Мы продолжали её читать и в удобные режимные моменты.
Дети были поражены. Они привыкли, что Баба-Яга - это злая старушка, которая всем вредит и крадет маленьких детей, чтобы съесть их.
Возникли вопросы:
- Баба-Яга – реальный или вымышленный персонаж?
- Как выглядит Баба-Яга?
- Почему её так зовут?
- Сколько ей лет?
- Где живет Баба-Яга?
- С кем дружит?
- Кто ей помогает?
- Есть ли у неё родственники?
- Откуда появилась Баба-Яга?
- Является ли Баба-Яга только отрицательным героем? И так далее.
Тогда и зародилась идея проекта.
Чтобы систематизировать информацию, мы использовали модель трёх вопросов, а затем предложили детям вместе найти ответы на поставленные вопросы.
Что мы знаем? |
Что хотим узнать? |
Как мы это узнаем? |
Баба-Яга – злая колдунья. (Мирослав Г.) |
Баба-Яга есть на самом деле или придумана? (Вика С.) |
Посмотреть в компьютере (Иван К..) |
Она живёт в лесу, в избушке на курьих ножках. (Алиса С.) |
Как выглядит Баба-Яга и почему её так зовут? |
Спросить у мамы. |
Баба-Яга крадёт и ест людей. (Василиса Р.) |
Сколько лет Бабе-Яге? |
Прочитать в книге. |
У неё есть ступа, метла, чтобы летать. (Настя Х.) |
Что такое «костяная нога»? (Ульяна И.) |
Спросить у воспитателя. (Давид К.) |
Баба-Яга дружит с Кикиморой и Лешим. (Иван Т.) |
Есть ли у неё родственники? (Арсений И.) |
Сходить в музей Бабы-Яги. (Варя К.) |
Обычно Баба-Яга говорит: |
Откуда появилась Баба-Яга? И почему избушка на курьих ножках? (Семён Х.) |
Посмотреть мультфильмы и фильмы про Бабу-Ягу. (Настя С.) |
Верные слуги Бабы-Яги: кот Баюн, пёс Полкан, Ворон, Гуси-лебеди. |
Как выглядят Бабки-Ёжки в других странах? (Настя П.) |
Сходить на спектакли про Бабу-Ягу. (Маша Г.) |
Второй этап: разработка (планирование) проекта
На этапе разработки проекта воспитатели вместе с детьми:
- обсуждали варианты получения необходимой информации на поставленные вопросы (Что? Где? Когда?);
- определяли участников проекта (дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, сотрудник детской городской библиотеки);
- думали над тем, с кем и как необходимо будет поделиться полученной информацией: обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после окончания проекта (создание книжной выставки и мини-музея, посвящённых Бабе Яге, создание альбома «Всё, что мы узнали о Бабе-Яге», макета «В лесу у Бабушки - Яги», проведение досуга для детей подготовительных к школе групп «Познакомьтесь, Баба Яга», спектакля «Сказки Бабы Яги»).
Третий этап: исследовательско-творческий (на основе интеграции образовательных областей)
Проект реализовывался через различные виды деятельности и затронул четыре образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Мы решили начать наш проект с подготовки выставки книг о Бабе Яге. Некоторые книги были в нашей групповой библиотеке, некоторые любезно предоставили родители и дети. Среди них были и всем знакомые сказки и те, которые читали не все. Некоторые сказки мы брали из интернета, например, «Иван-царевич и Белый Полянин».
После того, как мы с детьми вспомнили ряд сказок о Бабе Яге и познакомились с некоторыми новыми сказками, мы постарались вместе с детьми их проанализировать. И вот, что выяснилось: из 11 сказок только в 5 сказках Баба Яга была отрицательным персонажем.
Но, если Баба Яга такая разная по характеру и поведению, она и выглядеть должна по-разному. И мы с детьми решили попробовать создать маленький музей кукол, изображающих Бабу Ягу. Родители и дети принесли и готовых кукол, и сделанных своими руками. Поучаствовали и педагоги, и помощник воспитателя.
Эта выставка помогла детям лучше представить образ Бабы Яги.
Далее мы предложили родителям вместе с детьми в выходной день поискать информацию о Бабе Яге на различные предложенные темы:
- Почему Бабу Ягу так зовут?
- Мифы о Бабе Яге?
- С кем дружит Баба Яга?
- Кто помогает Бабе Яге?
- Какими волшебными предметами владеет Баба Яга?
- Есть ли у Бабы Яги родственники?
- Песни о Бабе Яге.
- В сказках и мифах каких стран есть ещё Баба Яга? и так далее.
Дети в группе делились с другими детьми полученной информацией. Например, Настя Пенькова рассказала о том, с кем дружит Баба-Яга.
Воспитатели дополняли информацию.
Настя Хохрина рассказала о том, кто служит Бабе Яге.
Миша рассказал о средствах передвижения Бабы Яги. Ну, и так далее.
Этот самобытный образ не мог оставить равнодушным представителей творческих профессий – художников, музыкантов, композиторов или режиссеров.
Далее мы посмотрели с детьми презентацию и узнали, как создавался художественный образ Б.Я. в кинофильмах. В разные годы Бабу Ягу совершенно по-разному играли такие великие актёры, как Георгий Францевич Милляр, Зиновий Герд, Майя Булгакова, Татьяна Пельцер, Светлана Харитонова, Александр Леньков, Ольга Волкова, Лия Ахеджакова, Елена Яковлева и многие другие актёры.
Очень много мультфильмов снято о нашей героине: «Баба Яга», «Баба Яга против», «Ивашко и Баба Яга», «Баба Яга. Начало.», «Гуси-лебеди», «Ивашка из Дворца пионеров», «Домовенок Кузя», «Маленькая Баба-Яга», «Летучий корабль» и многие другие. Некоторые мультфильмы мы с детьми посмотрели в группе.
Дети рассматривали много иллюстраций в книгах, на которых была изображена Баба Яга. Благодаря просмотру презентации, дети познакомились не только с творчеством великих художников Ивана Билибина, Виктора Васнецова, Виктора Гартмана (скульптор и архитектор, пьеса русского композитора Модеста Мусоргского “Избушка на курьих ножках. Баба-Яга” из цикла “Картинки с выставки”), но и с творчеством других художников, изображавших Бабу Ягу (Голубечкова С., Зворыкин Б., Маврина Т., Кочергин И., Маколкин Д. и др.)
Наш музыкальный руководитель Алфёрова Татьяна Евгеньевна помогла детям представить образ Бабы Яги таким, как его видели и слышали композиторы-классики и современные композиторы.
Первое занятие было посвящено творчеству П.И.Чайковского.
На занятии дети узнали много нового о жизни и творчестве композитора, прослушали пьесу «Баба-Яга» из «Детского альбома» (оркестровый и фортепианный варианты).
В начале пьесы музыка зловещая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная.
Баба-Яга как будто ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя ее помелом. В музыке слышны остановки, пугающие аккорды. Потом появляется непрерывное, суетливое движение, будто Баба Яга мечется, суетится, что-то ищет.
В средней части пьесы равномерные повторяющиеся звуки, изображают безостановочное движение, как будто Баба Яга помчалась, понеслась в своей ступе. Отрывистые аккорды звучат ритмично, коротко, четко, остро, как удары помела, которым Баба Яга погоняет ступу.
В третьей части пьесы музыка звучит высоко, будто Яга в полете поднялась под самые небеса, грозит, машет, злится. Но вот мелодия начинает звучать все ниже и тише, как будто Баба Яга спускается вниз, на землю, кружится, колдует, вертится и как будто внезапно исчезла.
После прослушивания дети сравнили звучание пьесы в разных исполнениях.
Далее дети поиграли в дидактическую игру «Отгадай, какие инструменты прозвучали в оркестре?»
Потом дети приступили к выполнению творческого задания: «Придумай свой образ Бабы-Яги» (к музыке П.И.Чайковского).
Следующее музыкальное занятие в проекте было посвящено жизни и творчеству Анатолия Константиновича Лядова.
Дети узнали о том, как создавалась композитором симфоническая картина «Баба-Яга», прослушали эту замечательную музыку, делились своими впечатлениями: во вступлении композитор изображает свист Бабы Яги (играет флейта), музыка звучит низко, зловеще, страшно, слушая ее можно представить себе дремучий лес, в котором живет Баба Яга. Вот Баба Яга понеслась, погоняет свою ступу, будто слышен стук костей, которыми Яга грозит, размахивает и т.д.
Музыка похожа на зловещую пляску.
Далее дети посмотрели мультфильм по мотивам русских народных сказок, в котором прозвучала музыка П. И. Чайковского, и сравнили пьесу П.И. Чайковского «Баба-Яга» с симфонической картиной А.К. Лядова «Баба-Яга».
Также очень интересным и познавательным было третье музыкальное занятие в рамках проекта, посвящённое жизни и творчеству великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.
Дети прослушали пьесу великого русского композитора Модеста Мусоргского “Избушка на курьих ножках. Баба-Яга” из цикла “Картинки с выставки”, которая была написана в 1874 году под впечатлением выставки работ художника и архитектора Виктора Гартмана, скончавшегося внезапно в возрасте 39 лет в 1873 году. Композитор по-своему “озвучил” рисунки, картины и архитектурные проекты художника.
У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. А фантазия Мусоргского изобразила мощный динамичный образ жительницы этого “домика” – Бабы-Яги.
Пьеса «Избушка на курьих ножках» была представлена в трёх частях.
Часть первая - начало. Музыка агрессивная, громкая, будто Баба Яга летит в ступе, погоняя ее помелом.
Мелодия в средней части звучит тихо, таинственно, словно баба Яга затеяла что-то недоброе, колдует, шепчет, возится с травами, сушёными лягушачьими лапками, и не кажется такой свирепой, грозной, как в начале.
Третья часть – конец, таинственный, тихий. Это идет избушка на курьих ножках.
В свободное время Татьяна Евгеньевна предлагала детям послушать музыкальные произведения современных музыкальных коллективов, которые уже совсем по-другому представляли себе образ Бабы Яги. Они изображали её в своих песнях с юмором, и весёлой, и грустной, и заводной, но совсем не злой, и не страшной.
Наконец мы с детьми решили, что уже имеем достаточное представление о нашей героине и можем попробовать изобразить её самостоятельно, что мы и сделали, используя пастель и метод усечённого овала.
Далее мы провели конкурс на лучшую раскраску.
Потом дети попробовали себя в роли скульпторов и лепили Бабу Ягу из пластилина.
Мы были очень рады, что нашу книжную выставку и мини-музей, посвящённые Бабе Яге посетили дети из группы №7.
Своеобразным итогом нашего проекта стал досуг для детей подготовительных к школе групп «Познакомьтесь, Баба Яга».
Начали мы его с викторины по сказочной повести Отфрида Пройслера «Маленькая Баба-Яга», в ходе которой дети вспомнили это произведение и выяснили, что Баба Яга в этой книге необычная: маленькая, трудолюбивая, добрая, справедливая, не такая, какой мы её привыкли видеть в других сказках – злобной старухой, крадущей детей.
В рубрике «А знаете ли вы, что…» дети нашей группы с удовольствием поделились с присутствующими удивительной информацией о Бабе Яге, которую собрали в ходе проекта с помощью родителей:
- средства передвижения Бабы Яги;
- друзья Б.Я.;
- помощники Б.Я.;
- волшебные предметы, которыми владела Б.Я.;
- семья Бабы Яги;
Рассказали о том,
- что образ Бабы Яги не всегда был таким, как мы привыкли её видеть в русских сказках. В очень давние времена Баба-Яга была – могущественной богиней судьбы, удачи, плодородия и благоденствия, покровительницей женского рукоделия, заботливой берегиней домашнего очага, хранительницей рода, традиций, детей, хозяйкой леса и зверей. Она была молодой прекрасной бессмертной женщиной.
- что у Бабы Яги много и других имён. В разные времена в разных странах её звали по-разному: богиня Макошь, Яся Звёздная, Язя, Ядвига, Ягабова, Ягишна и др.
- что в разных сказках, у Бабы Яги разные образы. Она может быть злодейкой и Похитительницей детей, как, например, в сказке «Гуси-лебеди». Дарительницей, как в сказке «Василиса Прекрасная», Воительницей, как в сказке «Иван Царевич и Белый Полянин».
Так как у присутствующих оставалось много вопросов, на которые хотелось получить ответы, то мы решили пригласить к нам Бабу Ягу и услышать всё, что мы хотели из первых уст.
Из интервью с Бабой Ягой стало ясно, что был у неё в те древние времена любимый муж, могущественный бог Велес.
Да только прогневал он верховных Богов, украл, как гласит миф, волшебных небесных коров (будто по наущению жены) и в наказание превратили Боги её в дряхлую и страшную старуху, да так, что детей стали пугать Бабой Ягой.
Никогда и никого она не съела. С незапамятных времён была ведьмой, т.е. ведуньей, знахаркой, обладала тайными знаниями и помогала людям.
У славян был известен ритуал очищения огнем младенцев для оберегания их от злых духов, для этого в печи обычно имелась камера, куда не добирался ни огонь, ни жар. Если новорожденный появлялся на свет слабеньким, то знахарка замазывала ребенка по самую маковку в тесто, клала этот «пирог» на хлебную лопату и всовывала на некоторое время в теплую печь с различными приговорами. Там ребенок "допекался", становился сильнее. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигались и вместе с дымом выходили через трубу, а "заново перепеченный" ребенок становился более здоровым. Это действительно часто помогало и обряд этот практиковался вплоть до середины 20 века! Только вот в сказках он поменял знак с "плюса" (лечение ребенка) на "минус" (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое.
Мы также узнали, что в мифах и сказках разных стран есть Баба Яга. И у славян, и у народов Севера, и в Индии, и даже в Африке. Исследователи до сих пор спорят о том, где её родина. Некоторые вообще считают, что она прилетела из космоса. Мы узнали и о родине Бабы Яги и о том, когда празднуется её День рождения.
Баба Яга оказалась весёлой и заводной и провела с детьми весёлую музыкальную физкультминутку.
Далее дети попросили Б.Я. немедленно сотворить какое-нибудь чудо. Баба Яга вызвала извержение вулкана (наколдовала). Но наших детей не проведёшь: они тут же догадались, что это простой опыт, эксперимент. Но и Баба Яга не лыком шита: «Так наука же интереснее любого чуда! Вон у меня в избушке – целая лаборатория. Я может каждый день новые открытия делаю» - сказала она.
На прощание ребята вместе с Бабой-Ягой спели песню.
Очень познавательной и интересной была встреча в рамках проекта с сотрудником детской городской библиотеки № 56 Морозовой Еленой Викторовной. Тема встречи: «Баба Яга в произведениях современных авторов».
Если мы в начале проекта с ребятами анализировали в основном русские народные сказки, в которых был описан «классический» образ Бабы Яги, то Елена Викторовна сделала для детей обзор современных авторских произведений, в которых образ Бабы Яги стал уже совсем другим, более современным, и характер тоже поменялся.
В современных книгах, например, Бабы Яги выступают в роли сыщиц и проводят расследование («Как Бабы Яги Новый год встречали»), а также Баба Яга может быть плакальщицей («Улица разбитых избушек»). Ведь два ленивых поросёнка из сказки «Три поросёнка» украли избушку на курьих ножках, их-то хлипкие домики разрушил волк. А в сказках про домовёнка Кузю Баба Яга то злая (в домике плохого настроения), то добрая, заботливая (в домике хорошего настроения). В сказке «Вниз по волшебной реке», Баба Яга помогла Василисе Премудрой (предупредила её об опасности) и наказала Соловья Разбойника, Кощея Бессмертного, Лихо Одноглазое, Кота Баюна. В современных сказках даже избушки на курьих ножках вылупляются из пасхальных яиц («Лёлька и пушинка удачи»). Елена Викторовна не просто познакомила нас с книгами, но и оставила нам эти книги для прочтения, потому что дети заинтересовались.
Родители принимали в проекте самое живое участие. Это:
- задание выходного дня для родителей с детьми (помощь в сборе информации, посещение театров, музеев),
- участие родителей в создании книжной выставки, посвящённой Бабе Яге,
- участие родителей в создании мини музея, посвящённого Бабе Яге,
- участие родителей в создании макета «В лесу у Бабушки-Яги»,
- Участие родителей в подготовке к спектаклю «Сказки Бабы Яги».
Спектакль «Маленькая Баба-Яга» в театре «Мел» посетили Ваня Тамме, Настя Серикова, Настя Пенькова, Алиса Костина, Юля Кузнецова.
Спектакль «Две Бабы-Яги» театра «Содружество актёров Таганки» посетила семья Насти Пеньковой.
Одним из продуктов проекта стал альбом «Всё, что мы узнали о Бабе-Яге». Активное участие в создании альбома принимали родители.
Следующим продуктом проекта стал макет «В лесу у Бабушки-Яги», изготовленный с участием детей и родителей.
Ещё одним продуктом проекта стал спектакль «Сказки Бабы Яги», в подготовке которого приняли участие и родители. В этом спектакле дети показали весёлую, непосредственную, шаловливую Бабу Ягу, которой хочется внимания и понимания, то есть такую же, как и сами дети.
А ещё, в конце проекта, нам стало интересно: только ли нас зацепила непростая судьба Бабы Яги?
Ведьма, пришелец, хозяйка леса. Кто она — Баба-Яга? Этот персонаж славянской мифологии один из самых противоречивых. Однажды разыскать Бабу-Ягу решил английский путешественник Джильс Флетчер. В 1588 году он услышал о «золотой яге-бабе» и отправился за разгадкой в Пермский край, но там его ждало разочарование. Так он и написал в книге «о государстве русском» — все это «пустая басня». Выдумка или нет, но старухой с магической силой и по сей день пугают детей. Как выглядит современная Баба-Яга, на чем теперь передвигается и причем здесь Октябрьская революция? Ответы у корреспондента телеканала «МИР 24» Валентины Бекшаевой.
Ирина Лагошина (скульптор) — «мама современной Бабы Яги»:
«После проведённых исследований я сделала вывод, что потеря знаний об образе жизни и опыте наших предков стали причиной искажения огромного пласта нашей истории. Образ Бабы Яги — один из самых мощных, и он очень сильно пострадал. В патриархальном христианском обществе не было места столь сильному женскому персонажу. На меня произвел огромное впечатление контраст: кем была Баба Яга для наших древних предков и как ее преподносили в последние столетия, после принятия на Руси христианства. Образ мудрой волшебницы, целительницы, наставницы, защитницы детей и рода был подменен образом кровожадной старухи-людоедки, которая жарит в печке детей. Мне захотелось сделать хоть что-то, чтобы исправить историческую несправедливость, восстановить доброе имя Бабы Яги и в каком-то смысле даже призвать ее в помощницы для возрождения интереса к древней русской культуре, её уникальности и богатству. Кроме того, мой проект направлен на развитие более широкого видения и критического осмысления разных явлений и фактов. А кто такая Баба Яга по своей сути? В некотором роде она - тоже «супергерой», только очень древний. Она находится в числе особенных мифологических персонажей, обладающих и мудростью, и суперсилой, и сверхчувствительностью к такому понятию как справедливость. Кроме того, она - наставница, потому что не просто помогает быть добру, но и учит, передаёт свои бесценные знания. Даже русские богатыри приходят к ней за советом и поддержкой. Мне захотелось познакомить американскую и международную публику с нашей древней супергероиней».
Скульптура в виде Бабы-яги появилась в центре Лондона на улице Бошам-плейс в районе Найтсбридж. Об этом сообщило ТАСС во вторник, 25 декабря 2018 года.
По замыслу скульптора, Баба-яга должна была стать «дипломатом», призванным наладить межкультурный диалог между двумя народами.
Арт-произведение в британской столице стало частью проекта BY (Baba Yaga). Одна из его целей — рассказ о лучших качествах русского народа через древние сказки. Работы, посвященные персонажу, выставлены в Майами (США) (красного цвета, «красна девица», некрасива внешне, зато она красива духовно), Дубае (ОАЭ) (В Дубае был представлен уже более сложный и многослойный проект, получивший название «Культурный код, ext. 007 (643 RUS)». Название говорит само за себя: культурный код формируется поколениями, а числовые коды, которые присваиваются странам, — явление новейшего времени. В этом проекте Баба Яга выполнена в белом цвете. Он символизирует чистоту, нравственный идеал, духовность, истину). В Екатеринбурге (из бронзы, металлургия), Челябинске и Уфе (Россия).
10 декабря 2018 года пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков отметил универсальный характер русских сказок и их влияние на воспитание детей на Google-чтениях «От мала до велика».
Главный итог проекта: дети с удовольствием, очень увлечённо занимались творческой и исследовательской деятельностью, пытались самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы. Этот проект показал, как много нового, интересного можно узнать о, казалось бы, всем известном факте, насколько противоречивым и неоднозначным оказался всем известный образ сказочного персонажа и персонажа древнеславянской мифологии - Бабы-Яги, который изучают учёные разных стран.
Наши дети уходят в школу, детство заканчивается и, хотелось бы, чтобы это произошло легко и весело. Дети смогли сами реабилитировать такого страшного сказочного персонажа, как Баба Яга. И мы надеемся, что в будущей взрослой жизни они смогут самостоятельно познавать суть вещей.